Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальным является тот факт, что в федеральном государственном образовательном стандарте обучение рассматривается не только в аспекте усвоения и принятия системы знаний, но и как процесс в отношении всестороннего развития личности, формирования духовного, нравственного и социального опыта. Векторным направлением в преподавании технологии можно считать учебную и практическую деятельность учащихся. Необходимо отметить, что эффективными методами практико-ориентированного обучения в рамках рассматриваемой дисциплины являются кружки; лабораторные работы; работы, направленные на выработку практических умений и навыков; работы, направленные на формирование творческих способностей; проектные работы.
По мнению Л.С. Выготского, для получения наибольшего и стойкого эффекта в развитии познавательных процессов необходима особая организация учебного процесса. Следует отметить, что одной из задач учителя является обеспечение наилучших условий для развития познавательных возможностей учащихся.
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, как теории, так и практики эстетического воспитания как актуального средства развития творческих способностей учащихся, формирования и совершенствования разносторонне развитой, культурно и духовно богатой личности. По мнению А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского формировать личность, эстетическую культуру, творчески развивать личность необходимо в школьном возрасте.
Для современного педагога задача формирования способностей учащихся в творческом аспекте является актуальной и сложно реализуемой. Развитие творческих способностей необходимо любому учащемуся в целях его совершенствования. Развиваясь в творческой деятельности, учащийся становится гораздо более самостоятельным в своих суждениях, учится формулировать свою точку зрения и достойно, аргументированно ее отстаивать. Все это является основой повышения его работоспособности. Необходимо отметить, что в процессе творческой деятельности у учащихся развивается эмоциональная сфера. Формируется спектр таких положительных эмоций как, радость, восторг, удовлетворенность результатом, чувство триумфа, воодушевление, восхищение, гордость за свое прекрасное дело и отличный результат, умиротворение, благодарность. Параллельно с развитием эмоций, активно развивается мышление.
В условиях современного развития общества векторной становится проблема сохранения и распространения культурной и исторической самобытности России, традиций нации, обычаев, нравственности, ценностей народа. Необходимо отметить, что с распространением технологий на задний план ушло творчество, осуществляемое человеческими руками.
В рамках творческой деятельности у учащихся рождается возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. Активно осуществляется эстетическое воспитание учащихся, развиваются и совершенствуются творческие способности. Все это становится возможным в рамках культурно-развивающей среды.
Под культурно-развивающей средой чаще всего рассматривают устоявшуюся традиционную педагогику обучения и воспитания детей, характерную для конкретного народа в процессе его исторического развития. Культурно-развивающая среда имеет огромную систему обучения и воспитания детей, соответственно специфики этноса, региона проживания детей, народности. К основным средствам принято относить произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, былины), танцы, песни, народную музыку, народные игры, народное декоративно-прикладное искусство, народные праздники.
Несмотря на то, что школьников все еще продолжают знакомить с традициями русского народа, в этом возрасте дети уже сами способны определить значимый смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все возможности культурно-развивающей среды.
В аспекте использования культурно-развивающей среды как средства творческого развития личности школьник может развиться, проявлять свои знания, умения и навыки, фантазию, демонстрировать себя в играх.
Анализ источников показывает, что воспитание тесно связано с идеями и мыслями, выраженными в поговорках, пословицах, сказках, преданиях.
Объектом исследования является творческое развитие личности школьников. Предмет исследования – культурно-развивающая среда как условие творческого развития личности.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Раскрыть сущность творческого развития личности школьников через развитие творческих способностей.
2. Выявить роль культурно-развивающей среды в творческом развитии личности.
3. Проанализировать и выявить эффективные методы развития творческих способностей учащихся на уроках технологии средствами бисероплетения.
4. Выявить основные приемы и методы использования культурно-развивающей среды как условие творческого развития личности школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Развитие творческой деятельности и творческих способностей
В различные эпохи отношение к творчеству менялось кардинально. Так, в Древнем Риме очень высоко ценилась работа переплетчика и материал, из которого была изготовлена книга, а в отношении автора не преследовались ни плагиат, ни подделки. Следует обратить внимание на то, что в Средние века и гораздо позднее творец был приравнен к ремесленнику, но если он проявлял и выражал свое желание относительно проявления творческой самостоятельности, то она вообще никак не поощрялась. Творцы того времени зарабатывали на жизнь чтением придворных од и созданием шикарных фейерверков.
