Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дети – будущее нашей страны, наше будущее. Именно от того, что мы вложим в их сердца сегодня, какие морально-этические, социальные, психологические, интеллектуальные и иные качества будут им привиты, во многом зависит благосостояние государства и тот путь, который оно выберет спустя десятилетия.
Поэтому целью любого современного общества является создание благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, максимальное раскрытие интеллектуальных, творческих сил и формирование нравственных ценностей, создание условий для организации продуктивного взаимодействия детей для дальнейшей благополучной интеграции в общество, формирования социальной компетентности. Только цельная, развитая, социально компетентная личность сможет адаптироваться в обществе во взрослой жизни: она сможет поддерживать позитивные коммуникативные связи и генерировать креативные идеи, придерживаться общественных правил и самодисциплины, анализировать ситуацию, полученные знания и рационально действовать в экстренных ситуациях.
На сегодняшний день существует множество интересных, оригинальных педагогических методик, направленных на воспитание личности ребенка, но наиболее эффективной и распространенной из них является творческая педагогика, или воспитание личности ребенка через творческую деятельность. И это не случайно.
Творчество – это уникальная по силе своего созидательного, воспитательного эффекта деятельность, формирующая личность человека, его эстетические, морально-нравственные качества, волю, целеустремленность и интерес к познанию мира.
Творческая деятельность представляет собой источник позитивных эмоций, энергии, она открывает огромные возможности для общения и развития, социализации. Дети познают мир через игру, воображаемые, сказочные образы, конкретные действия, направленные на созидание, поэтому именно творчество может помочь ребенку проникнуться интересом к изучению наук и научиться взаимодействовать с обществом.
На настоящий момент вопрос влияния творческой деятельности на воспитание личности ребенка широко рассмотрен в психолого-педагогической литературе, существуют разные подходы, теории. Одной из наиболее известных и интересных теорий является понимание творчества, как элемента социальной компетентности, влияющего на процесс социальной адаптации Н.И. Белоцерковец.
Другие ученые исследователи, Н.А. Гончарова, И.А. Зимняя рассматривают понятие творческой деятельности, как совокупность социальных навыков и знаний, необходимых для формирования цельной, разносторонней личности, выраженных в креативной форме. Зарубежные авторы, такие, как Р. Хинтч и У.Пфингстен уделяют особое внимание личным характеристикам ребенка в вопросе формирования социальной компетентности через творчество. В рамках своей теории они рассматривают индивидуальный подход, как ключевую методику воздействия на личность ребенка.
Д. Хайнд утверждает, что главным фактором, влияющим на развитие ребенка, являются позитивные коммуникативные связи, которые происходят во время игры или иной творческой деятельности. Межличностную коммуникацию он рассматривает, как серию взаимодействий, происходящих во времени между двумя индивидами, причем каждое взаимодействие относительно ограничено по продолжительности, но зависит от прошлых взаимодействий и влияет на будущие.
По данным Ш. Хартап и А. Лаурсен, отношения между детьми, взаимодействующими во время творческой деятельности, а также, между детьми и педагогами представляются собой относительно устойчивые связи, характеризующиеся обычно взаимным стремлением к установлению социальных контактов.
Эти авторы подчеркивают взаимный характер отношений, называя их «двусторонними образованиями»; они также подчеркивают важность воспоминаний и ожиданий в построении и поддержании отношений, называя эти конструкции временными мостами, которые поддерживают отношения. Большинство определений ссылаются на диадическую природу построения межличностной коммуникации в творческой деятельности, являющейся базой образовательного процесса.
Разные по подходам теории воспитании схожи в одном: главная задача в формировании цельной личности и продуктивного взаимодействия детей ложится на плечи педагогов, психологов. Именно творческо-образовательный процесс становится ключевым фактором, оказывающим огромное влияние на личность ребенка, на его будущее, а значит, и на будущее нашего общества и государства.
Формирование многогранной, творчески активной, целеустремленной личности ребенка – сложный процесс, который включает в себя множество психолого-педагогических условий, но ключевым фактором создания цельной личности ребенка является педагогический процесс.
Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в том, что именно творчество, в частности, изобразительная деятельность закладывает азы поведения и общения, восприятия мира и самого себя, и от тактики педагогической деятельности учителя, способности привить ребенку интерес к творческой деятельности во многом зависит судьба ребенка.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование продуктивного взаимодействия дошкольников через изобразительное творчество происходит в условиях межличностного взаимодействия детей и взрослых. При этом одинаково важны связи ребенок-ребенок и ребенок-взрослый.
Воспитание ребенка – непростая задача, требующая максимальной вовлеченности всех социальных институтов в этот процесс – родителей, учителей школ, педагогов дополнительного образования. Также многое зависит от социальной среды, межличностных отношений со сверстниками и той информации извне, которая окружает ребенка (медиа, ТВ). Успех формирования адекватной, гармоничной личности ребенка во многом зависит от самоотречения педагога и учета
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
• Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации : учеб. пособие / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 235 с.
• Асанова, И.М., Дерябина С. О. Организация культурно-досуговой деятельности //Издательский центр «Академия» – 2011. – С. 6-12
• Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. – М., 2015. – 52 с.
• Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 2014. – 32 с.
• Заботкина К.Ю. Организация досуговой деятельности младших школьников/ К.Ю. Заботкина, Г.Б. Барышникова. – Ярославль: ФБГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», 2013. - 39 с.
• Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. – М.: Сфера, 2015. – 156 с.
• Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. – М.: Флинта; МПСИ, 2016. – 195 с.
• Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. (1945-1985). М., 2012. – 234 с.
• Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. – М., 2011. – 187 с.
• Курганский С.М. Организация досуга младших школьников. – М., 2014. – 259 с.
• Ежкова Нина Сергеевна, Брындикова Анна Владимировна Культура досуговой деятельности младших школьников: проблема руководства // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-dosugovoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-problema-rukovodstva (дата обращения: 02.03.2020).
• Томашова Екатерина Викторовна Возрастные особенности свойств внимания младших школьников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №Спецвыпуск ч. 2. URL://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-svoystv-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.03.2020).
• Плеханова Анна Владимировна Формирования досуговой культуры младших школьников во внеурочное время как научно-педагогическая проблема // Вестник ТГУ. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniya-dosugovoy-kultury-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoe-vremya-kak-nauchno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 02.03.2020).
• Тарасова Ольга Леонидовна, Четверик Ольга Николаевна, Федоров Александр Иванович, Зарченко Павел Юрьевич, Казин Эдуард Михайлович Особенности психофизиологической адаптации учащихся в различных условиях обучения // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihofiziologicheskoy-adaptatsii-uchaschihsya-v-razlichnyh-usloviyah-obucheniya (дата обращения: 02.03.2020).