Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание как базового качества у детей школьного возраста – сложный и многогранный процесс, требующий целенаправленной работы. Одним из средств воспитания самостоятельности выступает игра, в которой создаются условия для самостоятельной деятельности детей, проявления ими целеустремленности, инициативности, независимости, творчества, познавательного энтузиазма и остальных критериев самостоятельности.
Воспитательные способности игры отмечали в собственных трудах Л.С. Выготский, О.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и т.д. Исследованию особенностей игре на этапе раннего и школьного детства были посвящены труды Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, С.А. Марутян, Д.В. Менджерицкой, О.П. Усовой.
Игру трактуют как естественный мотиватор деятельности (З. Фрейд), как возможность приобретения ребенком социального опыта (Э. Эриксон), как условие социализации (А. Валлон), как важный источник формирования социального сознания ребенка (Д.Б. Эльконин), как способ активного усвоения человеческой культуры (Л.С. Выготский), как средство развития базовых принципов личности (Н.И. Непомнящая) и национально-культурного и нравственного воспитания (В.В. Зеньковский).
Благодаря игре ребенок приобретает социальный опыт, познает действительность и взаимоотношения в ней, овладевает социальными ролями и функциями, овладевает общечеловеческими ценностями, культурой, системой социально производимых знаков (Н.М. Захарова). Игровая деятельность закрепляет у малыша новые поведенческие навыки и способы взаимодействия со сверстниками, стимулирует развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, интенсифицирует процессы развития, воспитание и обучение. Когда ребенок берет на себя роль в игре, он действует не только в соответствии с его характеристиками, а постоянно соотносит с игровой ролью, черты, способности и стремление, учится понимать себя и свои желания (С. Копылов). Трудности, возникающие при решении учебной задачи в игре преодолеваются детьми гораздо легче, без напряжения. Именно игра удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности ребенка (Бызикова).
В игре формируются личностные качества ребенка, умения и навыки, которые пригодятся ему в будущем во время учебы, труда, общения с окружающими.
Среди обозначенных качеств выделяем самостоятельность как базовое качество ребенка школьного возраста.
Целью работы – теоретические основы изучения анализ во игровой деятельности в плане в воспитании детей.
Объект – процесс воспитания детей в игровой деятельности.
Предмет – возможности игровой деятельности в воспитании детей.
Задачи.
Современные теоретико-экспериментальные труды акцентируют внимание на воспитании таких показателей самостоятельности, таких как: целенаправленность (А.К. Бондаренко, А.И. Матусик), активность (Р.М. Миронова), инициативность (А.В. Старинская, Т.А. Ткачук), настойчивость (З.М. Дихтяренко), самооценка (С.А. Ладивир, И.С. Мельник), креативность (Г.В. Ожиганова), творчество (Л.М. Шульга), познавательная активность (И.С. Литвиненко) и другие.
Методы исследования: Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Игра как вид деятельности человека
Традиционно педагогов обучали по схеме: в школьном заведении дети играют, в школе – учатся, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, а после школы – работают.
Резкое разграничение видов деятельности по месту нахождения человека узаконило в сознания специалистов односторонности поведенческой и познавательной сфер питомца. Современная
Педагогическая наука признает, что игра охватывает все периоды жизни человека. Это – важное форма ее жизнедеятельности, а не возрастной признак. С игрой человек не разводится всю жизнь, изменяются только ее мотивы, формы проведения, степень проявления эмоций и чувств.
Игра – вид креативной деятельности человека, в процессе которого в воображаемой форме воспроизводятся способы действий с предметами, отношения между людьми, нормы социального
жизнь и культурное достояние человечества, характеризующие исторически достигнутый уровень развитию общества. Понятие "игра" рассматривается как родовое относительно терминологического
словосочетание "игровая деятельность".
В школьном возрасте игра является ведущей деятельностью, в процессе которой происходят важные изменения в психике школьника, которые готовят его переход к новому, высшему ступени развития; создаются условия для социализации ребенка, становления и саморазвития ее личности; в этот период в контексте игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности, трудовая, эстетическая, учебная и т.д.
