Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня цивилизованный мир движется в сторону гуманистического отношения к разного рода особенностям. Понятия толерантность, инклюзия, доступная среда входят в повседневный обиход и мы транслируем гуманистические ценности в СМИ, на уровне законодательства, на уровне создания истинно доступной среды в инфраструктуре городов. Люди «с особенностями здоровья» перестают скрываться в своих домах, больницах и квартирах. Они нуждаются в принятии со стороны окружения, в поддержке и уважении, как и любой живущий на Земле. В настоящее время, одним из наиболее актуальных социально-нравственных вопросов современности, становится вопрос о положении инвалидов и/или людей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) как «равных среди равных» и о создании доступной среды в истинно гуманном обществе. Но, что на самом деле скрыто в нашем обществе за аббревиатурами и словами, которые делают нас и наших детей истинно особенными, отличающимися и такими неудобными для окружения: РАС, НОДА, РДА, ЗРР, ВСД, ЭПИ-активность, ЗПР, ДЦП, синдром Дауна…Что если в родительском мире прозвучало: «У вас ограниченные возможности». Это боль отвержения и стыд, усталость, отношение системы к твоим детям, изоляция, особая близость и любовь к детям для родителей особенных детей.
Для родителей детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и тяжелыми речевыми нарушениями (ТРН) в частности (алалия, тяжёлые формы дизартрии, общее недоразвитие речи и др.) обозначенная выше ситуация, зачастую выглядит именно так. Ребенок с ТРН – это ребенок с особенностями развития, который уникальным образом будет строить систему коммуникации, развиваться по своему пути, социализироваться.
Родители являются первой социальной средой ребёнка, их личность и отношение играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Чувства, которые окрашивают отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфичность их заключена в том, что забота родителей является необходимой для поддержания жизнедеятельности ребенка, а удовлетворение потребности в родительской любви – жизненно важно для каждого индивида, на определенном этапе. Особое значение приобретают детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
Долгое время в науке, ребенок с ОВЗ рассматривался в контексте его включения в систему исследования особенностей нарушения, направлений коррекции, компенсации развития, адаптации, развития личности ребенка с ТРН, профилактики вторичных нарушений и т.д. Проблемы переживания родителей и родственников, особенности психологических дисфункций, личностных нарушений родителей при рождении ребенка с ТРН, появления ребенка с ТРН как психологическая травма, и особенности семейной системы ребенка с ОВЗ, находят свое место в научных исследованиях лишь в последние несколько десятилетий. Теоретические и прикладные исследования доказывают, что для родителей и членов семьи, рождение и воспитание ребёнка с ОВЗ – ТНР в частности, зачастую, является одними из наиболее мощных стрессоров и травм, семейных кризисов, приводящих как к позитивным, так к негативным личностным изменениям, которые оказывают влияние на ценностно-мотивационную сферу, мировоззрение, здоровье и т.д.
Проблема родительства детей с ОВЗ как предмет исследования становится все более актуальной. Наряду с исследованиями в рамках медицины, биологии, физиологии, достаточно обширен и круг исследований по данной теме в социологии, культурологии, истории, психологии, религиозных исследованиях. Авторы (Шнейдер, 2000; Щербакова, 2005), находят здесь, с одной стороны, влияние общей гуманизации образования, с другой стороны, влияние изменений, происходящих в социуме и культуре. Изменения эти, зачастую, носят тревожный характер. В частности, в России отмечается снижение общего уровня здоровья населения репродуктивного возраста, наряду с ростом родового травматизма и нарушений здоровья детей. Сегодня вопросы личностного становления в целом и воспитания ребенка, нуждаются в новом знании о развитии конкретной личности, её внутреннего мира, определённых смыслов и переживаний, в общении с другим человеком.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Отношение родителей к детям дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения».
Объект исследования: особенности родителей, воспитывающих дошкольников, имеющих речевые нарушения.
Предмет исследования: особенности отношения родителей к детям дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения.
Цель исследования: изучение проблемы отношение родителей к детям дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения на теретическом и прикладном уровнях.
Задачи исследования:
- описать особенности переживаний родителей ребенка с ТРН;
- описать особенности развития ребенка с речевыми нарушениями;
- представить исследование опыта психолого-педагогического сопровождения родителей в образовательной организации в условиях инклюзии;
- реализовать эмпирическое исследование родителей детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения;
- представить рекомендации по психолого-педагогической работе с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения в условиях ДОО.
Гипотеза исследования: родители детей с ТРН отличаются от родителей детей с условно нормативным развитие по факторам: склонность к депрессии, тревожность, агрессивности, по личностным показателям и др.
Научная разработанность проблемы исследования.
