Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нарушение словарного запаса у детей с задержкой психического развития, вызванное отсутствием формирования познавательной активности, снижением знаний и представлений об окружающем нас мире, задержкой формирования высших психических функций, плохой регуляцией произвольной деятельности, нарушением словарного запаса, возникающим в результате недоразвития всех сторон речи. Трудности, возникающие у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), указывают на недостаточное формирование речевой активности, это актуальная проблема логопедии.
Развитие лексической стороны речи детей с данной речевой патологией характеризуется медленной скоростью развития, качественной оригинальностью. Специфическим проявлением симптомов нарушений лексической стороны речи у большого числа младших школьников с ЗПР является системный характер речевой недостаточности, распространенность сематического дефекта, сложность речевых расстройств, сочетание различных речевых патологий.
Кроме того, нарушения лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития разнообразны и связаны с признаками этиологии, психологическими особенностями и неврологическими симптомами.
Степень разработанности проблемы исследования. В научных работах дан анализ особенностей формирования словарного запаса детей с задержкой психического развития (Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Е.С. Слепович и др.).. Авторы отмечают, что при нарушениях лексико-грамматической системы речи у дошкольников с задержкой психического развития отмечается бедность лексики, неточность, недифференцированность, недостаточность смысловых подстановок, постоянство аграмматизма, лексика представлена в большей степени бытовой, разговорной тематикой. Тот факт, что лексическая сторона речи детей с задержкой психического развития не сформирована, усугубляет трудности в ситуациях, требующих разговорной речи. Поэтому одним из важных факторов успешности обучения является формирование лексической стороны речи. Поскольку основой речевой организации человека является лексическая сторона речи, различные нарушения ее функционирования особенно затрудняют процесс общения и социальной адаптации. При этом основную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевого общения, ученые отводят глагольному лексикону (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир и др.).
В этом контексте своевременное расширение и активизация словарного запаса детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является ключом к успешному обучению детей.
Все вышесказанное приобретает особую актуальность при изучении особенностей развития глагольной лексики у детей дошкольного возраста задержкой психического развития и выявлении проблемы определения педагогических условий, обеспечивающих формирование предикативной лексики у определенной возрастной категории детей.
Цель работы – разработать методические рекомендации по активизации глагольного словаря детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами.
Объект исследования – процесс развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования – методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику глаголу как лингвопсихологическому понятию;
2.Рассмотреть особенности развития задержки психического развития в онтогенезе;
3.Проанализировать особенности развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4.Провести диагностику уровня развития словаря глаголов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
1.2 Характеристика задержки психического развития как вариант дизонтогенеза
Задержка психического развития, получившая официальную аббревиатуру ЗПР, является наиболее многочисленной нозологической группой патологий детей в развитии.
В настоящее время накоплен большой «багаж» научных исследований в области психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР, проявления отдельных видов психических функции, методов их коррекции.
Обратимся сначала к сущности понятия «задержка психического развития».
В общем случае при ЗПР у ребенка наблюдается несформированность высших психических функций, которые в свою очередь определяют недоразвитие познавательного уровня, мотивационного, волевой, речевого и других компонентов развития ребенка. Причем несформированность того или компонента у разных детей не равномерно, что предопределяет типологические отличия детей с данной патологией [1].
Исследованием феномена задержки психического развития занимались многие ученые: Т.О. Власова, А.И. Григорьев, Т.Д. Ильяшенко, В.В. Ковалев, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, М.В. Рождественская и др.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение или замедление нормальной скорости психического развития ребенка. Этот термин используется для обозначения готовой и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность в ЗПР, существуют общие особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие отнести их к определенной категории [6], [19].
Рассматривая научные исследования в области патогенеза и клинических проявлений задержки психического развития у дошкольников можно выделить ряд общих симптомов данной патологии: медленные темпы развития ребенка по сравнению с нормально развивающимися сверстниками: поздние хождение, поздняя речь, отличающаяся однообразными и короткими фразами. Ребенок слабо идет на контакт с другими взрослыми и детьми, проявляет низкие знания об окружающем мире: не знает названия бытовых предметов, животных, цветов и др. Данные признаки являются симптомами и иных патологий развития, поэтому дифференциальную диагностику задержки психического развития от общего недоразвития речи или умственной отсталости необходимо проводить комплексно.
