Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Подготовка учащихся школе к жизненному и профессиональному самоопределению на современном этапе совершенствования социума закреплена в федеральных государственных образовательных стандартах каждой учебной ступени. По результатам Всероссийской профессиональной диагностики, которая проводилась в 2021 году, очень большой процент старшеклассников, которые не смогли определиться ни с будущей профессией, ни с дальнейшим образованием (29% учащихся выбрали и профессию, и образование; 26% - только образование; 16% - только профессию; 29% ничего не выбрали) [17].
Актуальные процессы, происходящие в системе образования, обуславливают поиск новых подходов к управлению системы профессионально-педагогического образования. На данный момент решается проблема обеспечения устойчивости совершенствования системы профессионального педагогического образования на основе регламентированных инновационных процессов, внедрения стандартов ПСО, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основное общее, среднее общее образование)» (педагог, педагог) и др. Подготовка профессионального педагога, способного быстро ориентироваться в изменяющейся социальной ситуации, умеющего творчески подходить к решению педагогических задач, компетентного во всех аспекты педагогической деятельности, сегодня выступает социальным заказом государства.
Объектом исследования выступает профессиональная подготовка и профессиональный интерес старших учащихся. Предметом исследования являются методы и форм профессионального обучения, формирующие профессиональный интерес.
Целью исследования выступает на основе анализа теоретических форм и методов профессионального обучения рассмотреть возможности совершенствования профессионального интереса у старших учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучить основные формы и методы профессионального обучения в сфере профессиональной подготовки студентов и учащихся.
2. Проанализировать значимость Профессионального интереса и профессионального интереса.
3. Анализ методик Профессионального интереса на примере коллежа «Локон»
Проблему профессионального выбора изучали такие исследователи, как Бендюков М. А., Гурова Е. В., Климов Е.А., Козловский О. В., Пряжников М. С., Павлова Т. Л., Резапкина Г. В., Романов Е. С., Степанский В. И., Столяренко Л. Д., Чернявская А. П., Шеховцова Л. Ф., Шмидт В. Р. и многие другие.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение; тестирование, анкетирование, анализ документов.
Структура работы: введение, две главы, 6 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
1 Теоретические формы и методы профессионального обучения, способствующие формированию профессионального интереса
1.1. Профессиональное самоопределение старших учащихся
В подростковом возрасте формируется личность, развиваются качества самосознания и выбора, поэтому задача определения понятия профессионального выбора, а также его содержания весьма актуальна [1].
Мельникова М.А. считает, что факторы выбора, выполняемая работа (труд) и отношения с другими людьми (общение) взаимосвязаны [12].
Самоопределение – это личностный процесс, зависящий от внешних и внутренних факторов в разные периоды жизни. Можно выделить, помимо профессионального выбора, личностные, социальные, семейные и др.
Профессиональный интерес – это избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься [9]
Профессиональный интерес - Непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях преходящее в склонность личности к конкретной профессиональной деятельности, мотивы и цели которой совпадают.
Жизненное самоопределение есть процесс, свойственный человеку как самоорганизующейся системе. Профессиональное самоопределение выступает частью жизненного и личностного выбора, поскольку мир специальностей и труда выступает одной из значимых сфер человеческой и общественной жизни [3].
Многие ученые выделяют особенности в процессе выбора. ВЫСТУПАЕТ. Кон считает, что это процесс, посредством которого происходит принятие решений, посредством которых у человека будут формироваться, с одной стороны, его склонности и предпочтения, а с другой - потребности существующей системы разделения труда. Оно также представляет собой самоопределение в виде процесса, формирующего индивидуальный образ жизни, частью которого выступает профессиональная деятельность [12].
Т. В. Кудрявцева говорит о самоопределении как об этапе профессионального совершенствования, включающем в себя профессиональную направленность, профессиональный опыт, а также соотношение идеалов и целей личности [10].
Другое определение дает Сергеев И. Самоопределение (как профессиональное, так и личностное) - центральное новообразование старшего подросткового возраста; внутренняя позиция, включающая осознание себя членом социума, а также принятие своего места в нем [14].
Ермохина О.В. одним из первых заложил методологические основы психологического подхода к проблеме профессионального выбора. Исследователь считает, что самоопределение следует рассматривать в контексте проблемы детерминации, а также в свете выдвинутого психологом принципа: внешние причины преломляются через внутренние условия (обусловливающие сознательное отношение к окружающему миру). ) начинают действовать [8].
