Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики
у детей среднего дошкольного возраста………………………..………….....…5
1.1 Понятия «моторика», «мелкая моторика», «общая моторика»…………….5
1.2 Исследования психологов, педагогов, посвященные проблеме развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нормальным психологическим развитием……………………………………………….….…7
1.3 Особенности развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нормальным психическим развитием…………………….………....9
Глава 2. Методические основы проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….. 13
2.1 Анализ требований программ………………….…………………………..13
2.2 Графические упражнения – как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………15
2.3 Содержание работы воспитателя по проблеме развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………..21
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Полноценное развитие и воспитание детей в современной образовательной среде начинается с раннего дошкольного возраста. При этом важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка дошкольника является сформированная мелкая моторика рук. Специалистами отмечено, что мелкая моторика рук связана с высшими психическими функциями и свойствами сознания. Прежде всего – это внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и речь.
Развитие навыков мелкой моторики рук чрезвычайно важно для ребёнка. В жизни любого человека требуется использование точных и координированных движений кистей и пальцев. Ребёнку это необходимо для того, чтобы он мог одеваться, писать, рисовать и др. Чем старше ребёнок, тем больше становится разнообразных бытовых и учебных действий, которые необходимо выполнять. К среднему дошкольному возрасту относят детей 4-х, 5-ти лет. Уже ближе к 5-ти годам дети начинают проявлять черты старших дошкольников. Усиливается рост познавательных процессов и интересов. На их психику благотворно влияют активность и любознательность. Среди ученых и практиков нет единого мнения по поводу того, как проявляются возрастные особенности детей при развитии мелкой моторики рук и каким образом необходимо добиваться максимального прогресса у детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы: раскрытие педагогических условий и возможностей развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия «моторика», «мелкая моторика», «общая моторика».
2. Изучить исследования психологов, педагогов, посвященные проблеме развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нормальным психологическим развитием.
3. Провести анализ требований к образовательным программам.
4. Представить графические упражнения как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
5. Раскрыть содержание работы воспитателя по проблеме развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
1.1 Понятия «моторика», «мелкая моторика», «общая моторика»
Содержание работ по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста достаточно разнообразно. Под моторикой понимают двигательную активность организма или отдельных органов человека. Прежде всего – это последовательность движений и общая способность к выполнению действий, связанных с движением. Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. При этом, мелкая моторика отвечает за ловкость рук и пальцев, а также, умение манипулировать мелкими предметами. Крупная моторика отвечает за координацию движений и четкость действий частей физического тела [6].
Под мелкой моторикой будем понимать совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Успешность мелкой моторики достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем. При этом большую роль также играет зрительная система. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин «ловкость». Мелкая моторика – это прежде всего, комплекс скоординированных действий, который направлен на точное выполнение мелких движений. К ней относят самые разнообразные движения, от привычных жестов человека, до самых мелких манипуляций.
Специалисты считают, что с точки зрения анатомии, примерно одну треть двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти. Она расположена рядом с речевой зоной. Именно потому так важно развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. От успешного развития мелкой моторики рук ребёнка будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в дальнейшем школьном обучении, благополучная социализация ребёнка и др. Именно по этим причинам необходимо уточнять и систематизировать средства развития мелкой моторики рук детей. Чтобы эти процессы протекали успешно, в ДОУ необходимо создать для этого соответствующие педагогические условия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / М.М. алексеева // М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 286 с.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова // М., 2006. – 56 с.
3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами, определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет [Текст] / О.В. Бачина. – М.: Изд. «АРКТИ», 2009. – 48 с.
4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
5. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т.П. Буцыкина // Логопед. – 2005. – No3. – С. 21-24.
6. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать [Текст] / С.Е. Гаврилина. – Ярославль, 2007. –122 с.
7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику [Текст] / Н.В. Гатанова. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 102 с.
8. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: Пособие для детей [Текст] / Т.И. Гризик . – М.: Просвещение, 2007. – 56 с.
9. Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму: пособие дляродителей [Текст] / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 64 с.
10. Гризик Т.И. Умелые пальчики: Пособие для детей 4–5 лет [Текст] / Т.И. Гризик . – М.: Просвещение, 2007. – 58 с.
11. Жукова О.К. Развитие руки: просто, интересно, эффективно [Текст] / О.К. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2006. – No11. – С. 34-37.
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений[Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 227 с.
13. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 165 с.
14. Малюкова И.Д. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму [Текст] / И.Д. Малюкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No2. – С. 34-38.
15. Моисеева Л.К. О подготовке руки к письму. Дошкольное воспитание [Текст] /Л.К. Моисеева . – 2006. – No12. – С. 22-24.
16. Сахарова О.М. Готовим пальчики к письму: для детей 6-7 лет [Текст] / О.М. Сахарова. – М.: Издательский дом «Литера», 2009. – 98 с.
17. Солнцева Е.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е.А. Солнцева. – М.: АСТ «Астрель». - 2008. – 124 с.
18. Тимофеева И.А. О подготовке руки к письму [Текст] / И.А. Тимофеева //Дошкольное воспитание. – 2007. – No3. – С. 23-27.
19. Чудакова А.К. О подготовке руки к письму [Текст] / А.К. Чудакова // Дошкольное воспитание. – 2005. – No9. – С. 24-28.
20. Журнал «Дошкольное воспитание» [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.dovosp.ru (дата обращения: 10.12.2022).
21. Журнал «Начальная школа плюс До и После» [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.school2100.ru (дата обращения: 10.12.2022).
22. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.pedlib.ru (дата обращения: 10.12.2022).