Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития личности всегда актуальна. Государство должно создать ребенку «ситуацию социального развития», среду общения, сферу деятельности, адаптировать юного школьника к современным условиям жизни, воспитать патриотичного гражданина, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, развить инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, творческие способности, обеспечить интересное и плодотворное времяпрепровождение
В младшем школьном возрасте ребенок автоматически начинает занимать новое место в системе взаимоотношений между людьми: у него появляются новые постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Ребенок начинает формировать личность, открывая для себя новое место в социальной сфере человеческих отношений. Он учится ориентироваться в межличностных отношениях между семьей и родственниками, знает, как занять желаемое и соответствующее его статусу место среди родственников и друзей.
Трудность заключается в психологической готовности к работе; новая социальная ситуация вводит ребенка в абсолютно нормализованный мир отношений, требует, чтобы он был произвольным и отвечал за дисциплину.
Таким образом, новый этап в жизни ребенка требует развития и формирования в нем самых новых качеств, новой личности, нового человека.
Поэтому очень важно изучать личностные качества младших школьников, поскольку их необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Объект исследования – личность младших школьников.
Предмет исследования – личностные особенности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально определить особенности личности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «личность», «личностные особенности»;
2. Рассмотреть личностные особенности в младшем школьном возрасте;
3. Подобрать методики по теме исследования;
4. Провести экспериментальный анализ личностных особенностей у детей Младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- анализ научно-популярной, психологической, периодической литературы по теме исследования, её сравнение, обобщение в виде глав и параграфов работы;
- формирование выборки испытуемых, подбор методик анализа, качественная и количественная оценка результатов.
База исследования.
В исследовании приняло участие 20 первоклассников.
Методики исследования:
1. Методика «Дом-дерево-человек».
Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе была систематизирована информация об особенностях проявления личностных черт у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе была апробирована методика, позволившая определить основные личностные диспозиции, характерные для детей младшего школьного возраста. Анализ рисунков позволил выявить детей с высокой и низкой самооценкой, высоким уровнем тревоги, малообщительных детей и т.д. Эти данные могут быть полезны социальным педагогам и психологам при работе с детьми младшего школьного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования личностных особенностей младших школьников
1.1 Понятие «личность», «личностные особенности»
Психологи не имеют однозначного ответа на вопрос «Что такое личность?». Сложность феномена личности проявляется в разнообразии их ответов, а отчасти и в противоречивости мнений на этот счет. Каждое определение личности, доступное в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подтверждено исследованиями), заслуживает рассмотрения при исследовании глобального определения личности.
Рассмотрим определение понятия «личность» с точки зрения разных исследователей:
- Личность - совокупность связей с общественностью, реализуемых в различных видах деятельности (А.А. Леонтьев) [11];
- Личность - совокупность внутренних состояний, при которых нарушаются все внешние влияния (А.Г. Рубинштейн) [14];
- Концепция личности определяет человека как члена общества, обобщая социально значимые черты, интегрированные в него (И.С. Кон) [10];
- Личность - это предмет социального поведения и общения (Г.Б. Ананьева) [4];
- Личность, как публичный человек, субъект познания и объективной трансформации мира, разумное существо, обладающее речью и способное работать (А.В. Петровский) [6].
Таким образом, личность - это человек, социально обусловленный, по своей природе проявляющийся в социальных связях и отношениях, взятый в систему таких устойчивых психологических характеристик, которые определяют важные для него и других моральные поступки человека.
Разрабатывая концепцию личности, Г. Олпорт вводит понятие «черта», наиболее достоверную «единицу анализа» отличительных черт человеческой психологии и поведения, чтобы объяснить уникальность личности. С точки зрения Г. Олпорта, это «нейропсихологическая конструкция», способная преобразовывать многие функционально эквивалентные стимулы, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и значимого поведения личности» [3, c. 144].
Следовательно, черты личности - это гибкие черты, которые трансформируют стимулы, вызывая различные эквивалентные реакции. Наличие признака гарантирует одинаковость реакции на различные раздражители, поэтому поведение человека относительно стабильно и однообразно с течением времени.
Личность каждого человека наделена только внутренним сочетанием психологических черт, составляющих его личность, что определяет его уникальность, отличие от других людей. Индивидуальность определяется темпераментом, характером, привычками, преобладающими интересами, качествами когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способностями, индивидуальным стилем деятельности и т. д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием этих психологических характеристик - личность человека уникальна по своей индивидуальности [5].
