Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Подростковый возраст представляет собой достаточно сложный период в жизни каждого человека. Для этого возраста характерно наличие всевозможных конфликтов касс окружающими, так и с самим собой. Период самоутверждения и самореализации приводит к различным конфликтам внутри себя. Внутриличностный конфликт в большей мере свойственен подросткам. Кроме внутриличностного конфликта, подросток может сталкиваться с различными проблемами и ситуациями, которые также приводят его к конфликтам.
Проблемы конфликтов исследовали Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др. Н.В. Гришина, К. Левин, Л. Козер и др. исследовали внутриличностные конфликты. В школе подростки достаточно часто испытывают трудности в общении, как с одноклассниками, так и с учителями. Конфликтным поведением подростки пытаются утвердить свою позицию в отношении с окружающими. При этом не все подростки конфликтуют с окружающим их социумом. Достаточно часто поведение подростка со стороны может выглядеть адекватным, но его могут беспокоить внутренние противоречия и конфликты.
Цель работы: изучить особенности проявления внутриличностного конфликта у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования: психологические особенности внутриличностного конфликта подростков.
Предмет исследования: поведение подростка при внутриличностном конфликте.
Задачи:
1. Изучить сущность понятий конфликт и внутриличностный конфликт.
2. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию внутриличностного конфликта в подростковом возрасте.
Гипотеза: внутриличностный конфликт у мальчиков и девочек в подростковом возрасте будет проявляться меньше, в случае создания определённых педагогических условий, учитывающих подростковый возраст и способствующих продуктивной коммуникации и адекватной деятельности подростков.
4. Провести анализ полученных результатов и выводы по итогам опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты внутриличностного конфликта в подростковом возрасте
1.1. Сущность понятий конфликт и внутриличностный конфликт
Подростковый возраст – это один из наиболее проблемных периодов в жизни человека. При этом можно говорить о том, что любой человек может существовать в постоянной конфликтной ситуации не только с окружающей средой, но и с самим собой. Под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, или взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия. Конфликт заключается в противодействии участников взаимодействия и сопровождается негативными эмоциями [19].
Под внутриличностным конфликтом понимают такое состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, а также ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться и не может выработать приоритеты поведения. Изучение проблем внутриличностных конфликтов началось в конце XIX века. Связано изучение внутриличностного конфликта с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Для психически здорового индивида, внутренняя конфликтность вполне нормальна и естественна. Но это при условии, что она не выходит за рамки нормы. В рамках внутриличностного конфликта З. Фрейд выделил три аспекта в структуре личности, Я, Оно и СверхЯ. З.Фрейд утверждал, что между аффективным Оно и моральным СверхЯ всегда существуют противоречия. Эти противоречия могут быть уравновешены частью Я. Если этого не происходит, эти процессы могут перейти в невротические состояния [20, с.660].
Проблемы внутриличностного конфликта рассматривали Э. Фромм, К. Хорни, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь и др. Психологи считают, что внутриличностный конфликт – это столкновения интересов, потребностей, влечений личности, которые возникают при условии их паритетности по интенсивности и значимости. Можно сказать, что это состояние внутренней структуры личности, которое характеризуется противоборством элементов. Совершенно не случайно внутриличностные конфликты наиболее интенсивно затрагивают подростковый возраст.
К главным новообразованиям подросткового возраста относят:
-разʙᴎтᴎе сознанᴎя на уроʙне саᴍосознанᴎя;
-разʙᴎтᴎе понятᴎйного ᴍышᴫенᴎя;
- разʙᴎтᴎе чуʙстʙа ʙзросᴫостᴎ.
Чувство взрослости у подростков выражается в желании подражать взрослым и быть как они. Это относится к поведению, внешнему виду и др. Само по себе – это достаточно сложное переживание и оно заключается в возникновении у подростка совершенно новые чувства, которых он никогда ранее не испытывал. Достаточно важным здесь является появление критического отношения к взрослым и миру в целом. Чаще всего подростки разочарованы миром взрослых. На фоне этого нового чувства у них нарастает тревога, которая может перейти в депрессивные состояния. Именно в подобных ситуациях появляются внутриличностные конфликты. Подобного рода конфликты могут быть самыми различными [4]. Это может быть конфликт:
- между потребностью к независимости и получению помощи
-между потребностями к доминированию и подчинению
-между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости
-между потребностью в достижениях и страхом неудачи
-конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений
-между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды
-конфликт между собственными поступками и нормами.