По критерию места и значению правил в развертывании игры установлена закономерная тенденцию развития игровой деятельности – она заключается в том, что в первой половине школьного детства ярко проявляется творческая основа игровой деятельности, а правила скрыты, они интегрируются с требованиями к исполнению роли. Во второй половине школьного возраста и в школьные годы для ребенка важным в процессе игры является соблюдение правил, регламентирующих мнимые действия и реальные отношения участников игры. В соответствии с этой закономерности, игры делятся на две системообразующие группы – творческие игры и игры по готовым правилам[3].
Роль игры в подготовке ребенка к обучению как ведущему виду деятельности школьников состоит в том, что в практике личного общения в игровых ситуациях дети впервые приобретают интеллектуальные умения, необходимые для осуществления обучения. Это происходит через самостоятельное восприятие и переработку связанной с игровой ситуацией информации – самостоятельно воспринимая и перерабатывая внеситуативную информацию, дети отбирают и кодируют для обмена с другими участниками игры. Таким путем они овладевают приемами и операциями умственной деятельности обще- познавательного значения. Л.Выготский отмечал, что игра обуславливает изменение потребностей и сознания. По его мнению, игра должна осознаваться как воображаемая, иллюзорная реализация нереализованных желаний, содержание которой связано с миром взрослых. С началом поступления в школу игра не исчезает, а пронизывает процесс обучения, поскольку ведущей деятельностью становится учение, но потребность в игре сохраняется. „В школьном возрасте, – говорил ученый, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труды” [2].
Д.Эльконин подчеркивал, что в игре реализуются потребности ребенка «действовать как взрослый”[12]. Только в игровой деятельности в полной мере проявляется способность детей моделировать человеческие взаимоотношения, происходит социализация личности в воспроизведении социальных ролей
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. –Москва, Изд.:Просвещение, 1987
2. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. –Москва,Изд.: Просвещение, 1984 – с. 78
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Изд.:Феникс, 2000. - 416 с.
4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.-Москва,2000.
5. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?//Перспектива.1987. №4.с.85-96
6. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - Москва, 2005. - 108 с.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. Издательство Питер, 2011.- 304 с.
8. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. - № 1
9. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?//Перспектива.1987.№4.С.85-96
10. Волина В.Игры в рифмы.-СПб,1997.222с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.№6.1996
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие.-Москва: УЦ Перспектива,2008
13. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – Москва, Изд.: Гардарики, 2003. - 314 с.
14. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев,1996.с.57
15. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа 1997 №6
16. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте/Возрастная и педагогическая психология.-М.,1992
17. Данилова Е.Е Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений. – Москва, Изд.: Академия, 2000. - 160 с.
18. Занько С.Ф. Игра и ученье.-М.осква,1992
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология.-Москва,1999.- 480с.
20. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-Москва, 1985
21. Казанский О.А. игры в самих себя.-Москва,1995
22. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. – СПб, 1998.- 174 с.
23. Коптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М., 1999.с.206
24. Коптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М., 1999.с.207
25. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! – М.: Высшая школа, 1989.- 320 с.
26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Москва, 1976
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.-Москва, 1977
28. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений.-Москва,1994
29. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.-Москва, Изд.: Педобщество России,2002.-М.,1990
30. Масловская Т.А. Развивающие игры на уроках математики. Начальная школа 1997 №2
31. Мишуркова В. Игротека – новое явление // Перспектива. №4. 1987. С.114-123.
32. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.
33. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: Учебное пособие для вузов (под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А.) Москва, Издательство: ИЦ Академия, 2008 .-256 с.
34. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. – Москва, Изд.: КноРус, 2006. - 324 с.
35. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии .-Москва,1996. С.25-26, с.72-75
36. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – Москва, Изд.: Центр, 2003. - 256 с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-Москва,1998. С. 53-54.
38. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте. Начальная школа 1997 №2
39. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Москва, Изд.: Академия, 2004. - 477 с.
40. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – Москва, Изд.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.
41. Смоленцева А.А. Сюжетно-развивающие игры, Москва, Изд.: Просвещение, 1987г.
42. Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 240 с.
43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – Москва, Изд.: Академия, 2006. - 288 с.
44. Шербинина Г.К. Сказка как средство воспитания. Начальная школа 1995 №3
45. Эллис А., Фоутс д. Педагогические инновации.-Москва,1993
46. Эльконин Д.Б. Психология игры.-Москва,1978. С.14