Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Во все времена развитые физические качества необходимы человеку для полноценной жизни. Это связано с тем, что на основе таких физических качеств как ловкость и гибкость индивид удовлетворяет свои базовые потребности, которые возникают как в ходе его повседневной жизни, так и в условиях специально созданных. Это еще более актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые зачастую не только не могут, по понятным причинам участвовать в подвижных играх с другими детьми, но и вести полноценную жизнь в социуме.
В процессе развития ловкости и гибкости у детей с ОВЗ происходит стабилизация и усовершенствование всех его двигательных качеств, что положительным образом влияет на формирование всего организма, становление и развитие его функций.
На сегодняшний день проблема развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста с ОВЗ поднимается в научных исследованиях следующих отечественных ученых Б. А. Ашмарина, Л. Г. Манько, Е. Я. Крупник, Ю. Ф. Курамшин, Э. Я. Степаненкова и др.
В этой связи возникает противоречие между большим количеством научных исследований проблемы и недостаточным уровнем применения в дошкольных образовательных организациях упражнений, позволяющих развивать у дошкольников с ОВЗ гибкость и ловкость.
Исходя из противоречия, была сформулирована проблема исследования: какова эффективность занятий по развитию ловкости и гибкости в группах детей с ОВЗ.
Выявленные противоречие и проблема исследования позволили сформулировать тему исследовательской работы: «Развитие ловкости и гибкости детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Цель исследования: теоретически изучить, разработать и опытно-экспериментальным путем проверить программу развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: процесс развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования: программа развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза исследования: развитие ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста будет эффективным, если педагог понимает специфику понятий «ловкость» и «гибкость», знает особенности физического развития детей с ОВЗ, а также регулярно проводит занятия в группе детей с ОВЗ согласно программе развития данных физических качеств у детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «ловкость» и «гибкость» в специализированной литературе.
2. Выявить особенности физического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
3. Разработать и охарактеризовать организацию и методики экспериментального исследования, разработать и реализовать программу развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых, посвященных изучению развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста с ОВЗ В. И. Ляха, А. П. Матвеева, В. С. Быкова и др.
Методы исследования. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило применение методов:
- теоретические – анализ литературы;
- эмпирические – аекетирование, проведение тестирования детей на развитие у них ловкости и гибкости;
- экспериментальные – этапы констатирующий, формирующий, контрольный.
Методики исследования – «Полоса препятствий», «Челночный бег».
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании понятий «ловкость» и «гибкость» и их корреляции, а также рассмотрении особенностей физического развития детей с ОВЗ.
Практическая значимость - разработанная программа развития ловкости и гибкости детей. Она может быть использована инструкторами по физической культуре, родителями, воспитателями детей с ОВЗ.
База исследования: МБДОУ «ДС № 343».
Содержание и структура курсовой работы состоит из: введения, содержания, двух глав, заключения, библиографического списка.
I. Теоретические основы развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста с ОВЗ
1.1. Понятия «ловкость» и «гибкость» в научной литературе
Наше исследование посвящено изучению двум основным двигательным способностям – ловкости и гибкости. Охарактеризуем каждое из них более подробно.
Ловкость, среди всех двигательных способностей человека, занимает важное место. Это связано с тем, что она находится в тесной взаимосвязи со всеми оставшимися двигательными способностями, что и позволяет говорить об ее комплексном характере.
В своем исследовании В. И. Лях отмечает, что ловкость необходимо рассматривать с трех позиций: во-первых, она позволяет овладеть двигательной координацией, во-вторых, с ее помощью происходит овладение и дальнейшее совершенствование спортивных достижений, в-третьих, она направлена на целесообразное применение навыков, в быстро меняющейся обстановке, в том числе и их рациональное перестроение [23]
Ловкость, отмечает Е. А. Тимофеева, развивается посредством физических упражнений, направленных на гармоничное становление центральной нервной системы [31].
Анализ научных исследований показывает, что понятие «ловкость» длительное время использовалось для характеристики координационных способностей личности, поэтому с середины 70-х годов стали применять термин «координационные способности».
Ловкость движений, в первую очередь отражает уровень системы движений и их целесообразность. А уровень, в свою очередь, определяется непосредственно в процессе самого двигательного действия.
Отметим, что когда происходит упоминание о двигательной координации, то необходимо различать следующие ее разновидности: сенсорно-моторная и моторно-вегетативная. Уровень исполнения задачи и находится в зависимости от них. Они характеризуют согласованность действий опорно-двигательного аппарата и сенсорных систем – вестибулярной, зрительной и слуховой. В этой связи, мы понимаем, что при сенсорно-моторном типе координации происходит быстрый и точный анализ внешних стимулов, воздействующих на организм человека.