П.П. Блонский считает, что профессиональное самоопределение следует понимать, как процесс и результат самостоятельного и осознанного выбора специальности, включающего в себя нравственную, психологическую, морально-нравственную подготовку личности, завершающуюся реализацией профессиональных намерений [6].
Соловьев Д. ввел специальный термин «стадия выбора», под которым понимал подготовку к работе, ответственность. Важным результатом на данном этапе исследователь считает выбор специальности. Без этого не будет профессионального выбора [15].
Очень точную концепцию профессионального выбора дают исследователи Института профессионального выбора молодежи РАО. По их мнению, профессиональное самоопределение - это процесс обеспечения отношения человека к профессиональной среде, как составная часть жизненного выбора и как способ самореализации в этой профессиональной среде. Это очень длительный процесс согласования социально-профессиональных потребностей и межличностных потребностей личности, который не может быть завершен только при выборе специальности, а продолжается на протяжении всей жизни и работы. Профессиональное самоопределение предполагает выбор специальности, сферы самосовершенствования и приложения своих личностных возможностей, формирование действенного и практического отношения человека к профессиональным, производственным и социально-культурным условиям его самосовершенствования. и общественно полезное существование [5].
Можно полностью согласиться с мнением вышеизложенного о том, что самореализация - это не только момент выбора специальности, но и в целом динамичный процесс, охватывающий все важнейшие этапы жизни человека.
Следующий этап – пропедевтический (длится с 1 по 4 класс), на котором происходит пробуждение любви и добросовестного отношения к труду, а также понимания роли человека и труда в его жизни, нравственного отношения к делу. выбор специальности начинает формироваться.
На третьем этапе поиска (5-7 класс) начинается процесс осознания своих личных интересов, ценностей и способностей, что может быть связано с выбором будущей профессиональной деятельности.
Для четвертого этапа (8-10 классы) характерно развитие профессионального самосознания, в котором выступает личностный смысл выбора профессиональной деятельности, опыт соотнесения опыта общественной сферы выбора специальности с его идеалы и интересы приобретаются.
На пятом этапе (10-11 классы) уже уточняется профессиональный статус. Начинают проводиться профориентационные мероприятия, которые связаны с углубленным изучением учебных предметов, к которым есть способности и интерес. Большое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств в избранной будущей специальности, коррекции и контролю профессиональных планов, достижений в избранном виде деятельности, а также самоподготовке к будущей специальности и саморазвитию. Это самоопределение [10].
На заключительном этапе (школьники, студенты, а также молодые специалисты) изучается профессиональная деятельность, а также формирование личности как профессионала, развитие профессиональной мобильности в процессе участия в трудовом процессе.
1.2. Профессиональный интерес как фактор профессионального выбора учащихся старших классов
Целью Профессионального интереса в рамках школе выступает формирование у обучающихся умения выбирать сферу профессиональной деятельности, соответствующую особенностям конкретного человека и потребностям регионального рынка труда. На данный момент существуют положения, позволяющие решить многие проблемы в самоопределении учащихся. В качестве примера можно рассмотреть выявление сущности и структуры личностно-профессионального выбора школьника, а также накопленный педагогический опыт совершенствования мотивационной готовности учащихся к труду. Заинтересованность социума и государства поможет быстро решить рассматриваемую актуальную проблему [11].
Профессиональный интерес как одно из направлений в трудовой науке появилась около ста лет назад. Некоторые ученые считают, что его появление связано с именем первого психолога, основавшего психотехнику Гуго Мюнстерберга. Хьюго Мюнстерберг в начале ХХ века разработал и начал применять психологические тесты для оценки профессиональных качеств человека [3].
Особое внимание всегда уделялось изучению профессиональной направленности студентов в российской науке. Наиболее известны работы таких авторов, как Н.С. Пряжников (автор методики Профессионального интереса) [13], И. Сергеев (автор классификации профессиональной деятельности по различным признакам) [14].
В качестве развернутого определения понятия «профессиональная направленность» можно более подробно рассмотреть такое понятие, как «профессия». Слово «профессия» происходит от латинского слова «profiteor», что означало «заявляю о своем деле». По мнению такого автора, как Е.А. Климова, у понятия «профессия» можно выделить следующие значения [10]:
1) определенная сторона сил человека, отражающая его как предмет труда;
2) сходство людей, например, людей, ведущих одинаковый образ жизни или имеющих одинаковые проблемы;
3) человеческая компетентность, позволяющая быстро выполнять определенную работу благодаря знаниям, умениям и навыкам;
4) активность человека при выполнении трудовых функций. Рассмотрев и проанализировав мнения многих авторов, можно дать следующее определение слова «профессия» - это определенная сфера физических, духовных сил человека, а также его знаний и умений, которая дает ему возможность существовать и развиваться.
