Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Развитие устной речи и письма школьников является одной из самых важных проблем современного образования. Школьное обучение в целом является особым этапом в жизни каждого человека. Именно в этот период человек прежде всего, обучается читать, писать и считать и лишь затем всему остальному. Учебная деятельность субъекта образования непосредственно связана с изменением его деятельности в дальнейшем и освоением новой социальной роли, которая предполагает расширение и совершенствование коммуникативных связей человека. Решающее значение в обучении предмету русский язык на этапе старшей школы приобретает формирование у школьников широкого языкового кругозора, воспитание у них уважения к слову и развитие умения свободно пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка. Это способствует формированию коммуникативной компетенции учеников.
Успешное решение задач речевого и письменного развития школьников предполагает необходимость изучения в курсе русского языка вопросов культуры речи, как в теоретическом плане, так и в практическом. Это обеспечивается учителем в процессе проведения целенаправленной работы по развитию речи старших школьников, которая направлена на формирование коммуникативных умений и навыков, включая умение правильно точно, понятно и выразительно формулировать мысли в устной и письменной форме. В старшей школе ученики могут достаточно многое, адекватно воспринимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог в соответствии с ситуацией общения и др.
В связи с этим можно говорить о том, что как в теории, так и в практике преподавания русского языка проблема развития речи школьников всегда трактовалась как одна из центральных.
Цель работы: изучить специфику обучения русскому языку в 10-11 классах.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 10-11 классах
Предмет исследования: способы и средства, используемые в процессе обучения русскому языку в 10-11 классах.
Задачи:
1. Изучить отражение актуальных вопросов при обучении русскому языку в соответствии с требованием ФГОС.
2. Рассмотреть процесс формирования комплекса знаний, умений, навыков и компетенций для овладения культурой письма и речи при обучении русскому языку в соответствии с требованием ФГОС.
3. Описать особенности методик и технологий обучения русскому языку в 10-11 классах на основе комплекса заданий.
4. Предложить методические рекомендации при обучении русскому языку учеников старшей школы.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения русскому языку в 10-11 классах 1.1. Отражение актуальных вопросов при обучении русскому языку в соответствии с требованием ФГОС СОО
В современном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы школы. В ФГОС речь идёт о личностных, предметных и метапредметных результатах. Современный ФГОС, в отличие от традиционной образовательной модели регламентирует образовательный процесс на основе системно – деятельностного подхода. Если в традиционной образовательной модели требования к конечному образовательному результату предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), что имеет непосредственное отношение лишь к процессу обучения, то в системно – деятельностном подходе результат рассматривается в трёх аспектах. Помимо усвоенных школьником ЗУН, требования также предъявляются к личностным и метапредметным результатам.
Личностные образовательные результаты включают готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению. Метапредметные образовательные результаты, представленные в виде регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, которые включают в себя освоенные учениками межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД). Овладение школьниками УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Речь идёт о способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Это даёт ученикам возможность самостоятельного планирования и учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Требования к усвоению знаний, умений и навыков по предмету не стали более простыми, но рассматриваются они сейчас лишь в контексте предметного образовательного результата по русскому языку. Можно отметить, что современная социальная и образовательная среда предъявляет каждому человеку достаточно жёсткие требования, касающиеся проблем качества образования, коммуникабельности, креативности и др. Человек должен хорошо ориентироваться в большом потоке информации и уметь адаптироваться в любом обществе [9].
ФГОС помимо системно – деятельностного подхода регламентирует также личностно ориентированный подход. Оба эти подходы предполагают развитие учебно-познавательной активности старших школьников. Системно - деятельностный подход предполагает единство процессов формирования речевой и мыслительной деятельности. Это несомненно реализуется в практике преподавания русского языка. Очевидно, что предмет «Русский язык» в школьной программе занимает особое место. Его глобальной задачей является научить учеников пользоваться словом, а не только правилами письма. Обязательным этапом современного урока русского языка является использование текста в качестве главной дидактической единицы. Любая работа с текстом на уроке позволяет развивать у школьников метапредметные умения. При этом содержательная сторона текстов служит достижению личностных результатов.
