Фрагмент для ознакомления
2
Современному обществу необходима творческая личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, саморазвиваться, самообразовываться, максимально расширить границы собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно.
Подрастающее поколение – это наше будущее. Именно поэтому сегодня перед образовательным процессом ставится задача развития творческих cпособностей детей. Младший школьный возраст – особый возраст. Ребенок этого возраста оптимистичен, любознателен. Он очень активный, эмоциональный, любит играть и фантазировать. Именно в период детства формируются все основные структуры личности, качественные характеристики, которые зависят от обстановки, в которой растет и развивается ребенок. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных творческих форм, способов и приемов обучения, способствующих развитию творческой активности школьников.
Единственный язык, который легко дается детям - это язык игры. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов: от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В игре создается базис для новой ведущей деятельности младшего школьника - учебной. Вышесказанное определяет актуальность выбранной для исследования темы: «Игра как средство развития творческих способностей младшего школьника»
Цель исследования – рассмотреть возможности игры в качестве средства развития творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Предмет исследования – возможности игровых технологий.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:
1.Определить психолого-педагогическая сущность понятий «творчество», «творческие способности»
2. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников
3. Рассмотреть игру как тип деятельности младшего школьника: ее структуру и классификацию
4. Проанализировать использование игры в качестве средства развития творческих способностей в педагогической практике
В исследовании используются теоретические методы исследования:
- обобщение психолого-педагогической литературы
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- системный метод;
- метода педагогического проектирования.
Обоснование данного исследования можно найти в трудах таких психологов и педагогов, как: Л.С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, М.А. Холодная, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукина, В. Н. Дружинин, И. Ф. Харламов М.Е. Богоявленская и других. Также методологической основой исследования являются основные положения возрастной психологии и педагогики об особенностях развития детей младшего школьного возраста (А.С. Белкин, Р.С, В.С. Мухина и др.).
Структура курсовой работы включает в себя вступление, две главы, состоящие в свою очередь из двух параграфов каждая, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «творчество», «творческие способности»
Мнения ученых о том, что такое творчество, противоречивы. В повседневности принято называть творчеством, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, проектирование, осуществление новых проектов, в-третьих, научное познание, творчество ума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, вне пределов, необходимых для решения задач уже известными способами, проявляющееся в форме воображения и являющееся условием мастерства и инициативы.
Творчество – это создание чего-то нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризуется не только общественно значимыми открытиями, но и сделанными самим человеком для себя [1, с.80].
Шадриков В.Д. считает, что субъективная ценность творческих продуктов возникает тогда, когда творческий продукт объективно нов не сам по себе, а нов для человека, впервые его создавшего. Таковыми во многом являются продукты детского творчества в рисовании, лепке, написании стихов и песен [14, с.7]. В современных работах европейских исследователей «творчество» определяется описательно и функционирует как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.
Таким образом, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма мыслительной деятельности, самостоятельность, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности создаются и развиваются творческие способности.
Креативность – это творческие возможности (способности) человека, проявляющиеся в мышлении, чувствах и определенных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и (или) отдельные ее стороны, продукты деятельности, процесс их создания [2, с.157].
Согласно представлению П. Торренса о творчестве, креативность – это способность замечать недостатки, пробелы в знаниях и несоответствия при усиленном восприятии. В структуре творческой деятельности он указал:
1) восприятие проблемы;
2) поиск решения;
3) генерирование и формулирование гипотез;
4) проверка гипотез;
5) их изменение;
6) нахождение результатов [7, с.68].
Отмечено, что важную роль в творческой деятельности играют такие факторы, как темперамент, способность быстро усваивать и генерировать идеи (не относиться к ним критически); что творческие решения приходят в момент релаксации, отвлечения внимания [6, с.56].
По мнению Т. С. Комарова, сущностью творчества является способность преодоления стереотипов на завершающем этапе мыслительного синтеза и использование широкого поля ассоциаций [8, с.44]. В.Н. Дружинин считает, что творческие способности - это индивидуально-психологические характеристики человека, которые связаны с успешностью любой деятельности, но не ограничиваются уже сформированными у обучающегося знаниями, умениями и навыками [4, с.117].
Поскольку элемент творчества может присутствовать в любой деятельности человека, то правомерно говорить не только о творчестве художественном, но и о творчестве техническом, творчестве математическом и т. д. Креативность представляет собой совокупность многих качеств. И вопрос о компонентах творчества человека до сих пор остается открытым, хотя в настоящее время существует несколько гипотез по этой проблеме.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева Л.В., Шелякина Н.А., Астафьева Е.А, Герус В.Л., Вахнина И.Ю.. Развитие творческих способностей младших школьников//Молодой ученый.-2017. Педагогика сегодня: проблемы и решения. Часть II.- с.79.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : СПГУТД, 2019. – 268 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 192 с
4. Богданова О.Ю., Леонов С.А. Методика преподавания литературы, Москва: Академ-А, 2002. - 131 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
6. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик. – М. : Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2010. – 52 с.
7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Москва: Педагогический поиск, 2004. - 144 с.
8. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. –Минск : Современное слово, 2002. – 479 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : Хранитель, 2008. 671
10. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. − М.: Академия, 2009. – 18 с.
11. Емелина, Т. В. Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике [Текст] / Т. В. Емелина // Вестник Кемеровского университета. – 2016.
12. Зырянова, С. М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет [Текст] / С. М. Зырянова // Концепт. – 2015.
13. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2012. – 345 с.
14. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 170 с.
15. Казаковская, Э. Р. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Э. Р. Казаковская // 75 Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. – 2Макарова, А. А. Влияние художественно-эстетического воспитания на гармоничное развитие младшего школьника [Текст] / 16. А. А. Макарова // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. – 2016.
17. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // Современная педагогика. - 1985, №3.
18. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. - М., 2005 - С.3-4.
19. Никитин, А.А. Художественная одаренность и ее развитие в детском возрасте: учебное пособие / А.А. Никитин. – Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 2015. – 315 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.