Фрагмент для ознакомления
2
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, посредством ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещения и перемещения тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать только опосредованно и благодаря обобщению , то есть посредством мышления. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, косвенно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание всеобщего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется только в отдельном, конкретном.
Мышление – высшая степень познания человеком действительности. Плотской основой мышления есть ощущение, восприятие и представление. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым узнает суть вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе превратит мир.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, постоянно выдвигаемых перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-нибудь новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому умственная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Мышление – функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно снабжается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении умственных задач в коре мозга происходит процесс превращения систем временных нервных связей. Нахождение нового мнения физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании Методологическая основа. Мы взяли за основу следующие теории учёных-психологов: Ж.Ж. Пиаже (теория Когнитивного развития: развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.); Л.С. Выготского (Культурно-историческая теория развития: Исследуя речевое мышление, Л.С. Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга.); П.Я. Гальперина, экспериментально обосновавшего метод поэтапного формирования умственных действий и понятий, что дало начало циклу экспериментальных исследований, А. И. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна (деятельностный подход в психологии: развитие и обучение осуществляется в деятельности.).
Объект исследования: Мышление.
Предмет исследования: Развитие мышления
Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников и подготовить материал по изучению индивидуальных особенностей мышления младших школьников.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников.
2. Раскрытие психолого-педагогической природы мышления.
3. Изучение особенностей развития мышления у младших школьников.
4. Создание рекомендаций учителю по развитию и изучению мышления у младших школьников.
Методы исследования: Теоретические: анализ дидактической и методической литературы по теме исследования; сравнение, обобщение, опыта формирования логического мышления младших школьников; Практические: наблюдение, анкетирование, тестирование
База исследования: МБОУ СОШ №127 г. Биробиджан
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
1.1 Сущность мышления как познавательного процесса
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, суть вещей не могут отразиться в нашем сознании напрямую. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет – в том и другом случае мы осуществляем мыслительный процесс, то есть отражаем существенные связи между явлениями опосредованных, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя решить путем непосредственного, плотского отражения. Благодаря мышлению, человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязям объективной действительности.
Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях реальности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, превращение данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Установление общих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова суть человеческого мышления.
Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на базе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека есть скрытая беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной человека артикуляцией слов, микродвижениями органов языка. Последние связаны возбуждениями в зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении умственных затруднений внутренний язык принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т.2./ Под ред. Петровского А.В. – М.: Педагогика, 1979. – 400 с.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
3. Брунер Дж. Процесс обучения. – М., 1962. – 245с.
4. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1982. Т.1. – 273 с.
6. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Гальперин П.Я. Исследования мышления в советской психологии// Под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1969. – 914 с.
8. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
9. Липкина А. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. Под ред. Н. А. Менчинской. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -164 с.
10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
11. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения//Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966.– 372 с.
12. Меньшикова Е.А. Психология. Экспериментальная психология: изучение познавательных процессов на практических занятиях. Учебно-методическое пособие. – Томский государственный педагогический университет – Томск, 2006. 64 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
14. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 1997. – 608 с.
15. Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др. Психология и педагогика. – Москва – Новосибирск, 1999. – 46 с.
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с.