Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из важнейших проблем, характеризующих неблагополучие современного российского общества, является безнадзорность детей. В Российской Федерации в 2020 году было выявлено 58 741 бездомный и безнадзорный несовершеннолетний [6]. Основными причинами, предшествующими росту безнадзорности среди несовершеннолетних, являются социально–экономическое развитие общества, сокращение или утрата образовательных возможностей школы, кризис семьи, трансформация моральных ориентаций и ценностей населения. Все это вместе и по отдельности формирует среду пренебрежения, в которой позже развивается новое поколение. Совокупность жизненных обстоятельств, приведших к возникновению негативного жизненного опыта, может послужить предпосылкой для возникновения безнадзорности, которая является первым шагом к бездомности.
От уровня воспитания, обучения, физического и духовного развития детей зависит будущее нашей страны. Меры социальной политики за последнее десятилетие были направлены на:
- сохранение доступа детей к образовательным системам, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- сохранить основные гарантии обеспечения средств к существованию и развития детей и минимизации потерь в уровне жизни;
- законное обеспечение прав детей и политических мер в отношении детей;
- гуманизация обращения с детьми, на основе уважения прав детей в условиях профилактики и социальной реабилитации, создание механизмов появление новых социальных рисков.
Но, несмотря на это, острые проблемы несовершеннолетних в России остаются актуальными, и мер по их решению явно недостаточно. Низкое материальное положение семей является препятствием для основных социальных услуг и развития детей. Насилие в отношении детей в семье и за ее пределами, социальное сиротство, безнадзорность стали острой социальной проблемой государства.
Методы профилактики и борьбы с негативными социальными явлениями разнообразны, они зависимы от уровня развития самого общества и соотношения сил в нем, от правовых решений.
Степень разработанности темы исследования. В области проблемы безнадзорности несовершеннолетних работали такие отечественные и зарубежные исследователи как: Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко, С.Т. Шацкий и другие. Они сформировали научную базу для разработки вопросов профилактики и реабилитации дезадаптивных подростков.
В работах Э. Р. Баянова, Н. Н. Верцинской, Е. Вороновой, В. Келасьева, Л. П. Кузнецовой, М. С. Мартыновой, В. М. Шакуровой, Е. Б. Штейнберг так же проанализирована проблема безнадзорности несовершеннолетних
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что особенно значима деятельность педагога, основными функциями которого являются обеспечение нормального и безболезненного включения несовершеннолетнего в общество, установление контактов с родителями, учителями и другими образовательными организациями. Деятельность специалиста регулируется в соответствии с должностной инструкцией, в которой прописаны обязанности, права и ответственность.
Цель исследования – проанализировать особенности работы педагога с безнадзорным школьником.
Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что успех работы социального педагога с безнадзорными школьниками будет эффективной, если проводится:
- работа по организации благоприятной среды воспитания и общения;
- своевременная диагностика и коррекция детско-родительских отношений;
- постановка безнадзорных школьников на социально-педагогический учет;
- патронирование отдельных детей.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать содержание работы педагога в образовательной организации;
2) изучить особенности проблемы безнадзорности в России;
3) проанализировать особенности деятельность педагога с беспризорными;
4) изучить опыт работы педагога с безнадзорным школьником.
Объект исследования – работа педагога в образовательной организации.
Предмет исследования – особенности работы педагога с безнадзорным школьником.
Методы исследования: синтез, анализ, сравнение литературы по теме исследования, беседа с преподавателем.
База исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы причин появления безнадзорности школьников в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие и сущность «безнадзорности школьников»
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы предупреждения безнадзорности и правонарушений в отношении несовершеннолетних», несовершеннолетним признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Согласно все тому же ФЗ безнадзорным считается ребенок или подросток, в воспитании которых отсутствует контроль в связи с неисполнением или ненадлежащим образом выполнением обязанностей по воспитанию, обучению и уходу их родителями, законными представителями или должностными лицами [1].
Л.В. Мардахаев определяет понятие «безнадзорные дети» - дети, находящиеся без присмотра, без попечения родителей или их заместителей, с положительным влиянием детского коллектива и в то же время с безразличием родителей, опекунов к детям. Заброшенный ребенок живет под одной крышей со своими родителями, поддерживает связи со своей семьей, все еще может иметь эмоциональную привязанность к одному из своих членов, но эти связи хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Крайним проявлением безнадзорности является беспризорность [25].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних». Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120 ФЗ (ред от 13.10.2009)
2. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребёнка. М.: Знание, 2013. 163 с.
3. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Эксмо, 2010. 200 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2011. 362 с.
5. Арефьев А.А. Дети улицы // Социальная профилактика и здоровье. 2012. № 7. С. 22-26
6. Баданова Ю.А. Территориальные центры: реальность и перспектива // Вестник социальной работы. 2021.- № 1. - С. 3-13.
7. Баянов Э. Р. Психокоррекционная работа с беспризорниками // Материалы городской августовской конференции. Уфа: 2014. С. 15
8. Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. Минск: 2011. 84с.
9. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики психических нарушений у детей и подростков. Кострома: гос. пед. ун-т, 2011. 250 с.
10. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года 14.Дергач А.В. Проблемы обучения воспитанников центра // Работник социальной службы. 2011. № 2. С.18-20.
11. Дети России на пороге XXI века: Независимый доклад Российского Детского фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое.- 2000. №4-5-6.
12. Драгунова Г.В. Некоторые вопросы формирования личности в подростковом возрасте. М.: 2011. 210 с.
13. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2011. 384 с.
15. Иващенко Г.М. Восстановление социального статуса безнадзорных детей. М.: 2012. 76 с.
16. Ищенко Е.А. Государственная политика в сфере развития системы учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Право и политика. 2013. № 4. С. 104-110.
17. Кайгородова Л.А., Ю.В.Фадеев, О.А. Дуброва. Теория социальной работы. Новочеркасск: 2011. 453 с.
18. Климантова Г.И. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. М.: 2011. 56 с.
19. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года 22.Конституция Российской Федерации. Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г
20. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: 2012. С. 64-87
21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений М.: изд. центр «Академия», 2011. 312 с.
22. Кунельский Л.Э., Мацковская М.С. Энциклопедический словарь социальной работы в 3 томах / Том 2. М.: 2011. 415 с.
23. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Норма : Норма-Инфра. М. 2012. 880 с.
24. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками. М. : САМПО, 2011. 225 с.
25. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: 2012. 514 с.
26. Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. М.: 2014. 87 с.
27. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: 2012. 364 с.
28. Мирсагатова М.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: проблема формирования государственной системы // Семья в России. 2015. № 3. С. 114 - 115.
29. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М. : Педагогика, 2011. 288 с.
30. Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. М.: 2013. 81с.
31. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.
32. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2013. 256 с.
33. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
34. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная угроза // Социологическое исследование. - 1998. №3. - С.117-121.
35. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Практическое пособие. Педагогическое общество России, 2011. 128 с.
36. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И.Жукова. - М.: Союз, 2004. - Ч. 2. - С. 147-161.
37. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М.: 2009. 213 с.