Со временем возникло большое количество специальностей, что породило проблему выбора подходящей. Это послужило основой для появления профессионального руководства. Необходимо рассмотреть определения этого понятия, существующие в литературе. Профессиональная направленность не статична... «она развивается по мере изменения представлений социума о целях, задачах, формах, методах и вообще о сущности профессиональной направленности» [8].
Профессиональное самоопределение зависит от множества всевозможных факторов, среди которых обычно уровень личностного совершенствования, интерес к делу, способности, особенности семьи (статусный, образовательный, материальный уровень), уровень образования и подготовки, общественный престиж специальностей, роль СМИ и др.
Профессиональное самоопределение личности сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социальном мире, то есть приобретением профессиональной идентичности. Этот процесс выступает основой профессионального становления, превращения личности в профессионала. Проблема в том, какое место в самосознании человека занимает профессиональная картина «Я» и как она соотносится с другими Я-концепциями.
Профессиональная идентичность представляет собой интегративное понятие, в котором реализуется взаимодействие познавательных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающее ориентацию и взаимодействие в мире специальностей, позволяющее более полно проявить личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также как прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления совершенствования.
Проблема свободы выбора специальности создает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор. профессор В.Н. Кормакова указывает, что выбор представляет собой деятельность по анализу альтернатив на основе личностно-смыслового отношения к ним. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального выбора, - это решение, затрагивающее только непосредственную жизненную перспективу студента, осуществляемое как с учетом, так и без учета отдаленных последствий решения. В последнем случае выбор специальности не будет опосредован жизненными целями [13].
Таким образом, профориентационная работа представлена как целостная система, включающая несколько целых взаимосвязанных компонентов, связанных между собой целой общностью целей и единством ее управления. В связи с этим Профессиональный интерес в настоящее время рассматривается как система взаимодействия личности и социума, которая направлена на удовлетворение потребности человека в профессиональном самоутверждении и потребности социума в утверждении социальной и профессиональной структуры. Следовательно, такой подход отражает и подчеркивает взаимосвязанный характер тех или иных требований, а также необходимость поиска компромисса со стороны личных амбиций [81 и др.].
В процессе сопоставления основных исследований в области Профессионального интереса учащихся в будущем и в современных государственных условиях мы позволяем сделать следующие выводы:
- роль профессиональной направленности становится все более заметной в условиях рыночной экономики, связанной с важностью приведения потребностей личности, систем ее мотивации в соответствие с потребностями рынка труда, как текущими, так и перспективными;
− важно − рассматривать проблему профессиональной направленности комплексно, с точки зрения системного подхода, и в этой плоскости искать механизмы управления, ориентируясь на максимальное удовлетворение интересов всех субъектов образовательного процесса и потребности региона в кадрах; − профессиональную ориентацию учащихся следует рассматривать как систему мероприятий, направленных на эффективное профессиональное самоопределение;
− необходимость построения Профессионального интереса на основе сочетания традиционных принципов с инновационным подходом в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов образования.
1.3. Формы и методы способствующие формированию профессионального интереса
Методы формирования профессионального интереса:
1.Диагностическая концепция основана на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Здесь широко использовались тесты.
2. Дифференцированный подход к проведению профориентационной работы с учащимися предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а, следовательно, и более эффективно.
3. Социально-Профессионального интереса объясняет обусловленность выбора профессии не только ориентацией на ту или иную профессию, но и направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью, избираемой для этого профессии. Таким образом, если Профессиональный интерес определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.
Поскольку подросток должен уметь правильно и быстро ориентироваться в характере любой специальности, ему необходима грамотная помощь в выборе будущей профессиональной деятельности. В первую очередь помощь в профессиональном самоопределении должна оказываться в учебной управления. Преобразования, происходящие в современных образовательных организациях (школах, лицеях), показывают, что для них становится реальной организация такой системы образования, в центре которой могло бы быть решение задачи расширения компетентного выбора каждым учащимся своей будущий жизненный путь и будущая профессия [6].
Под показателями в психолого-педагогической литературе понимаются данные, по которым можно судить о развитии, прогрессе, состоянии чего-либо. Наряду с этими понятиями было введено понятие уровня. Уровень – формальный статистический показатель, характеризующий степень успеха, достигнутого учащимися во владении чем-либо за отведенный период времени. Уровневый показатель – это уровень, на котором остановился человек во время опроса. Профессиональный интерес может формироваться на разных уровнях (табл. 1).
