Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические особенности развитие речи школьников с нарушениями слуха 6
1.1.Теоретические понятия слабослышащие или тугоухие дети 6
1.2. Причины потери слуха 13
1.3. Общая характеристика развития устной речи детей с нарушениями слуха 13
1.4. Значение овладения устной речью 19
Заключение по первой главе 21
ГЛАВА 2. Практическая часть 23
2.1 Современные психолого-педагогические методы и методики изучения устной речи у детей с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации 23
2.2. Карта обследования 31
Заключение по курсовой 38
Литература 39
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Слабослышащие (или тугоухие) – это дети с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.
В соответствии с ФГОС НОО № 373, ребенок должен всесторонне развиваться-это является главной задачей школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено, если дети с нарушением слуха не владеют устной речью. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи.
Ребенок с нарушением слуха входя в контакт со слышащими детьми должен знать и понимать обращенную к нему речь и уметь говорить разборчиво. От того, насколько успешно ребенок с нарушениями слуха понимает обращенную к нему речь, и как собеседники понимают его собственную, то есть от того, как он владеет навыками устного общения с окружающими, в значительной мере зависит его адаптация в мире слышащих. Любой ребенок с нарушением слуха должен найти свое место в школьной образовательной системе и осваивать тот вариант стандарта образования, который обеспечивает удовлетворение его специальных образовательных потребностей. Важно учитывать готовность слабослышащего или позднооглохшего ребенка к той или иной форме получения образования.
Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих детей является актуальным вопросом.
Объект исследования – речь детей с нарушением работы слухового аппарата.
Предмет исследования - особенности развития речи детей с нарушением работы слухового аппарата.
Цель работы - исследовать особенности развития устной речи у детей с нарушениями слуха. Цель, предмет и объект исследования определяют задачи работы:
причины потери слуха у детей;
рассмотреть общую характеристику развития устной речи детей с нарушениями слуха;
описать фонетико-фонематические нарушения речи;
исследовать нарушения лексического и грамматического строя речи;
дать подробную характеристику методической системе обучения произношению детей с нарушенным слухом (для чего рассмотреть методы и содержание обучения произношению);
перечислить формы организации обучения произношению;
сделать выводы по исследуемому вопросу.
Методы исследования – комплексный анализ и синтез логопедического, педагогического и психологического знания по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий; метод критического анализа научной литературы по проблеме исследования.
Глоссарий:
1) Нарушение слуха – утрата организма человека определять весь диапазон частот и разбирать звуки низких уровней. На основании этого определяют врожденную и приобретенную, а также частичную и полную потерю слуха. [17]
2) Глухие дети - утрата слуха забирает возможность нормально воспринимать речь и изучать ее самостоятельно [6]
3) Ранооглохшие - уже родившиеся с проблемами слуха или утратившие его до начала периода развития речи. Как правило, некоторая вероятность слышать все же остается, которая позволяет воспринимать громкие и сильные звуки. [6]
4) Позднооглохшие – утратившие слух, когда речь уже сформировалась. Причем речь в какой-то мере сохраняется.[6]
5) Cлабослышащие дети - наблюдается частичная утрата слуха, которая затрудняет развитие речи. Однако сохраняется способность самостоятельного накопления словарного запаса [6]
6) Аграмматизм - это нарушение способности пользоваться грамматическим строением речи. [2]
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические особенности развитие речи школьников с нарушениями слуха
1.1.Теоретические понятия слабослышащие или тугоухие дети
Нарушение слуха – утрата организма человека определять весь диапазон частот и разбирать звуки низких уровней. На основании этого определяют врожденную и приобретенную, а также частичную и полную потерю слуха.
На сегодняшний день, то из 1000 детей появившихся на свет у 15 отмечаются определенные патологии в этой области. В мировом обществе на сегодняшний день больше 500 млн человек, страдающих полной либо частичной дисфункцией слуховой системы [17].
Ведущие специалиста мира полагают, что патологии первой сигнальной системы (слух и зрение, в данном случае нас интересует первый момент) оказывают значительное влияние не только на речевые способности. Также они могут существенно затормаживать развитие физиологии, анатомии и психологии крохи.
Потому как тугоухость не представляет собой явное отклонение, выявить ее возможно только при помощи современных разработок, широко применяющихся за рубежом, одна из них получила название универсальный неонатальный скрининг.
Без такой разработки, узнать, как плохо слышит малыш, представляется возможным лишь тогда, когда он достигнет 2-3 летнего возраста.
Также наряду с этим известно, что первый год жизни маленького человечка является самым главным для развития речи. Если в данный временной отрезок провести необходимую коррекцию слуха при помощи слухового аппарата, то появляется возможность того, что речь у малыша разовьется нормально [9].
Благодаря уместному корректированию, дети с нарушением слуха имеют все шансы развиваться нормально.
Согласно статистическим данным, подобные отклонения у детей сопровождаются следующими особенностями во время развития:
44% - отклонения опорно – двигательного аппарата;
62% - негармоничное физиологическое развитие;
70% - развитие сопровождающих недугов;
80% - затормаживание развития моторики.
Объективные характеристики детей дошкольного возраста в этом случае являются следующими:
- Торможение развития (психического и физического) по сравнению со слышащими сверстниками на пару лет.
- Низкая двигательная активность.
- Расстройство координации и ориентации в пространстве.
- Медлительность при выполнении определенных движений.
- Затрудненность переключения внимания.
- Повышенная чувствительность к смене климата.
- Запоминание основывается исключительно при помощи зрения.
У детей с подобным отклонением замедлен процесс обработки информации и появляются трудности в общении с внешним миром, что определенным образом отображается и на формировании его личностных качеств [9].
Рассмотрим каждую подобную классификацию подробно.
Сложности в отношениях с другими детьми могут спровоцировать к формированию отрицательных качеств характера слабослышащего малыша, который вполне может превратиться в агрессивного и замкнутого человек.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: Детство-пресс, 2011. — С.37-41.
3. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2012 - С.6.
4. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова – СПб.: Библиополис, 2011. – 49с.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера. -2011.
6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М., 1963.
7. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению. - М.:ВЛАДОС, 2008.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. -Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.-
9. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
10. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 2011. С. 183.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ФФН). - М., 2015 .с.128
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: Директ-Медиа, 2010. - 1104 с.
13. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2011, №11. - С. 41-42
14. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004.
15. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.–СПб. : Детство-Пресс, 2013.–234 с.
16. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз¬раста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2015. - 192 ст.
17. Носкова Л. П. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М., 2004.
18. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - Репр. воспроизведение изд. . - М. : АльянС, 2013. - 367 с.
19. Основы логопедической работы с детьми; Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М: Аркти, 2010.
20. Тугова Н.А. Развитие выразительности речи у детей с речевыми на-рушениями // Дефектология. - 2010. - №2. - С.37-43.
21. Усанова О.Н. Специальная психология:учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/О. Н. Усанова.–Санкт-Петербург:Питер, 2006.– 395 с.
22. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: 2017. С. 29.