Только в XIX в. различные представители творческих профессий получили широкую возможность поддерживать жизнедеятельность от продажи продукта своей творческой деятельности. Согласно воззрениям
А.С. Пушкина, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»
[16, С. 25].
Главным в творчестве является не внешняя активность, а активность внутренняя – процесс создания образа. Анализируя различные признаки творческого акта, многие исследователи, как практики, так и теоретики, отмечали его бессознательность, спонтанность, невозможность контроля со стороны воли и разума [16].
Наиболее целостную концепцию творчества как психологического процесса в отечественной психологии предложил Я.А. Пономарев [11]. Им разработана структурно-уровневая модель центрального звена психологического механизма творчества [11]. Я.А. Пономарев, изучая умственное развитие детей, пришел к выводу, что центральное звено психологического интеллекта можно изобразить в виде двух взаимопроникающих сфер. Внешние границы этих сфер можно выразить как абстрактные пределы мышления. Нижняя граница – интуитивное мышление, верхняя граница – логическое мышление. Основой успеха решения творческих задач по Я.А. Пономареву является способность действовать «в уме». Данную способность он определял как высокий уровень развития внутреннего плана действия. По его мнению, указанная способность является структурным эквивалентом понятия «общая способность».
С творчеством, по его мнению, связаны два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают в ходе процесса мышления.
А.Я. Пономарев анализирует творческий акт в аспекте включенности его в контекст интеллектуальной деятельности. Анализ осуществляется по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно работает сознание; на этапе решения, включается активная роль бессознательного, на третьем этапе, отбор и проверка правильности решения опять принадлежат сознанию.
Анализ различного рода источников [1,3,5,7] позволяет говорить о том, что в психологии существует три основных подхода к проблеме развития творческих способностей.
Согласно первому подходу, ученые утверждают, что творческие способности не существуют. Они рассматривают интеллектуальную одаренность, как очень необходимое, но совершенно недостаточное условие творческой активности личности. По мнению ученых, главенствующая роль в доминировании творческого поведения принадлежит мотивации, ценностям, чертам личности (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу) [16,17]. Представители данного подхода относят к группе доминирующих показателей творческой личности познавательную одаренность, эмпатию, способность развиваться и находить решения в неопределенных ситуациях.
Согласно второму подходу, творческая способность рассматривается как самостоятельный фактор развития личности, независящий от интеллекта
(Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев) [16,17]. В аспекте данного подхода можно говорить о том, что между уровнем интеллекта и уровнем творчества есть незначительная корреляция. В рамках данного подхода наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса [16,17]. В рамках своей теории Э.П. Торренс утверждал, что если IQ ниже 115-120, то интеллект и творчество образуют единый фактор, при IQ выше 120 креативная способность становится независимой величиной. В данном случае он говорил о том, что нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низким уровнем развития творческих способностей.
Согласно третьему подходу, наличие высокого уровня развития интеллекта говорит о высоком уровне развития креативных способностей и наоборот. По мнению представителей данного подхода, творческий процесс как специфическая форма психической активности отсутствует. Эту точку зрения разделяют многие специалисты в области интеллекта [16, 17].
Следует отметить, что у человека с нормальным уровнем интеллекта имеются творческие способности. Но начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества существенно расходятся. Этот уровень лежит в области IQ, равного 120. В настоящее время существует большое количество тестов на определение интеллекта. Достаточно часто применяют в ходе исследований тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера [16]. Согласно этим тестам, при IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, так как творческое мышление приобретает свои отличительные, собственные черты и совершенно не тождественно интеллекту. Необходимо обратить внимание на то, что творческое мышление обладает рядом специфических черт или признаков. Оно пластично. Это означает, что творческие люди предлагают огромное множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или максимум два решения. Творческое мышление подвижно. В данном направлении, для творческого мышления характерен свободный переход от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения. Творческое мышление оригинально. Оригинальность творческого мышления порождает неожиданные, актуальные, нестандартные, непривычные решения.
Интеллектуалами, также как и творцами, не рождаются, ими становятся. Данное обстоятельство зависит от тех условий, которые предоставляет окружающая действительность для реализации того потенциала, который в различной степени представлен в каждом из нас. Как отмечает ряд исследователей, «творческие способности не создаются, а высвобождаются» [5,7,16,17]. Поэтому особую актуальность приобретают методы игры и создания проблемных ситуаций в решении той или иной проблемы, которые способствуют выражению творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня, профессиональных и универсальных умений.
