Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Это положение конкретизировано в статье 39 Конституции, которая гарантирует каждому социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, на воспитание детей и в других случаях, предусмотренных законом.
Тема данного курса актуальна в связи с нарушением социальной справедливости, которое выражается в огромном неравенстве, созданном в 90 - е годы, в неспособности образованного и квалифицированного человека использовать свои способности и знания и, как следствие, получать достойную заработную плату.
Социальная защита населения - это система правовых, социально– экономических и организационных мер, гарантируемых и реализуемых государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.Понятие социальной защиты населения
Социальная защита населения является одним из важнейших направлений социальной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании социально необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Это система принципов, методов, социальных гарантий, видов деятельности и институтов, созданных государством для обеспечения оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, поддержания средств к существованию и благосостояния. существование; индивид, из разных социальных категорий и групп.[3]
Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в статье 18 Конституции Российской Федерации.
К числу других правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты, относятся указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; другие нормативные акты федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и организациями.
Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное обеспечение и социальную поддержку (помощь). Она осуществляется за счет средств федерального и местных бюджетов, специально созданных фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.[3]
Целью системы социальной защиты населения является оказание поддержки и помощи группам населения и отдельным лицам, которые в ней нуждаются, с помощью правовых, экономических, социально-психологических, организационных и технических средств.
Принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, целенаправленность, интеграция, защита прав и свобод человека.[2]
Целями социальной защиты населения являются избавление от абсолютной бедности (когда средний совокупный доход семьи на душу населения ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к экономике страны.
Основными функциями органов социальной защиты федерального уровня являются: организация пенсионного обслуживания и предоставление пособий; социальные услуги; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; Социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства о социальной защите. социальная защита населения; Внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка нормативных актов об основах социальной политики, анализ и прогнозирование уровня жизни различных категорий населения, разработка рекомендаций по разработке региональных социальных программ, разработка социальных стандартов и т. д.[4]
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регулируются вышестоящими органами с определенной степенью автономии, к которым относятся: обеспечение и решение хозяйственно-производственных задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение социальных проблем.
1.2. Правовое регулирование государственной системы социальной защиты населения
Определений категорий "социальное обеспечение» и" социальная защита " в национальной правовой системе пока не существует. Такая ситуация обусловлена, в частности, относительной молодостью правового института и отсутствием в национальной правовой системе кодифицированного акта о социальном обеспечении.
Поэтому в начале нашей работы необходимо выявить, какой комплекс социальных отношений понимается отечественными юристами под социальной защитой. [5]
Обобщая определение, данное в литературе, я считаю, что оно должно включать в себя совокупность различных мер, принимаемых государственными структурами и обществом для реализации обеспечения необходимыми и достаточными средствами физического существования наиболее слабых членов человеческого сообщества - как нетрудоспособные члены общества, так и полностью трудоспособные, но нуждающиеся в помощи граждане, объективно оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, из которой не могут выбраться своими силами, для поддержания нормального уровня жизни.
Если мы проанализируем внутреннюю жизнь любой страны, мы сможем выявить существование множества типов конфликтов на разных уровнях во всех сферах ее социальной жизни, каждый из которых потенциально может в тот или иной момент перерасти в политический кризис.
Наличие такой внутренней напряженности в государстве свидетельствует об определенном уровне развития внутренних отношений, отсутствии политической стагнации и подавлении инакомыслия в определенных сферах социального взаимодействия.
Государство, способное эффективно разрешать эти неизбежно возникающие внутренние конфликты, в том числе посредством продуманных мер социальной защиты членов общества в рамках социальной политики, ориентированной на интересы граждан, является стабильным в политическом, социальном и экономическом плане - стабильным в целом.
Основные методологические подходы к разработке содержания понятия "социальная защита" изначально разрабатывались с учетом возникавших в то время социально-экономических проблем, характерных для рыночного общества социального неравенства. Следовательно, термин» социальная защита " часто традиционно использовался в экономическом или социологическом (социально-политическом) контексте.
Так, например, социальная защита населения с экономической точки зрения традиционно понимается как система нормативных решений, принимаемых государственными органами на различных уровнях, которые направлены на создание комплекса экономических, правовых и иных гарантий. и социальных прав для беспрепятственного осуществления равных социальных прав каждого члена общества. В социально-политическом смысле категория» социальная защита населения " обычно рассматривается как совокупность социальных гарантий для трудоспособного населения, компенсирующих предоставление льгот категориям социально незащищенных групп населения.
В настоящее время в среде отечественных ученых существуют различные подходы к определению содержания и понимания социальной защиты в правовом смысле. Например, термин "социальная защита" часто юридически обозначает комплекс мер социальной поддержки социально незащищенных лиц, то есть лиц, оказавшихся в трудном финансовом положении по независящим от них причинам. Это понимание социальной защиты очень широкое и, следовательно, включает, например, правовые отношения по защите природной среды, как среды обитания человека-члена общества, правовые отношения, связанные с смягчением негативных последствий экономической реформы.[6]
Существует мнение, что понятие социальной защиты должно быть более узким и конкретным, а значит, как таковое оно должно пониматься исключительно через систему приоритетов и механизмов реализации социальных программ, государственных и социальных институтов, обеспечивающих определенный приемлемый уровень защиты социальная для нормального функционирования и жизнедеятельности [4].
