Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Проблема создания педагогических условий для духовно-нравственного развития личности подрастающего поколения является одним из приоритетов правительства и Президента РФ [1].
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания в настоящее время является актуальным:
- во-первых, общество должно готовить образованных, высоконравственных людей, которые не только обладают хорошими знаниями, но и прекрасными личностными качествами;
- во-вторых, в современном мире ребенок развивается в окружении множества различных источников, как положительных, так и отрицательных, которые оказывают сильное влияние на все еще развивающуюся сферу морали;
- в-третьих, само образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания;
в-четвертых, моральные знания дают ребенку знания о нормах поведения в современном обществе и дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях этого поступка для других людей [2].
Проблема духовно-нравственного развития личности школьника может быть решена путём внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности на уровне начального образования является обязательным условием ФГОС для школ второго поколения. Внеклассные мероприятия являются составной частью образовательного процесса и формой организации досуга учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности – это та сфера, в которой каждый ученик может быть максимально развит и воспитан как свободная духовно-нравственная личность.
Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальное исследование организации внеурочной деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника.
Цели исследования:
1. Изучить работы зарубежных и отечественных авторов и раскрыть понятие «внеурочная деятельность».
2. Выявить особенности внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть духовно-нравственное воспитания младших школьников как основы формирования личности.
4. Провести экспериментальное исследование по организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности детей младшего школьного возраста.
5. Разработать и внедрить комплекс уроков, направленных на повышение уровня развития духовно-нравственных ценностей учащихся младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает внеурочная деятельность младших школьников.
Предметом исследования – духовно-нравственное развитие личности младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования:
– подходы к понятию «внеурочная деятельность» – Ш. А. Амонашвили [4], Д. В. Григорьев [12], И. Н. Попова [20] и др.;
– подходы к освещению принципов организации внеурочной деятельности – А. Л. Еремина [14], А. Н. Мирюскевич, С. А. Котова [18], Н. Е. Щуркова [27] и другие;
– подходы к разработке содержания внеурочной деятельности учащихся – Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова [19], И.С. Сиротина [22] и др.;
– подходы к духовно-нравственному развитию личности младшего школьника - Е. Г. Белякова [6], Т. И. Власова [7], М. А. Дьячкова [13] и другие.
Теоретическая значимость исследования. Исследование выявляет сущность и цель внеурочной деятельности, выделяет ее форму и содержание, особенности духовно-нравственного воспитания определяют профессиональную деятельность учителя начальных классов по организации внеурочной деятельности младших школьников.
Практическая значимость исследования. Его результаты направлены на улучшение образовательного опыта педагогов в организации внеклассных мероприятий. Разработан и внедрён комплекс занятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Методы исследования. Для решения задач и проверки первоначальных предположений использовались методы исследования, дополняющие друг друга:
– теоретические методы: изучение психолого-педагогической, методической, научно-познавательной литературы, периодических изданий по организации внеурочной деятельности для духовно-нравственного развития личности младшего школьника;
- эмпирические методы: экспериментальное исследование.
Базой исследования является МАОУ СОШ № 49 города Улан-Удэ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Основы государственной политики сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 года № 809 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // publication.pravo.gov.ru / Document / View / 0001202211090019 (дата обращения 02.12.2022).
2. Примерная образовательная программа для образовательных учреждений общего образования: утверждена 02.06.2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // form.instrao.ru / (дата обращения 02.12.2022).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 [Электронный ресурс]. – URL: https: // www.garant.ru / products / ipo / prime / doc / 400807193 / (дата обращения 04.12.2022).
4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2014. – 464 с.
5. Артеменко, З.В. Азбука форм внеурочных мероприятий: Справочник / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская – М.: Новое знание, 2014. – 315 с.
6. Белякова, Е.Г. Духовное развитие ребенка: психологический аспект / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Изд - во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
7. Власова, Т.И. Духовная педагогика: содержание и технологии духовно-нравственного воспитания: учебное пособие / Т.И. Власова. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 108 с.
8. Внеурочная деятельность в начальной школе / А.А. Селина, О.Ю. Ефричева, Е.Ю. Богданова, Ю.А. Абрамова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 1-3 (53). – С. 139-141.
9. Внеурочная работа // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: 2010. – с.151.
10. Внеурочные учебные занятия // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: 2010. – с.152.
11. Грезина И.Б., Карпеченко А.С., Шестернина Е.А. Внеурочная деятельность младших школьников в контексте интегративного подхода // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 5. – С. 29-33; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12092 (дата обращения: 13.12.2022).
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: АРКТИ, 2010. – 185 с.
13. Дьячкова, М.А. Ценностные концепции и духовно–нравственные ценности в педагогике / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 1. – С. 141 – 149.
14. Еремина, А.Л. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 6-1 (34). – С. 41-42.
15. Иванова, Г.П. Развитие нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях / Г.П. Иванова. – М.: Социум, 2001. – 100 с.
16. Колесникова, И.А. Внеурочная деятельность педагога: Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
17. Колечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Колечиц, З.А. Кейлина. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
18. Мирюскевич, А.Н., Котова С.А. Проектирование форм и видов внеурочной деятельности в начальной школе / А.Н. Мирюскевич, С.А. Котова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2019. – Т. 10 - № 2 – С. 9-14.
19. Моделируем внеурочную деятельность учащихся. Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
20. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. – 2013. – № 1. – с. 219-226.
21. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики / В.С. Селиванов. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 176 с.
22. Сиротина, И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2017. – № 3-2(18). – С. 101-103.
23. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
24. Созонов, В.П. Организация внеурочной работы в классе / В.П. Созонов – М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. – 160 с.
25. Степанова, Е.Н. Педагогический анализ внеурочного процесса: современные идеи и технологии / Е.Н. Степанова. – М.: Академия, 2010. – 236 с.
26. Шабля, А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. – № 2. (22). – С. 108-112.
27. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова – М.: Новая школа, 2008. – 206 с.
28. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 9. – с.13-17.