Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основными приоритетными направлениями в образовании является индивидуализация процесса обучения и реализация системно-деятельностного подхода. Данная тенденция получила развитие и в системе начального общего образования, которая в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как система создания условий для развития саморазвивающейся личности, четко понимающей свои возможности и перспективы своего развития.
Перед образовательными учреждениями стоит главная задача - повышение качества образования и предоставление равных возможностей для доступа к образовательному процессу всех категорий обучающихся. Это дает возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ) с учетом потребностей каждого ученика.
В данных, предоставленных всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что число детей с ОВЗ в мире достигает 13 % (10 % детей с физическими и психическими недостатками; 3 % - с недостатками интеллекта). Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися. Одним из эффективных инструментов в работе учителя является индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут предоставляет учащимся возможность ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках, оказывать учащимся психолого – педагогическую поддержку. Это позволяет повысить уровень учебной мотивации.
Раскрытию сущности индивидуальных образовательных маршрутов посвящено большое количество научных исследований. В частности, такие современные авторы, психологи и педагоги, как А.П. Тряпицына, С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Тимофеева, Т. А. Алексеева, Л.Н. Бережнова, С. А. Вдовина, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, М.В. Кларин, Н.Н. Суртаева, И. С. Якиманская, Л.В. Байбородова, А.В. Золотарева, Т.Н. Гущина и др. посвятили свои труды исследованию индивидуальных образовательных маршрутов. В целом они сводятся к тому, что данное понятие отражает новое видение образовательной программы в сочетании с индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.
Однако, на сегодняшний день сохраняется неоднозначное трактование понятия «индивидуальный образовательный маршрут обучающегося», которое тесно связано с такими понятиями как «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальная образовательная программа».
Кроме того, как показывает проведенный нами анализ в современных научных трудах недостаточно рассматривается аспект проектирование индивидуального образовательного маршрута для младших школьников с ОВЗ.
В связи с выявленными проблемами, целью курсовой работы будет являться разработка методических рекомендаций по проектированию индивидуального образовательного маршрута младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучение структуры и содержания построения индивидуального образовательного маршрута
2) Изучение характеристики, классификации, особенностей детей с ОВЗ
3) Анализ этапов проектирования индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
4) Разработка методических рекоменаций по проектированию индивидуального образовательного маршрута младшего школьника с ОВЗ
Объект исследования: индивидуальный образовательный маршрут
Предмет исследования: проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута младшего школьника с ОВЗ.
Решение перечисленных выше задач определило выбор методов исследования: анализ научно-педагогических источников по проблеме исследования, изучение сущности ключевого понятия исследования, анализ опыта разработки ИОМ.
Курсовая работа состоит из 2-х глав. Первая глава включает в себя теоретические аспекты развития детей с ограниченными возможностями здоровья через реализацию индивидуального образовательного маршрута. Вторая глава посвящена проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и разработке методических рекомендаций.
1 Теоретические аспекты развития детей с ограниченными возможностями здоровья через реализацию индивидуального образовательного маршрута
1.1 Индивидуальный образовательный маршрут как форма проектирования образовательной деятельности младшего школьника
Особенностью начального периода XXI века является рост разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, различных по проявлению поддержки ее проявления.
Школа сегодня должна решать такую важнейшую задачу, как повышение качества образования и предоставление равных возможностей для доступа к образовательному процессу всех категорий обучающихся. Это дает возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ) с учетом потребностей каждого ученика.
Согласно ФГОС НОО в общеобразовательном учреждении должны создаваться условия, обеспечивающие возможность в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся [2].
Предпосылки к изменению существующей образовательной модели начали формироваться уже с начала 60-х годов XX века в педагогической системе. Многие ученые-педагоги начали замечать не идеальность существующей догмы. В 70-е гг. начинают появляться научные работы, посвященные индивидуализации учебных заданий, аспекту сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной работы, а также выяснению возможности индивидуализированного обучения в борьбе с неуспеваемостью.
Однако, определение понятия индивидуальных образовательных маршрутов появилось только в середине 90-х гг., до начала 2000-х гг. оно трактовалось как персональный путь компенсации трудностей в обучении и реализации личностного потенциала ребёнка ввиду его физических или психических отклонений. Такая программа была предложена детям с отклонениями в развитии или здоровьем, которые не могли учиться в обычной классной системе, учащимся, которые не могли посещать школу в определенный период в связи со спортивными соревнованиями, допрофессиональной подготовкой, семейными жизненными обстоятельствами, детям, не способным вписаться в обычную школьную жизнь.
Вопросу построения индивидуальных образовательных маршрутов школьников посвящено большое количество научных исследований. Такие авторы исследователи как А.П. Тряпицына, С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, Л.Н. Бережнова, С. А. Вдовина, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, М.В. Кларин, Н.Н. Суртаева, И. С. Якиманская, Л.В. Байбородова, А.В. Золотарева, Т.Н. Гущина и др. посвятили свои труды исследованию разработки индивидуальных образовательных маршрутов. На данный момент существует несколько трактовок определения индивидуальный образовательный маршрут, зачастую происходит подмена смежными понятиями, такими как индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный учебный план.
