Фрагмент для ознакомления
2
ВСТУПЛЕНИЕ
В современной педагогической науке важное значение уделяется нравственному воспитанию как одному из приоритетных направлений развития нашего государства.
Теоретической основой исследования является положение мировой педагогической мнения отечественных и зарубежных философов и педагогов (Сократ, Платон, Аристотель, Я. Коменский, К. Ушинский, И. Зязюн, И. Бех и др.) Первые шаги человечества в организации общественной жизни были неотделимы от осознание необходимости нравственного воспитания, что обусловливалось прежде все необходимостью передать нравственный опыт старших поколений молодежи. Вместе с тем каждое общество через системы воспитания, включающие формирование в личности определенных моральных качеств, стимулировало образ жизни своих членов, отвечающий идеалам этого общества, его нравственным принципам, нормам и правилам.
С древнейших времен вопрос нравственного воспитания детей был и в наше время актуален. В настоящее время оно стает неудобной проблемой, на какие примеры должен опираться воспитатель, учитель, педагог, подбирать программы и формы работы с привитием нравственных норм и эталонов поведения. Формирование и усвоение нравственных знаний и навыков особенно важно начинать с раннего возраста, чтобы в учебных заведениях их только совершенствовать. Очень важно, чтобы педагог не совершил ошибку в нравственном воспитании, потому что мы живем в современном глобализированном, информационно-ангажированном обществе
К этой проблеме нравственного воспитания педагоги и исследователи очень активно стали обращаться в XXI веке в связи с большей утратой духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей и взрослых. За последние десять лет через множество средств масс-медиа и телевидения влияют на становление личности атмосферой пропаганды чисто материалистических взглядов на жизнь, взаимоотношения и поведение человека в обществе.
Государственные документы, которые использовались в курсовой работе: Федеральный Государственный Образовательный стандарт [2], закон РФ о Начальном образовании [29].
Нравственное воспитание детей школьного возраста исследовали исследовавшие такие педагоги, как: И. Бабак [1], А. Карнаухова [14], В. Короленко [22], Л. Лохвицкая [23], Т. Пониманская [27].
Цель исследования: определить научно обосновать роль нравственного воспитания в современном образовательном процессе
Объект исследования: средства нравственного воспитания в современном образовательном процессе.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания в современном образовательном процессе
Задание курсового исследования:
1) Проанализировать понятие и сущность нравственного развития и воспитания
2) Определить проблемы нравственного воспитания школьников
3) Охарактеризовать педагогические принципы нравственного воспитания школьников
4) Изучить системный подход в нравственном воспитании учащихся как основа его непрерывности в структуре учебно- воспитательного процесса школы
3) Выявить психолого-педагогические принципы организации процесса нравственного воспитания школьников в образовательном процессе
В курсовой работе были использованы такие методы исследования как: аналитический, поисковый, описательный, сравнительный.
Структура работы: Работа состоит из ввдения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания и его роль в развитии личности
1.1. Понятие и сущность нравственного развития и воспитания
Современное образование должно формировать и развивать всесторонне развитую личность, которая в своей деятельности руководствуется принципами гуманизма, добра, милосердия и т.д. Усвоение перечисленных принципов осуществляется в процессе нравственного воспитания детей с самого раннего возраста. В педагогике значительное внимание уделялось проблемам нравственного воспитания. А понятия «мораль» и «воспитание» отождествляли, потому что только о высоконравственном человеке можно сказать, что он воспитан. Актуальность и значимость проблемы нравственного воспитания детей подтверждается нормативно правовыми документами. [23, 10] .
В обществе нравственное воспитание рассматривается нами как специально организованное межличностное взаимодействие педагога с воспитанниками на основе норм и принципов гуманизма, имеющее целью формирование нравственной воспитанности, которая предполагает систему нравственных знаний, умений, навыков, убеждений, взглядов, норм. Это одна из важнейших черт личности, базу которых составляют доминирующие человеческие ценности [1, 3].
Под понятием «нравственность» определяют такие сложившиеся нормы и правила поведения человека в социуме, определяющие их отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль человека, та мораль, которая не показательна для других окружающих, она открыта только для себя. Прежде всего нужно сформировать глубокую человеческую нравственность у ребенка. Этим и занимается педагог на протяжении всей учебы. Мораль – это императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, регулирующий поведение людей с учетом принципиального противопоставления добра и зла [27, 210].
Педагог и психолог Л. А. Григорьевич считается содержанием нравственного воспитания всего человечества. «Человечность» - это интегральная характеристика человека, включающая комплекс его свойств, выражающих отношение одного ч
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 2014.
2. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 2013.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2016.
4. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 2017.
5. Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания. Казань, 2014.
6. Возрастная психология и педагогика. /Под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 2014.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. – М., 2014.
8. Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии // Собр. Соч.: в 6 т. – М., 2014. – Т. 4.
9. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.,2012.
10. Кон И.С. Дружба. М., 2017.
11. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 2018.
12. Немов Р.С. Психология. М., 2018.
13. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. –2011—№1.
14. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под редакцией Каирова И.А. - М., 2019.
15. Раттер М. помощь трудным детям. М, 2017.
16. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 2011.
17. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Книга 1, 2. М., 2011.
18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2010.
19. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное.// Сельская школа. 2011. № 1.
20. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб., 2010.
21. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 2011.
22. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. Классный руководитель. 2011. № 3.
23. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 2014.