Как отмечал Н. А. Бернштейн, двигательные действия человека, так и другие их виды проявляют функции организма в целом. Обусловлено это тем, что любое мышечное движение находится в тесной взаимосвязи с вегетативными системами, что позволяет обеспечить мышечную деятельность, а именно выделительную, дыхательную, гуморальную, сердечнососудистую и пр. Следовательно, успех выполнения двигательной задачи будет оттачиваться при выполнении различных упражнений, где вегетативная функция, будет оказывать равное значение функции координации движений [7].
Задатки человека находятся в основе координационных способностей личности. Под ними следует рассматривать врожденные и наследуемые анатомо-физиологические особенности человеческого организма, к которым указывает В. К. Бальсевич, следует включать тип нервной системы, а также индивидуальное строение головного мозга и зрелость его отдельных частей и отделов [5].
Ловкость представляет собой комплексную способность, которая подразумевает органическое сочетание проявлений высокого уровня силы и быстроты с координацией движений и их точностью. Учитывая данный факт, С. И. Бочкарева выделила следующие степени ловкости:
1. Пространственная точность и координированность любых движений.
2. Пространственная точность и координированность движения, выполняемых в сжатые сроки.
3. Пространственная точность и координированность движений, выполняемых в сжатые сроки и в меняющихся условиях [8].
Из вышесказанного следует, что под ловкостью следует понимать такую способность человека, которая может позволить ему находчиво, целесообразно, экономно, точно и быстро решить двигательные задачи, в особенности такие, которые могут возникнуть неожиданно для него.
Если объединить целые ряды способностей, характеризующих координацию движений, то их можно разделить на следующие группы (см. таб. 1).
Таблица 1
Группы координационных движений
№ группы Определение
1 группа Представлена группой способностей, позволяющих точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений, такие как чувство пространства и времени, мышечное чувство и пр.
2 группа Представлена набором способностей, направленных на поддержание статистического и динамического равновесия
3 группа Включает в себя способности, которые позволяют выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности
С. И. Бочкарева отмечает, что ловкость является сочетанием комплекса факторов. Заниматься развитием ловкости можно в любом возрасте. Однако сензитивным периодом для такого совершенствования все таки, является дошкольное детство.
К факторам, лежащим в основе ловкости, относятся:
точный анализ действий, который характерен только человеку;
функционирование анализаторов;
особенности двигательных действий человека;
смелость человека в действиях и его решительность;
общая спортивная подготовка человека, включающая в себя различный запас развития его двигательных способностей и возможностей [8].
Таким образом, ловкость представляет собой результат согласованного сочетаний движений в соответствии с поставленной задачей, обусловленных состоянием организма человека и условиями его жизнедеятельности. Получается, что ловкость у каждого человека будет иметь разную степень выраженности.
Обычно при рассмотрении понятия «ловкость» параллельно используется и понятие «гибкость». Перейдем к характеристике понятия «гибкость». В науке к настоящему времени выделены разные подходы к пониманию сущности этого физического качества человеческого организма. Несмотря на сложность этого феномена, большинство исследователей сходятся на мысли, что под гибкостью надо понимать морфофункциональные свойства, присущие опорно-двигательному аппарату человека, которые определяют величину уровня подвижности составляющих его компонентов.
Использование термина «гибкость» будет целесообразно тогда, когда, подразумевается суммарная подвижность суставов всего тела. Высокий уровень гибкости позволяет человеку совершать движения быстро и экономично. При этом ее наличие позволяет более эффективно выполнять физические упражнения.
И. В. Гайворонкий отмечает, что тонус мышц оказывает влияние на гибкость, а также протекание процессов центрально-нервной регуляции этих мышц. Не последнюю роль в этом процессе играют усилия мышц-антагонистов.
Если мышцы-антагонисты имеют более высокую способность к растяжению, они оказывают меньший уровень сопротивления при выполнении физических нагрузок. Это и обеспечивает относительную легкость выполнения движений.
Наличие неполной подвижности суставов, связанное с несогласованностью в работе мышц, вызывает «ограниченность» движений. А также приводит к резкому замедлению их выполнения, затруднениям в процессе освоения человеком комплекса двигательных навыков [12].
Таким образом, можно констатировать, что гибкость во многом зависит от формы полусуставов и суставов, а также от возможностей мышц и связок к растяжению. При недостаточной подвижности полусуставов и суставов у человека появляется недостаточный уровень подвижности. Он проявляется в ограничении координационных, скоростных и силовых способностей. Происходит ухудшение межмышечной и внутримышечной координации, которое снижает экономичность работы мышечного аппарата, что может привести к разряжениям и разрывам мышц и связок.
В книге Л. П. Матвеева представлена следующая классификация гибкости по различным основаниям:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. А. Состояние здоровья и физического развития детей дошкольного возраста / А. А. Антонова, Т. А. Хуторская // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 11-2(101). – С. 10-13
2. Аушкина, И. В. Развитие координационных способностей у старших дошкольников посредством координационной лесенки / И. В. Аушкина, Н. В. Груняшина, О. В. Лыгина // Научное отражение. – 2021. – № 3(25). – С. 16-19.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. – М. : Провещение, 1990. – 287 с.