Исследователи в области психологии разделяет общие и индивидуальные черты.
Общие черты - это черты, присущие определенной категории людей, которые формируются в процессе адаптации к окружающей среде и другим людям. Это обобщенная форма реакции, признак национального характера. В отличие от общих черт, черты характера или склонности личности (также называемые морфогенными) раскрывают черты человека, которые не позволяют сравнивать их с другими [5].
Индивидуальные черты личностти в большей степени отражают личную структуру. Однако не все личностные диспозиции одинаково представлены в структуре личности: есть те, которые отвечают за ориентацию личности, которые называются смыслообразующими; главные черты, которые проявляются в поведении человека и вспомогательные,- это те, которые лишь изредка присутствуют в структуре личности. Г. Олпорт назвал их кардинальными, центральными и вторичными соответственно.
Кардинальные диспозиции подчиняют все поступки человека. Они направляют действия человека и наиболее заметны в структуре его личности. В то же время наличие кардинальной тенденции не всегда характерно для каждого человека.
Центральные диспозиции - это яркие характеристики человека, своего рода портрет личности. Их количество невелико - от пяти до десяти, и они хорошо видны по поведению человека.
И вторичные диспозиции, которые наименее заметны и устойчивы. Они выражаются в форме вкусов и предпочтений человека и могут быть определены только после длительного знакомства с ним.
Экспериментальные исследования личности были начаты в России А. Ф.Лазурским и за рубежом Г. Айзенком, Р. Кеттелом.
А.Ф. Лазурский разработал методику и методологию проведения систематических научных наблюдений за индивидом, а также процедуру проведения естественного эксперимента, с помощью которого можно получить и обобщить данные о психологии и поведении здорового индивида [16].
Немецкий ученый Г. Айзенк характеризует черты личности, такие как экстраверсия-интроверсия (согласно теории К. Юнга), нейротизм -стабильность, психотизм -сила Суперэго, которые имеют решающее значение для описания поведения. Первые два измерения, определенные факторным анализом, являются ортогональными и построены по принципу нормального распределения в виде континуума на достаточно большом диапазоне. Все
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамов Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с. - Текст : непосредственный. – ISBN 5-7695-0303-3
2. Амирова, М.И. Формирование личности младшего школьника / М.И. Амирова, У.Ш. Магомедханова. – Текст : электронный // Современные проблемы педагогики и психологии. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. – 2019. – С. 26-33. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=42415206 (дата обращения 10.11112.2022).
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. Москва : Педагогика, 2018 .— 480 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7155-0358-2.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология» / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2019. – 362 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-7567-0274-3.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.- Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-91180-846-4
6. Введение в психологию : [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / А. В. Брушлинский и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского. – Москва : Изд. центр "Академия", 1995. – 493 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7695-0001-8.
7. Жиенбаева, Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения: 11.12.2022).
8. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 8-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 375 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-222-18569-8 .
9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. – Москва : Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1999. - 214 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-204-00205-7.
10. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон – Москва : Книга по Требованию, 2013. – 176 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-458-35887-3.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - Москва, 1982. – Текст : непосредственный.
12. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 452 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7695-0408-0.
13. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000- педагогика и психология / К.Н. Поливанова. - Москва : Academia, 2020. – 180 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7695-0643-1
14. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике : (Практ. руководство) / [Предисл. проф. Д. Д. Федотова]. - Москва : Медицина, 1970. - 215 с. – Текст : непосредственный.
15. Сандалова, Н.Н. Игра как средство воспитания личности младшего школьника / Н.Н. Сандалова, О.П. Шуматбаева. – Текст : электронный // ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы V Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 820-824. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=48532710 (дата обращения 10.12.2022).
16. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. – Текст : непосредственный. - ISВN 5-7695-0183-9.
17. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология : (Психология развития и возрастная психология) : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - Москва : Гардарики, 2018. - 349 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-8297-0176-6.
18. Шевкетова, Э. А. Диагностика сформированности целостного внутреннего мира личности младшего школьника / Э.А. Шевкетова. – Текст : электронный // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Сборник научных трудов по материалам III международной научно-практической конференции… - 2018. – С. 65-68. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=35566783 (дата обращения 11.12.2022).
19. Чикова, И.В. к проблеме развития личности младшего школьника / И.В. Чикова. . - -Текст : электронный // СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. .- 2018. С. 313-316. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=32702101 (дата обращения 10.12.2022).