Рассмотрим понятие индивидуальный образовательный маршрут в различных источниках.
«Индивидуальный образовательный маршрут — это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка» [7]
Авторы С. В. Воробьева, В. Г. Рындак, М. Б. Утепов характеризуют ИОМ как целенаправленно проектируемую дифференцируемую образовательную программу, обеспечивающую позиции ученика как субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [4].
С. Н. Ямшинина определяет ИОМ как персональный фиксированный путь компенсации трудностей в обучении младшего школьника, представляющего собой систему заданий, индивидуально спрофилированных для ученика на основе выявленных у него трудностей в обучении и установленных причин их возникновения [11].
Таким образом, анализ существующих трактовок определения индивидуальный образовательный маршрут может быть представлен следующей схемой (рис.1).
Рисунок 1 - Интерпретация понятия «Индивидуальный образовательный маршрут»
Наиболее емким и полным является, на наш взгляд, является определение, предложенное А. П. Тряпицыной.
Индивидуальный образовательный маршрут – содержательно-смысловая характеристика образовательной, формирующей и развивающей деятельности образовательного учреждения при личностной включенности в этот процесс самого обучающегося. Он является отражением не столько индивидуального содержания образования, сколько специфических для школьника средств овладения информацией, содержанием – способами деятельности, с помощью которых школьник постигает необходимые знания, умения, навыки и продвигается в развитии [5].
Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Сопоставляя понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория», Н. Г. Зверева отмечает отражение данными понятиями учета индивидуальных особенностей обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» связывают также с понятием «индивидуальная образовательная программа», позволяющая овладевать определенным уровнем образованности.
Индивидуальная образовательная траектория предполагает обязательное наличие индивидуальной образовательной программы и более формализована, более ориентирована на овладение заданным уровнем образованности. Отдельные виды ИОМ могут выступать как частный случай индивидуальной образовательной траектории.
Цели применения построения индивидуальных образовательных маршрутов могут зависеть от уровня обучения. Так, например, в начальной школе могут стоять следующие цели: компенсация трудностей в обучении и дальнейшее успешное освоение предмета; повышение функциональной грамотности в предмете. Кроме того, цели будут различаться в зависимости от особенностей и потребностей ребенка, например, дети спортсмены, одаренные и неуспевающие дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и.т.д.
На успешность построения индивидуального образовательного маршрута влияют такие факторы как: возможности материально-технической базы школы; профессионализм педагогического коллектива; особенности, интересы и потребности самого ученика в достижении необходимого образовательного результата.
Рассмотрим различные классификации индивидуальных образовательных маршрутов.
С. В. Воробьева определила следующие виды ИОМ [4]:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы:
1) Фе¬де¬раль¬ный за¬кон "Об об¬ра¬зо¬ва¬нии в Рос¬сий¬ской Фе¬де¬ра¬ции" : от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373]. - 2009.;
3) ФГОС Начальное общее образование обучающихся (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья): [утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598]. - 2014.;
Статья в периодических изданиях и сборниках статей:
4) Аристова, С. А. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство / С. А. Аристова, Е. Н. Кузьмина // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 45-51. – EDN XTEZVJ.
5) Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517221 (дата обращения: 18.12.2022).
6) Еноторова, А. М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в начальной школе / А. М. Еноторова // Организация развивающей образовательной среды в начальной школе : Электронный сборник статей по материалам IХ Всероссийской научно-практической конференции (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова), Пермь, 07 февраля 2018 года / Под общей редакцией Л.В. Селькиной. – Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2018. – С. 47-51. – EDN ULEYTS.
7) Кащеева, Н. В. Особенности исследования индивидуального образовательного маршрута младшего школьника / Н. В. Кащеева, Т. А. Гонохова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества : Сборник научных трудов, Горно-Алтайск, 15 декабря 2016 года / Редактор Лизунова Г.Ю.. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2017. – С. 201-205.
8) Кузавкова, Т. Е. Формирование социального опыта у младших школьников на основе индивидуального образовательного маршрута / Т. Е. Кузавкова // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества : Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, Нижний Новгород, 28 апреля 2017 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. – С. 284-287.
9) Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07973-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516881 (дата обращения: 18.12.2022).
10) Колесникова, Г. И. Основы специальной психологии и специальной педагогики. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 215 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09374-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517222 (дата обращения: 18.12.2022).
11) Османов, У. Ю. Индивидуальный образовательный маршрут младших школьников с особенностями в развитии / У. Ю. Османов, Л. П. Феталиева // Вестник Социально-педагогического института. – 2018. – № 2(26). – С. 43-49.
12) Пожидаева, Т. В. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО / Т. В. Пожидаева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : Сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Евпатория, 06–17 декабря 2019 года. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 179-183.
13) Специальная педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03925-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514518 (дата обращения: 18.12.2022).