Фрагмент для ознакомления
2
«Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление» - так писал выдающийся представитель науки о психологии и педагогике Павел Петрович Блонский. Он действительно прав. Идя к цели совершенствования познаний детей о русском языке, развития их речевых возможностей, а также стремления подготавливать школьников к различным олимпиадам и зарождать любопытство к новым познаниям у детей, педагог осознает необходимость добавления в процесс обучения внеурочной деятельности. Достойное построение и систематизация внеклассной работы приведёт к тому, что дети смогут с лёгкостью и простотой осваивать учебное сырьё, будет происходить закрепление знаний и навыков, получаемых на уроках русского языка, также будут рассматриваться такие факты о русском языке, которые на стандартных уроках не упоминаются.
К сожалению, урок не способен вместить всей информации, значимой для освоения учебного предмета, но мы имеем возможность преподнести её в рамках внеурочной деятельности. Именно для того, чтобы знания и воображение обучающихся могли выходить за границы страниц учебников, и применяется внеклассная работа. Благодаря такому виду обучения дети научаются мыслить самостоятельно, у них появляется способность выявлять значимую информацию из массивных текстов, а также это влияет на их восприятие мира, они смотрят на него другими глазами - любознательными.
Изменяющаяся информационная среда постиндустриального пространства вынуждает образовательную систему меняться. Одним из таких изменений стало появление дистанционных форм обучения, однако внедрение новых форм совсем не отрицает уже сформулированных положений о преподавании. Дистанционное обучение стало особенно актуальным в последние годы в связи с техническим прогрессом, с одной стороны, и с ухудшением эпидемиологической ситуации – с другой. Изначально дистанционное обучение задумывалось как способ обеспечить образованием как можно большую часть населения и справиться с трудностями, которые появились и продолжают появляться в системе образования постиндустриальной цивилизации, однако эпидемиологическая ситуация в мире внесла свои коррективы, и в 2019/2020 и 2020/2021 учебных годах весь мир столкнулся с переходом на частичное или полное дистанционное обучение, в связи с чем возникла новая волна методических и технических трудностей.
К проблеме организации внеурочной деятельности по русскому языку обращались педагоги и учителя-методисты Волина В.В., Нефёдова Е.А., Новоторцева Н.В., Пастушенкова Л.И., Панова Б.Т., Узорова О.В., Ушаков Н.Н. и др.
Цель данной работы: изучение особенностей организации внеурочной деятельности по русскому языку в условиях дистанционной формы обучения.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить внеурочную деятельность по русскому языку как составная часть учебно-воспитательного процесса школы;
• Рассмотреть особенности дистанционной формы обучения русскому языку в основной школе;
• Провести анализ педагогического опыта внеурочной деятельности по русскому языку в условиях дистанционного обучения;
• Предложить методы и приемы организации внеурочной деятельности по русскому языку в условиях дистанционного обучения.
Объект исследования: внеурочная деятельность по русскому языку.
Предмет исследования: организация деятельности по русскому языку в условиях дистанционной формы обучения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы организации внеурочной деятельности по русскому языку в условиях дистанционной формы обучения
1.1 Внеурочная деятельность по русскому языку как составная часть учебно-воспитательного процесса школы
Ни для кого не секрет, что у большинства обучающихся учебная дисциплина «Русский язык» превращается в один из не любимых предметов. В основном это происходит ближе к 9 классу, видимо, из - за того, что материал становится труднее, объем учебного материала увеличивается и детям, по их словам, не хватает времени на изучение информации, не входящей в учебники русского языка. В этом и помогает внедрение внеурочной деятельности. У школьников появляется промежуток времени не только для изучения дополнительного материала, но и со временем объект, изучающий предмет, становятся реально заинтересованными освоении великого русского языка.
Несомненно, интерес появляется именно на уроках русского языка, а внеклассная деятельность оказывает помощь в том, чтобы не потерять его на протяжении долгого времени.
В педагогической науке данное понятие имеет многозначную трактовку. Так, Е. В. Агафонова отмечает, что внеурочная деятельность школьников является совокупностью всех видов деятельности учащегося, которая, наряду с основной образовательной программой образовательного учреждения, решает воспитательные задачи и вопросы социализации, а также развивает интересы, формирует универсальные учебные действия.
О. В. Демьяненко считает, что на сегодняшний день под внеурочной деятельностью следует понимать такую деятельность, которая организуется во внеурочное время с целью удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участии в процессе самоуправления, а также общественно полезной деятельности.
И. В. Хомич отмечает, что внеурочная деятельность школьников в условиях дополнительного образования является целенаправленным процессом воспитания и развития учащихся, а также их обучения с помощью реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и деятельности, имеющей информационно-образовательную направленность вне основной образовательной программы в интересах человека, государства.
Внеурочная деятельность, как и другие виды деятельностей, наполнена своими целями, задачами, она имеет свои виды, формы и направления. Но если рассматривать урок и внеклассную работу как единый компонент, то мы можем увидеть, что они имеют одну уникальную цель: развить грамотность детей, исходя из этого она смогут свободно овладевать речью, а также попытаться сформировать положительное представление о русском языке как учебной дисциплине и несмотря на значительность нагрузки со стороны других изучаемых в школе предметов обучения суметь не утратить достигнутое.
Попытаемся выделить и детальнее рассмотреть цели внеурочной деятельности. Во-первых, как уже было отмечено, достичь высокой точки интереса детей к предмету, а в последствии - научиться достойно пользоваться своими знаниями на практике является основной из целей этой деятельности. Во – вторых, зародить любовь к нашему языку как к достоянию великой страны. В – третьих, повысить общую языковую культуру. Исходя из заявленных целей, можно рассмотреть задачи, они таковы: попытаться расширить и сделать более объемным круг познаний, который даётся детям на уроках, а также привить умения, которые понадобятся при деятельности с книгами, словарями, далее прийти к формированию творческих задатков детей и детям, которые по каким-то причинам не успевают в учебной деятельности, помочь поверить в свои способности и не потерять веру в свои успехи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксёнова, С.С. Об изучении русского языка в аспекте его истории в современной школе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: cyberleninka.ru/article/n/ob-izuchenii-russkogo-yazyka-v-aspekte-ego-istorii-vsovremennoy-shkole
2. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. – М., 2017.
3. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Дроздецкая Г.В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. – 2011. – № 6. – С. 307
6. Кривилева Е.Е. Особенности использования дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. – М., 2012
7. Лимонцева, Г.В. К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти в формирование личности // Психология: проблемы практического применения: материалы I Междунар. науч. конференции. – Чита: Молодой ученый, 2011. – С. 39-46 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/807
8. Птицына, И.Ф. Особенности реализации принципа природосообразности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 40 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-printsipa-prirodosoobraznosti
9. Словак А.Н. Русский язык дистанционно / Начальная школа. – 2018. – № 4. – С. 18
10. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf.
11. Третьякова П.И. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. – М., 2014
12. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные труды. В 4 кн.– М.: Дрофа, 2005
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f 0055ca4/
14. Miller, G.A., Nicely, P.E. An Analysis of Perceptual Confusions among Some English Consonants // Journal of the Acoustical Society of America. – 1955. – № 27. – P. 338-352
15. ZOOM [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zoom.us/ru-ru/education.html