Мы отмечаем, что, несмотря на большое разнообразие подходов и отсутствие согласия в отношении сферы охвата социальных отношений, регулируемых законом, основная цель организации явно заключается в том, чтобы; оказание помощи государству в решении социальных проблем, с которыми сталкиваются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
На наш взгляд, под социальной защитой населения понимается гарантированная государством система экономических, правовых и организационных мер, которые могут применяться к членам общества, нуждающимся в защите, независимо от того, является ли это в отношении инвалидов или инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью обеспечения их социальной защиты в соответствии с социальными нормами, соответствующими достойному уровню жизни населения; индивидуально, в различных формах и в соответствии с условиями, определенными национальным законодательством.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Органы социальной защиты населения
Органы социальной защиты и подчиненные им предприятия, учреждения, организации и территориальные органы социальной защиты населения образуют единую систему социальной защиты населения, которая оказывает государственную поддержку семье, пожилым людям, ветеранам и инвалидам, уволенным и инвалидам.
Короче говоря, под социальным обеспечением понимаются различные формы социальной помощи его членам.
Основной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное обеспечение. Его суть заключается в разделении социального риска потери дохода, падения доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Федеральные внебюджетные фонды создаются для обеспечения реализации конституционных прав граждан на пенсию, социальное обеспечение, социальное страхование в случае безработицы, медицинское обслуживание и медицинскую помощь.
Эти средства включают:
Фонд социального страхования Российской Федерации,
Пенсионный фонд Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Другой формой организации социального обеспечения являются прямые ассигнования из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, социальные услуги пожилым людям и т. д.).
Помимо централизованных форм, в последнее время широкое распространение получили негосударственные формы социального обеспечения.
Они включают в себя:
1. муниципальное социальное обеспечение
Так, например, правительство Москвы проводит многоплановую социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. С этой целью правительство Москвы ежегодно утверждает комплексную программу мер социальной защиты москвичей. К числу таких мер можно отнести выплату пособия (или доплаты) неработающим пенсионерам (и некоторым категориям работников) в пределах социальной нормы.[9]
2. негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственная пенсионная система участников фонда на основе соглашений о негосударственной пенсионной системе населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность Национального пенсионного фонда заключается в накоплении пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.
3. благотворительная деятельность граждан и юридических лиц.
4.предоставлять работникам предприятий (в том числе пенсионерам) за счет прибыли различные льготы и компенсации.
Следует различать понятия "социальное обеспечение» и" социальная защита". В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране, с наступлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищанием, ростом числа безработных, беженцев и бездомных, возникла проблема социальной защиты граждан очень остро.
Невозможно решить эту проблему в одной отрасли - праве социального обеспечения - потому что необходимо охватить несколько отраслей права: трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, совершенствование социальных гарантий в сфере труда (например, установление минимальной заработной платы), жилищное право-вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право-вопросы поддержки государство в браке и семье, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т. д., экологическое право. - проблемы, связанные с созданием благоприятных условий для нормальной жизни членов общества и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. 300 лет. История российских социальных служб. Хронограф / М.В. Фирсов и др. - М.: Первая образцовая типография, 2017. - 226 c.
2. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика.. - Москва: ИЛ, 2015. - 137 c.
3. Асхаков, С.И. Справочник социального работника / С.И. Асхаков. - М.: Феникс, 2021. - 131 c.
4. Батталья, Дж. Сила возраста. Уроки старости для семей и молодежи / Дж. Батталья. - М.: Алетейя, 2019. - 771 c.
5. Болотина, Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина. - Москва: РГГУ, 2018. - 166 c.
6. Бугай, Н. Ф. Проблемы репрессий и реабилитации граждан: история и историография (XX в.- начало XXI в.) / Н.Ф. Бугай. - М.: Гриф и Ко, 2018. - 480 c.
7. В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика. - М.: Весь Мир, 2019. - 220 c.
8. Василенко, Л. А. Социальная динамика. Российский контекст. Преодоление социальной несправедливости / Л.А. Василенко, Н.И. Миронова, А.М. Севастьянов. - Москва: Огни, 2021. - 200 c.
9. Выхованец, О.Д. Трансформация идентичности трудовых мигрантов как одна из составляющих становления гражданского общества в России / О.Д. Выхованец. - Москва: РГГУ, 2020. - 924 c.
10. Вяхякуопус, Е. Искры, летящие вверх / Е. Вяхякуопус. - М.: Журнал "Звезда", 2019. - 624 c.
11. Григорьева, И.А. Пожилые в современной России. Между занятостью, образованием и здоровьем / И.А. Григорьева. - М.: Алетейя, 2016. - 323 c.