Теоретико-методологические основы работы составляют фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Бершедова, Л.С.Выготский, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн); культурно-историческая концепция формирования личности (Л.C.Выготский); концепции культурно-исторической обусловленности родительства (Э.Эриксон, М.Мид, В.С.Мухина и др.); работы, посвященные изучению идентичности личности (В.И.Слободчиков, Г.А. Цукерман), саморазвития и самоактуализации (Э.Фромм, В.Франки, Э. Шостром).
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, тестирование, построение диаграмм, анализ итогов обработки данных, классификация, систематизация.
Структурно исследование включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогическая характеристика родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Зарубежная и отечественная психология и педагогика в развитии ребенка высочайшую значимость отводит роли взрослого. Ребенок развивается во взаимодействии, как субъект взаимоотношений и родительское влияние рассматривается как конструктивное или деструктивное в отношении развития и созревания его личности. Это подтверждают психологические исследования, в которых раскрывается позитивное (Э.Арутюняц, М.И. Лисина, М.Кечки) и деструктивное влияние семьи (А.И.Захаров, Э.Д.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис). В концепции А.Я.Варги, детско-родительские отношения рассматриваются на теоретическом и прикладном уровне. В исследованиях автора рассматриваются эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты детско-родительских отношений [Цит.по 9].
Родительское отношение к ребенку представляется сочетанной системой, предполагающей наличие поведенческих и коммуникативных конструктов, которые реализуются во взаимодействии с ребенком. Оно дополняется уникальным восприятием и пониманием поступков своего ребенка. Родительское отношение – сложный феномен, который включает три базовых компонента: базовое принятие / отвержение ребенка, близость и ее выраженность между родителями и ребенком, форма контроля и оценки поведения ребенка. Особую значимость приобретают эмоциональные аспекты детско-родительских отношений, особенно в контексте позитивного / негативного влияния на развитие ребенка [11, 16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адеева Т.Н. Характеристика компонентов психологической готовности к инклюзии родителей детей с ОВЗ // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22—24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 456 с. С.391-397.
2. Белякова А.С., Матвеева Ю.В. Преодоление речевого нарушения в процессе взаимодействия учителя логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников дошкольного возраста с ОВЗ // Совушка 2018 №02 (12). Электронный научно-практический журнал. — Сургут. — 348 с.
3. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи. Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2018. 272 с.
4. Вишнякова Е.А. (сост.). Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ. – Липецк: ИРО, 2017. — 66 с.
5. Еременко Ю.К. Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ // Совушка 2020 №01 (19). Электронный научно-практический журнал. — Сургут. — 256 с.
6. Киреенкова С.Л. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 690-692.
7. Лере-Планд А.Н., Филичева Е.П., Ухина Н.А. Реализация инновационной программы «Формирование жизненных компетенций детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушением интеллекта) в условиях системы «Детский сад – родители – социум» // Педагогика, психология, общество: новая реальность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). — Чебоксары: Среда, 2021. — 364 с.
8. Леонова Е.Р. Особенности сопровождения родителей детей с расстройством аутистического спектра // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VII Международной научно-практической конференции (Тула, 17 ноября 2021 г.). — Чебоксары: Среда, 2021. — 304 с.
9. Максимова Д.А. Особенности семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VII Международной научно-практической конференции (Тула, 17 ноября 2021 г.). — Чебоксары: Среда, 2021. — 304 с.
10. Мальцева А. А. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Знаков В.В., Журавлёв А.Л. (отв. ред.). Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности М.: Институт психологии РАН, 2018. — 2216 с. С.1178-1186.
11. Михайлова Л. А. Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом // Молодой учёный 2020 №45 (335) ноябрь – 1. Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. — 380 с.
12. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. – М.: Теревинф, 2018. – 368 с.
13. Староверова М.С. (ред.) Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. — М.: Владос, 2018. — 171 с.
14. Старшова Д. И. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой учёный 2019 №43 (281) октябрь – 4 С.283 – 286.
15. Старшова Д. И. Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ // Молодой учёный 2019 №43 (281) октябрь – 4. Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. — iv, 302 с. С.287-291.
16. Слепович Е.С., Поляков А.М. Психологическая помощь родителям ребенка с отклонениями в психофизическом развитии // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VII Международной научно-практической конференции (Тула, 17 ноября 2021 г.). — Чебоксары: Среда, 2021. — 304 с.
17. Солопова К.И. Особенности сопровождения и поддержки семьи, имеющей ребёнка с расстройством аутистического спектра // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VII Международной научно-практической конференции (Тула, 17 ноября 2021 г.). — Чебоксары: Среда, 2021. — 304 с.
18. Ульянова Е.А., Лысова А.А. Наше здоровье - в наших руках. Рекомендации для педагогов и родителей. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. — 61 с.
19. Фролова С.В. Особенности взаимодействия специалистов образовательной организации с родителями детей с ОВЗ // Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24–25 октября 2017 г.). — М.: МГППУ, 2017. — 472 с. С.450-455.