Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. История как наука наполнена тремя измерениями: прошлое,
настоящее и будущее. Главная составляющая – прошлое. Оно несказанно богато,
поучительно, следовательно, интересно и полезно. «Незнание прошлого, – отмечал
замечательный французский историк Марк Блок, – не только вредит познанию
настоящего, но и ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем». Изучение
истории дает возможность понять прошлое, тем самым усилить его влияние на настоящее,
что позволит идти более уверенными шагами в будущее.
В последние годы очень остро обозначилась проблема существенного обновления
школьного исторического образования. Причины такого внимания к данному предмету
определяется спецификой исторического образования и его влиянием на формирование
мировоззрения и воспитание гражданских качеств человека. Таким образом,
необходимость введения нового Федерального государственного образовательного
стандарта – это веление времени. Изучение исторического образования на данном этапе
развития всей системы образования является крайне необходимым в связи с принятием
Федерального государственного образовательного стандарта.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Подготовка учителя к уроку истории
Безусловно, одним и условий проведения урока является качественная подготовка учителя
к уроку. Во время подготовки к уроку учитель должен помнить, что каждое занятие
предполагает его готовность удивлять и удивляться. Увлекает добросовестная и
всесторонняя подготовленность к уроку, эмоциональная искренность учителя, его
увлеченность. Поскольку педагог будет общаться с детьми, то в случае отсутствия
взаимодействия с ними непременно возникнет психологический барьер, который
превратит урок в тяжелое испытание. Учитель может дать блестящий урок, но
конкретный ученик не достигнет никакого результата. Часто у учителя бывает такое
настроение, с которым просто невозможно проводить урок, но всё же надо идти и
проводить. В считанные минуты необходимо настроить себя на работу и не дать детям
почувствовать свою слабость.
Очень многие педагоги, особенно молодые, считают, что главным недостатком их
профессиональной подготовки является неумение управлять собственным психическим
состоянием. Психологами доказано, что любой человек способен достаточно точно себя
оценить, а значит и определить, что стоит в себе изменить, преодолеть, развить.
Нужно помнить, что это возможно только в том случае, если педагог способен произвести
самоанализ своего состояния, поступков на уроке. Именно самоанализ способствует
педагогическому усовершенствованию, поскольку, анализируя используемые методы
обучения, сопоставляя их, педагог выбирает наиболее эффективные, те, которые со
временем и совершенствует.
Можно выделить три основных типа осложнений, которые возникают у учителя во время
подготовки к уроку.
Первая сложность связана с поиском такой организации урока, которая сможет
обеспечить не только усвоение учебного материала всеми учениками, но и их
самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному
развитию. Это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих
методов обучения.
Вторая сложность заключается в поиске способов и приёмов создания проблемной
ситуации и выборе проблемных вопросов, рассчитанных на индивидуальную и групповую
работу учеников.
И, наконец, третья сложность связана с необходимостью формирования мотивов
обучения, возбуждения интереса у учеников к теме, повышение их эмоционального
настроения.
Как мы видим, урок — это видимая часть работы учителя, которой предшествует
огромная подготовительная деятельность.
Методика обучения истории тесно связана с психологией. Из курса психологии известно,
что в организации познавательной деятельности учащихся преподаватель обычно идет от
конкретных фактор, через их разбор и обобщение к формированию понятий. Это
индуктивный метод.
Вместе с тем современная психология констатирует, что дети узнают многое не только в
школе, но и из других историков информации вне ее, раньше приобретают способность к
пониманию и усвоению исторического материала. Следовательно, организация познания
может идти и дедуктивным методом, т.е. учащиеся сначала знакомятся с теоретическими
положениями, а затем изучают конкретные факты. Чем старше школьник, тем больше
возможностей для дедуктивного метода обучения. Опираясь на психологические
исследования, в программах по истории для средней школы проведены структурные
изменения, обеспечивающие дедуктивный метод формирования ряда важнейших понятий.
Вместе с тем данные психологии свидетельствуют о необходимости соединения в
деятельности учащихся чувственного и рационального в познании требуют наглядности в
обучении и активной мыслительной работы учащихся.
1.2. Методические проблемы преподавания истории в школе
Именно методология истории и особенности истории как учебного предмета ориентируют
(если ни сказать, диктуют) на выбор инновационных технологий, исходя из целей и задач
современного школьного образования. Остановимся на них, но прежде выскажем свое
убеждение по поводу непринятия традиционного школьного урока (с первого по
выпускной класс), когда до сих пор учитель «объясняет» новый материал, а на следующем
уроке вызывает к доске и проводит «проверку знаний», сам оценивает по критериям, ему
только известным, запугивает ЕГЭ и пользуется до сих пор пятибалльной системой.
Предлагаемые нами дидактические инновационные технологии мотивируют учащихся на
выработку системы знаний и умений их презентовать, быть убедительными в ответах на
вопросы одноклассников, возможно, экспертной группы из их числа и учителя. Все – «на
равных» в этом учебном сообществе исследователей истории, когда учащиеся овладевают
совокупностью УУД. Это личностные, связанные с самоопределением на основе
смыслообразования, формирования собственной позиции школьника при адекватной
мотивации учебной деятельности в познании истории и достижении успеха в обучении,
развитие основ гражданско-патриотической идентичности; когнитивные, связанные с
овладением знаково-символическими действиями, умениями анализа и синтеза,
выявления причинно-следственных связей в историческом процессе, классификации и
обобщения; коммуникативные, связанные с умением слушать других, вступать в диалог,
считаться с позицией других и доказательно отстаивать свою, сотрудничать с учащимися
и учителем, идти на компромисс, достижение консенсуса в этически приемлемых
вербальных и невербальных средствах; рефлексивно-регулятивные, связанные с
осознанием цели и средств ее достижения, адекватной самооценкой, обоснованности
собственного ассертивного (уверенного в себе) поведения.