2.1 Организация констатирующего эксперимента по изучению глагольной лексики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, мы определили цель опытного исследования, которая заключается в определении уровня сформированности словаря глаголов у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи опытной работы:
1. Сформировать выборку испытуемых детей;
2. Определить критерии исследования словаря глаголов у детей дошкольного возраста с ЗПР;
3. Подобрать диагностические методики для определения уровня развития словаря глаголов у дошкольников с ЗПР;
4. Провести диагностику развития словаря глаголов у дошкольников с ЗПР и описать её результаты;
5. Разработать методические рекомендации по развитию словаря глаголов у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Экспериментальной базой исследования является (название).
В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст испытуемых составляет 5.7 лет (Таблица 1).
2.3 Рекомендации по развитию глагольной лексики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
При организации коррекционной работы по развития словаря глаголов у детей дошкольного возраста с ЗПР необходимо продержится следующих принципов обучения:
1. Принцип наглядности.
Данный принцип используется для общего понимания детьми предоставленной информации. Так как у детей дошкольного возраста превалирует наглядно-образная память, то для детей с ЗПР особенно важна визуализация информации.
2. Принцип повторности.
Этот принцип имеет большое значение при автоматизации речевых навыков, выполняемых главным образом в играх. В то же время игры необходимо подбирать разного содержания, сложности и быть результативными.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Специфика развития ребенка и сложность патологии в данный возрастной период должна учитываться при определении дозировки упражнений и скорости их выполнения.
4. Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Л. С. Выготскому).
Этот принцип предполагает, что обучение будет немного опережать развитие детей на момент коррекционной работы.
5. Принцип дифференцированного подхода.
Подразумевает учёт этиологии, механизмов, симптоматики данного нарушения (ЗПР), возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка и находит своё отражение в процессе проведения занятий (индивидуальных, фронтальных и подгрупповых).
6. Этиопатогенетический принцип.
Согласно данному принципу производиться учет:
– механизмов данного нарушения (ЗПР);
– соотношение в структуре дефекта речевой и неречевой симптоматики;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Белопольская, Н.Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития : монография / Н. Л. Белопольская. – М. : Когито-Центр, 2004. - 32 с.
2.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : Учебное пособие для студентов пед. вузов / Л. Н. Блинова ; М-во образования РФ, Упр-ние спец. образования. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 134 с.
3.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975.- № 6.
4.Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / О. Р. Ворошнина. - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 217 с.
5.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.,1984
6.Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: Коллективная монография / Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Галлямова Ю.С. и др. - М.: УМЦ "Добрый мир", 2018. - 331 с.
7.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.
8.Донцов Д.А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие / Д. А. Донцов, М. В. Донцова; под редакцией Д. А. Донцов. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 308 с.
9.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефимпнкова. - М.: Наука, - 2011.
10.Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо. 2018. - 288 с.
11.Кащенко Е.С. Организация и проведение коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР / Е.С. Кащенко, С.В. Кучеренко // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 192-194
12.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие / В.В. Лебединский. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 144 с.
13.Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
14.Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития : учебное пособие / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич. - СПб. : Эко-Вектор, 2017. - 540 с.
15.Морозова, В.В. Состояние лексического компонента речи старших дошкольников с задержкой психического развития / В. В. Морозова // Вузовская наука – образованию и промышленности. XI Вишняковские чтения : материалы междун. науч. конф., 28.03.2008 г. – СПб., 2008. – С. 211-214.
16.Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития : пособие для учителей нач. школ, психологов-практиков, родителей / Л. Г. Мустаева. - М. : АРКТИ, 2005. - 56 с.
17.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития //Дефектология.- 1972. № 3. С. 3-9.
18.Семаго, Н.Я. Задержка психического развития: основные современные показатели / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Издательский дом "Первое сентября"; "Школьный психолог", 1999. - №32. - С. 3-8.
19.Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика / Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.
20.Чупров, Л.Ф. Проблема задержки психического развития детей: история научного поиска и искусственной смены парадигмы / Л.Ф. Чупров // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 77-91.
21.Чупров, Л.Ф. Проблема задержки психического развития детей: история научного поиска и искусственной смены парадигмы / Л.Ф. Чупров // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 77-91.