Изучение русского языка в старших классах предполагает наличие и дальнейшее развитие метапотребностей школьников, и в первую очередь – личностных. Это происходит через приобщение к миру ценностей, выработанных человеческой культурой [15]. Средствами русского языка у школьников происходит формирование своего ценностного мира, в том числе, формирование потребности в чтении произведений, что в дальнейшем побуждает их к размышлению и духовной работе. Новые цели ФГОС диктуют соответствующие подходы и методы обучения. Прежде всего речь идёт о процессе цифровизации образовательного процесса. поскольку в современной образовательной среде без этого уже никто не обходится.
Модернизация образовательного процесса, основанного на личностно ориентированном, и системно-деятельностном подходах, предполагает изменение требований к набору компетенций современного человека. Каждый сегодня должен прежде всего уметь ориентироваться в большом объёме информации, размещенной в локальных и глобальных сетях. Что касается школьников, они должны уметь систематизировать данные в соответствии с учебной задачей. Переход на обучение по новым образовательным стандартам влечет за собой изменение целей и подходов к обучению в целом. На первый план для учеников выходят гибкость, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, умение адаптироваться в обществе, в любой ситуации общения и др.
Все эти личностные качества школьников, возможно развить, лишь на основе методики изучения вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка в соответствии с ФГОС. Именно русский язык и литература решают совместно эти важные проблемы для современного ученика. Школьник должен совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности. К ним относят:
-говорение и аудирование;
-чтение и письмо;
-общение при помощи современных средств устной и письменной коммуникации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, И.В. Культура речи в контексте других образовательных дисциплин [Текст] / А.И. Авдеева, А.А. Зайцев, Н.Б. Колесова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. - No2 (02). – с. 87 – 88.
2. Алгоритмы построения уроков по развитию речи [Текст] / Методические рекомендации / Автор-составитель Е.Н. Атарщикова. – Ставрополь: Издательство СГПИ. - 2008. – 156 с.
3. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания [Текст] / И.А. Алексеева. – Ростов - н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
4. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2005. - No 4. – С. 3 – 11.
5. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках русского языка и литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 24.12.2022).
6. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012. – 415 с.
7. Безродных, Г.И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212498/ (дата обращения: 24.12.2022).
8. Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5 - 7 классах якутской школы) [Текст] / Автореф. дис. ... канд. педагог. наук // М.В. Винокурова. – Якутск, 2005. – 20 с.
9. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
10. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
11. Дедюхина. Г.И. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 (дата обращения: 24.12.2022).
12. Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. - Автореф. ... дис. канд. Педагог наук. – Рязань, 2006. – 25 с.
13. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 24.12.2022).
14. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 24.12.2022).
15. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 185 - 190.
16. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
17. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
19. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 180 – 185.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
21. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
22. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 24.12.2022).
23. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе (5 – 6 классы) [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2013. – 236 с.
24. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
25. Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [Текст] / В.Ф. Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. - No 2. – С. 23 – 28.
26. Рябухина, Е.А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода [Текст]. Автореф. дис. ... д-ра педагог. наук / Е.А. Рябухина. – М., 2013. – 57 с.
27. Сазанова, Н.В. Развитие коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natalija.novki-shkola.ru/li4n-rez-shk.html (дата обращения: 24.12.2022).
28. Саунина, Е.Н. Использование технологий компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы [Текст] / Е.Н. Саунина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 199 – 206.
29. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
30. Сотова, И.А. Речевые ошибки (Материал для размышления ученика и учителя) [Текст] / И.А. Сотова // Русский язык в школе. – 2005. - No 2. – С. 16 – 22.
31. Хаустова, Д.А. Еще раз об изложении [Текст] / Д.А. Хаустова // Русский язык в школе. – 2005. - No 3. – С. 38 – 43.