Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования.
В 2017 году в Российской Федерации было зарегистрировано более одного миллиона детей и подростков с глухотой и тугоухостью. По отдельной статистике почти каждый десятый ребенок состоит на учете в сурдологических кабинетах. В то же время важно отметить, что депривация слуха вызывает специфические условия развития ребенка, приводящие к ограничению социальных связей, нарушению восприятия и эмоционального реагирования. Усвоение социального опыта слабослышащими детьми происходит не в полной мере, так как часто дети этой категории исключены из полноценного общения с нормально слышащими сверстниками.
Такие ученые, как Э. Левин, Н.Г. Морозов, В. Ф. Матвеев, В. Петшак отмечали, что дети с нарушениями слуха испытывают трудности в процессе социализации и адаптации к окружающей среде, имеют невротические реакции, с трудом приспосабливаются к изменяющимся условиям. Однако успехи, достигнутые сурдопедагогическим сообществом в обобщении теории адаптации и социализации детей данной категории, актуализируют обращение к теме исследования.
Цель исследования – выявить особенности обогащения словарного запаса слабослышащих младших школьников с использованием личностно-ориентированной технологии.
Объект исследования – словарный запас младшего школьника.
Предмет исследования – обогащение словарного запаса слабослышащих младших школьников с использованием личностно-ориентированной технологии.
Гипотеза исследования – обогащение словарного запаса слабослышащих младших школьников с использованием личностно-ориентированной технологии улучшает не только объем словарного запаса ребенка, но так же и улучшает мотивированность к учебе.
Задачи исследования:
1. Дать определение словарному запасу ребенка с ОВЗ
2. Дать характеристику младшего школьника с ОВЗ
3. Дать характеристику места проведения исследования и характеристики разработанной программы
4. Сделать вывод по итогам исследования.
1. Литературный обзор особенностей формирования словарного запаса у младших школьников с ОВЗ
1.1. Психолого-педагогические особенности личности младших школьников с проблемами развития слуха
Изучением личности занимались ученые из разных областей науки. Л.С. Выготский отмечал, что интеграция личности глухого в общество слышащих может быть осуществлена только путем включения его в разнообразные общественно значимые виды деятельности. В работах Л.С. Выготского обосновывается положение, что глухой ребенок достигает того же развития, что и нормально слышащий ребенок, но происходит это с помощью других методов и средств. Важно знать пути, по которым должен развиваться ребенок. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания [2, с. 134].
Слабослышащий ребенок часто лишен возможности слушать музыку, смотреть телевизор, слышать звук человеческой речи, что приводит к недостатку эмоций, упрощению межличностных отношений. А.П. Гозова отмечает значительные трудности в понимании у глухих детей разного рода эмоций других людей, у них возникают трудности в формировании нравственно-этических представлений и понятий. Кроме того, дети не различают речевые и неречевые звуки [1, с. 98].
Отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, С.Я. Рубенштейн, П.Я. Гальперин, главным звеном в развитии личности называют оплачиваемый социальный опыт в продуктах материального и духовного производства, который приобретается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми индивидуальных знаний и умений, но и развитие способностей, а также формируется их личность [3, с. 198].
Потеря слуха является социальной проблемой. Л.С. Выготский назвал этот дефект «социальной неустроенностью». В этом основная причина детской инвалидности. Величайший отечественный психолог считал, что любой физический дефект становится причиной своего рода социального взрыва. Этот взрыв во многом аналогичен легкой травме, например вывиху. В этом случае в теле происходит разрушение или разрыв связей и соединений этого органа или части тела с другими органами и частями тела. Кроме этого сам пострадавший орган начинает работать в ненормальном режиме. Его деятельность сопровождается болезненными ощущениями, вокруг органа происходят воспалительные процессы. То же самое происходит и с психикой человека [2, с. 170].
Основной проблемой социализации являются отклонения от нормального развития личности слабослышащих детей. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, сомнениях, снижении самоорганизации и целеустремленности, что приводит к существенному искажению личности.
Дефицит или полная потеря слуха вызывает трудности в общении с окружающими, замедляет или останавливает процесс усвоения информации и негативно влияет на формирование личности. Трудности в общении могут привести к формированию негативных черт личности, из-за чего многие слабослышащие дети агрессивны, вспыльчивы, и замкнуты [5, с. 33].
Этот дефект сужает круг общения, ограничивает социальные связи. В связи с этим у ребенка возникают проблемы с развитием речи, объемом внимания, памятью, отмечается замедление темпов развития личности. Дети с нарушениями слуха замечают, что окружающие относятся к ним не так, как к другим детям. Ребенок чувствует любовь, заботу, уважение, сострадание, жалость, но в то же время чувствует себя обузой и ненужностью в этом обществе. Вот откуда берутся эгоцентрические черты личности.
Для детей с нарушением слуха характерно преувеличение своих способностей, проявление лидерства в своем обществе и завышенная самооценка. Детям не хватает контроля над собой и своими эмоциями. Трудности связаны и с особенностями области связной речи: слово воспринимается не как смысловая единица, а как последовательность элементов [4, с. 416].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Атаева, Е.О. Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Е.О. Атаева. // Молодой ученый. – 2018. – № 26 (212). – С. 147-148. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/212/51244/ (дата обращения: 17.12.2022).
2. Бернар, К. Лекции по экспериментальной патологии / К. Бернар. - М. : Медицина, 2017. - 586 с.
3. БодалевА.А. и ЛомовБ.Ф. Восприятие и понимание человека челове-ком. — М.: Изд-во Моск. У,н-та, 1982. — 200 с
4. Важенина С.В. Адаптационные характеристики детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. №4. С. 09-17.
5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика : курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2018. - 448 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2013. - 1136 с.
7. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студентов / М.А. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Шти-нова. - Москва: Владос, 2013. - 224 с.
8. Кеннон, У.Б. Проблема шока : избранные статьи / У.Б. Кеннон. - М.; Академия, 2013. - 117 с.
9. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога / Н.Ф. Маслова. - Орел : Книга, 2014. - 157 с.
10. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2018. -352 с.
11. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - 3-е изд., исправ. И до-полн. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 624 с.
12. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век: хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - 5-е изд. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013. - С. 717-777.
13. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия : новейшие подходы в области практической работы : клиент-центрированная терапия: монография / К. Роджерс. - М. : Психотерапия, 2016. - 512 с.
14. Романова, А. В. Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / А. В. Романова, А. Г. Володина, Н. В. Носова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93312/ (дата обращения: 18.12.2022).
15. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье; общ. Ред. Е.М. Крепс. - М.: Прогресс, 2012. - 124 с.
16. Шипицына, Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. - М.: Академия, 2018. - 429 с.