Таблица 1 – Показатели совершенствования профессионального интереса студентов педагогического колледжа [12]
Процесс профессионального выбора подростков старшего школьного возраста нуждается в управлении. Управление в образовательных учреждениях выполняет ряд функций, к которым относятся [10]:
• планирование;
• организация;
• мотивация;
• координация;
• контроль;
• коррекция.
Организация рассматривается как одна из функций управления, которая направлена на приобретение объектом новых характеристик и свойств [7].
Методы управления позволяют: методы стимулирования (поощрение, одобрение), методы требований (методы, влияющие на поведение и развитие личности, такие как совет, намек, доверие, просьба).
Согласно теоретическим данным, в настоящее время существует четыре группы методов Профессионального интереса [8]:
• информация и справочные материалы;
• образовательный;
• методы профессиональной диагностики;
• методы моральной помощи при обнаружении решений.
Организация профессионального выбора – это упорядоченная профориентационная деятельность учебной управления, направленная на профессиональное самоопределение и формирование профессиональных планов у старшеклассников.
В соответствии с требованием к организационному процессу управления профессионального выбора обязательно подкрепляется организационными документами [12]:
• Положение об управления профессиональной направленности в школе;
• План работы по Профессионального интереса старшеклассников;
• Программа Профессионального интереса и т.д.
Мельникова выделяет возможность выделения профессионального выбора старших подростков [12]:
• принцип совершенствования потенциального управления студента как целостного процесса с учетом склонностей и способностей к профессиональной специализации;
• принцип непрерывности педагогической деятельности,
• организовано и проводится с учетом гендерных, возрастных и социально-психологических особенностей учащихся;
• принцип гражданственности, эмоциональный отклик в отношении педагогической поддержки с интересами социума, государства, рынка труда;
• принцип вариативности систем педагогической поддержки, предполагающий различные модели обеспечения профессионального выбора;
• принцип личностно-ориентированного подхода, который признает его интересы как личности студента и семьи;
• принцип грамотного использования подходов, методов и приемов, основанных на психолого-педагогической теории и практике, протокол в профориентационной работе со студентами [11].
Организацию Профессионального интереса старшеклассников целесообразно понимать, как помощь учащимся в процессе подготовки к профессиональному самоопределению.
На основе принципов управления профессионального выбора, а также определений понятия «организация» можно сформулировать определение понятия «организация профессионального выбора».
Организация профессионального выбора рассматривается как упорядоченный, целенаправленный процесс, представляющий собой создание условий, помогающих старшеклассникам определить свои личностные и профессиональные качества, их развитие и определить сферу деятельности, в которой они могут быть реализованы. полезный.
Аспекты, по которым можно судить об управления профессионального выбора старших подростков в образовательном учреждении [10]:
1. Четкость структуры деятельности педагогического коллектива, которая способствовала бы профессиональному самоопределению старшеклассников.
2. Обеспечение необходимыми ресурсами, которые необходимы с помощью старших подростков в деле профессионального выбора (нормативными, кадровыми, информационными, материально-техническими, методическими и др.).
3. Наличие литературы по профессиональному самоопределению старшеклассников в школьной библиотеке.
4. Наличие или отсутствие всевозможных схем, описаний, фотографий, вырезок, проспектов всевозможных специальностей.
5. Количество времени, затрачиваемого на работу с родителями по профессиональному самоопределению старшеклассников.
6. Наличие системы, а также базы данных по профессиональной диагностике старшеклассников.
9. Мониторинг готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с помощью анкетирования с самими школьниками, а также с их родителями.
10. Уровень педагогической поддержки детей группы риска в процессе профессионального и жизненного выбора.
11. Доступность тренингов по профессиональному самоопределению.
12. Уровень изученности профессиональных интересов старшеклассников.
К основным действенным критериям результативности управления профессионального выбора в общеобразовательном учреждении можно отнести следующие показатели [8]:
• необходимость осознанного выбора специальности;
• достаточная информация о специальности и способах ее получения;
• степень самопознания студента;
• у студента есть разумный профессиональный план;
• уверенность студента в общественной значимости работы.
Таким образом, создание конкретных педагогических условий, основанных на личностных качествах и особенностях подростков старшего школьного возраста, влияет на эффективность их профессионального выбора. На основе практических и теоретических знаний педагоги могут создавать условия для эффективности процесса профессионального выбора подростков старшего школьного возраста, реализуемого через различные виды педагогической деятельности.