Как видно из данного перечня, причин для возникновения межличностных конфликтов у подростка может быть достаточно много.
Психологи отмечают, что наиболее ярко у подростков проявляются конфликт между потребностями к доминированию и подчинению, а также конфликт между собственными поступками и нормами. Указанные конфликты присутствуют практически у каждого подростка. Важно отметить, что каждый из подростков по-разному к этому относится. Некоторые подростки понимают, что такая проблема у них есть, другие подростки этого могут не осознавать. Специалисты обращают внимание на то, что указанные конфликты характерны для периода подросткового возраста и ранней юности.
Прежде всего, они связаны с реакциями эмансипации от взрослых, а также формированием собственной системы ценностей. В большинстве своём подростки заняты активными жизненными пробами в период обретения своего «Я». Психологи говорят о содержании такого рода внутреннего состояния, как об особенностях возрастного развития. Некоторые внутриличностные конфликты не свойственны большинству подростков. К примеру, сильной потребности быть полноценными мужчинами или женщинами большинство подростков не испытывают [10]. Для многих подростков существует высокая потребность в личностных достижениях. Это происходит от того, что они хотят что-то доказать родителям, или самоутвердиться перед сверстниками. При этом, у них, как правило, не хватает для этого жизненного опыта. Ещё не было в жизни особых неудач, которые бы вызывали интенсивные отрицательные эмоции.
К внутриличностному конфликту подростка приводят споры с самим собой. При этом он интенсивно самоутверждается и пытается самореализоваться. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности собственной жизнью. Многие подростки не уверены в себе и своих силах. Вследствие этого у них также могут быть конфликты с друзьями, родителями, или учителями. Подобного рода проблемы всегда приводят к стрессам. Межличностный конфликт может возникнуть при общении людей с различными взглядами, целями и характерами. Некоторым людям всегда сложно взаимодействовать друг с другом. Но не каждый подросток пойдёт на открытый конфликт со сверстниками. Такое состояние также может вызвать внутриличностный конфликт [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова // учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп.-М.:Издательство Юрайт , 2014. - 811 с.
2. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013.-500 с.
3. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога: 2-е изд. [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов.- СПб.: Питер, 2006. - 526 с.
5. Бандура, А.М. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А.М Бандура // Пер. с англ., М. Брянцевой и Б.Красовского. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
6. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Текст] / С.А. Беличева.- М. РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2003.- 196 с.
7. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков [Текст] / Н.Л. Белопольская, С.Р.Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова.- М.: Изд-во Институт психологии ,2007.- 332 с.
8. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 416 с.
9. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков.- М.: Академический Проект, 2017. - 240 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо. - 2005. - 1136 с.
11. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина.- СПб.: Питер, 2002.- 464 с.
12. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В. И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.- 184 с.
13. Зайцев, А.К. Социальный конфликт [Текст] / А.К. Зайцев.-М.: Academia. - 2001.- 464 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство "Питер", 2000. С.401-405.
15. Катаева - Венгер, А.А. Трудный возраст: подростки сегодня [Текст] / А. А. Катаева-Венгер // пособие для учителей и родителей. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 112с.
16. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска [Текст] / Т.В. Корнилова. - СПб.: Питер. - 2005. - 336 с.
17. Корчагина, Ю.И. Агрессивные дети. Здоровье детей [Текст]/ Ю.И.Корчагина // Приложение к газете «1 сентября», 2008.- No2. - С. 16-18.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина // учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - В.Н. Колюцкий.- М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.
19. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидерс // учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /.- М.: Академия, 2001.- 256 с.
20. Сорокина, Г. А. Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников / Г. А. Сорокина, М. В. Сафонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 657-659. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34202/ (дата обращения: 12.12.2022).
21. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров [Текст] / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - Красноярск; Москва, 2001. - 236 с.