Изменения в концептуальном пространстве общественного развития, вхождение в информационно-техническое пространство, цифровизация всех сфер жизни и деятельности общества, создали новую траекторию развития образования в России. Социальный заказ оказывает огромнейшее влияние на совершенствование всей системы образования. Он направлен, прежде всего, на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания, умения, навыки в разнообразных ситуациях.
Таким образом, педагогам необходимо создавать специальные условия для развития творческих способностей учащихся в рамках изучения тех или иных предметов общеобразовательной школы.
М.М. Врублевская отмечает, что «развитие и совершенствование одаренности учащихся возможно только лишь при реализации комплекса эффективных дидактических условий: грамотная и своевременная диагностика тех или иных способностей, грамотно построенное содержание обучения, внедрение и воплощение личностно-ориентированной и развивающей технологий, психологическое сопровождение личности учащегося на всем процессе обучения, мотивирующая деятельность учителя» [6, С. 47].
Следует отметить, что на каждой ступени образовательного процесса основным является базовый компонент. Следовательно, актуальной задачей является обогащение и расширение содержания образовательной программы дополнительными курсами, предметами и факультативами. Глубокая дифференциация образовательной программы должна осуществляться за счет внедрения инновационных форм, средств и методов развития творческих способностей обучающихся.
Ряд психологов выделяет критерии развития творческих способностей [1,3,9]. Так, в своих исследованиях, Н.Е. Щуркова [3] предложила в практике развития творческих способностей учащихся в общеобразовательной школе опираться на следующие критерии: чувство новизны; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество; критичность. Чувство новизны позволяет учащемуся взглянуть на изучаемый объект в совершенно ином аспекте, увидеть в нем незнакомые, неизвестные и неисследованные элементы. Подобное чувство порождает стремление к открытию и исследованию. Способность преобразовать структуру объекта дает возможность учащимся развивать творческие способности и критическое мышление. У них возникает потребность в преобразовании известного, моделировании, конструировании. Направленность на творчество открывает перед учащимися мир прекрасного, интересного, увлекательного. Необходимо акцентировать внимание на том, что способность преобразовывать структуру объекта, чувство новизны, направленность на творчество невозможно развивать и совершенствовать без участия критического мышления.
Таким образом, творческие способности развиваются не сразу, а очень медленно и постепенно, из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени развитие творческих способностей имеет собственное выражение.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников // Начальная школа/ Л.Н. Азарова. – М.: Просвещение, 1998. – 80с.
2. Балашова Ю.С. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения народным промыслам // Образование и общество. 2017. – № 374. – С. 115-117.
3. Балашова Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости детей средством бисероплетения // Изобретательство. 2018. – № 3. – С. 43-47.
4. Бондарева, Н.И. Цветы из бисера – Ростов н/Д: «Феникс», 2018. – 76 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону.: Дрофа, 2019. – 175с.
6. Врублевская, М.М. Дидактические условия развития одаренности учащихся в общеобразовательной школе. // Психология и школа/
М.М. Врублевская. – М.: Просвещение, 2020. – 174с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/
Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2008. – 156с.
8. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2019. – 145с.
9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов /
П.С. Гуревич – М., 2019. – 162с.
10. Давыдов, М.Ф. Психологическое развитие в щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология/ М.Ф. Давыдов. – М.: Дрофа, 2009. – 215с.
11. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества/
А. Я. Дудецкий. Смоленск, 2010. – 74с.
12. Запорожец, А.В. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/ А.В.Запорожец. Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2010. – 295с.
13. Зайцева Н.К. Украшения из бисера // Школа и производство – 2019. – С.31
14. Исакова, Э.Ю., Стародуб, К. И., Ткаченко, Т.Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 187с.
15. Котова, И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. – СПб. : «Паритет», 2018. – 87с.
16. Крутецкий, В.Н. Психология/ В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2006 . – 203с.
17. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2018. №5. – С. 26-32.
18. Лук, А.Н. Психология творчества/ А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 2006. – 284с.
19. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина. – 10-е изд., стереотип. – Москва: «Академия», 2015 – 656 с.
21. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии: искусствознание и психология художественного творчества / М.Г. Ярошевский. – М.: Искусство, 1988. – 176 с.