4. Бальсевич, В. К. Непрерывное физкультурное образование / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2014. - № 12. –
С. 10-13.
5. Бердиева, Х. К. Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом / Х. К. Бердиева // Вопросы педагогики. – 2019. – № 5-2. – С. 43-47.
6. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М. : Физкультура и спорт, 2001. – 92 с.
7. Бочкарева, С. И. Физическая культура: учебно-методический комплекс / С. И. Бочкарева, О. П. Кокоулина, Н. Ф. Митина. – М. : Центр ЕАОИ, 2014. – 344 с.
8. Бутырская, Е. В. Технология развития физических качеств старших дошкольников в системе ДОУ / Е. В. Бутырская, Ю. А. Егорова // Аксиологические проблемы педагогики. – 2021. – № 12. – С. 5-12.
9. Винокурова, Н. А. Народные подвижные игры и состязания, как средства формирования двигательных умений и навыков дошкольников / Н. А. Винокурова, М. И. Сентизова, О. А. Винокурова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11(189). – С. 76-81.
10. Гаглоева, Е. А. Повышение мотивации к занятиям физической культурой посредством использования подвижных игр / Е. А. Гаглоева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 2-1. – С. 50-53.
11. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека / И. В. Гайворонский. – М. : Академия, 2018. – 494 с.
12. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Н. Германов. – М. : Юрайт, 2019. – 224 с.
13. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д Глазырина, В.А Овсянкин. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
14. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. – Е.В. Сулим (ТЦ Сфера,2015г.);
15. Донской, Д. Д. Физиология / Д. Д. Донской, В. М. Зациорский. – М. : ФиС, 1979. – 263 с.
16. Дубровский, В. И. Спортивная медицина / В. И. Дуброский. – М. : Академия, 2018. – 270 с.
17. Завадич, В. Н. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания / В. Н. Завадич // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 2. Физическое воспитание и спорт. – 2021. – Т. 60. – № 1. – С. 27-32.
18. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет, под ред. К.К.Утробина (М., 2006г.)
19. Князева, Е. А. Двигательное развитие и физическая подготовленность старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. А. Князева, Л. В. Шипова // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 10-6(56). – С. 473-476.
20. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абалитация, А.В. Семенович (М., 2000г.);
21. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития// Под.ред Е.М. Мастюковой. (М.АРКТИ, 2002г.);
22. Косачева, Н. В. Физический потенциал детей дошкольного возраста, начинающих заниматься фитнесом / Н. В. Косачева, Е. Е. Биндусов // Физическая культура. – 2021. – № 5. – С. 43-45.
23. Кравчук, А. И. Основы гармонического базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 11. – С. 15— 17.
24. Латаш, М. Л. Вибрационный тонический рефлекс и положение тела / М. Л. Латаш, В. С. Гурфинкель // Физиология человека. – 2021. – № 4. – С. 53-59.
25. Левин, Г. Д. Плавание для малышей / Г. Д. Левин. – М. : Диметра, 2013. – 196 с.
26. Лях, В. И, О классификации координационных способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 7. – С. 28-30.
27. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет» - М.М.Борисова ( М.: Мозаика-Синтез, 2013г.);
28. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. – М. : Физическая культура и спорт, 2007. – 577 с.
29. Моисеева, Н. А. Исследование физического развития дошкольников при начальном спортивном отборе в ДЮСШ, на отделении спортивной гимнастики / Н. А. Моисеева, Л. С. Тунгышмуратова // Теория и методика физической культуры. – 2022. – № 1(67). – С. 174-181.
30. Наринян, Л. Л. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста / Л. Л. Наринян, В. А. Брыкина, А. З. Переузник // Наука-2020. – 2021. – № 8(53). – С. 54-61.
31. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы. – Е.И. Подольская (В.: Учитель, 2013г.)
32. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада / Л. И. Пензулаева – М.:Владос, 2015. – 140 с.
33. Петрукович, Н. П. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка в семье / Н. П. Петрукович // Здоровье для всех. – 2020. – № 1. – С. 52-56.
34. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР// Н.А.Сорокина ( М.: Владос, 2014 г.);
35. Подвижные игры как индикатор развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Грукова, Т. Ю. Крестьянинова, М. А. Карелин, В. И. Турковский // Право. Экономика. Психология. – 2021. – № 1(21). – С. 102-107.
36. Подготовка воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития// Под общей ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой (С.Пб., 2010 г.);
37. Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А. Комаровой Т. С. Вераксы Н. Е.(М., 2014 г.);
38. Слепцова, Л. А. Развитие физического качества силы у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Слепцова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.7(26). – С. 232-234.
39. Тимофеева, Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста / Е. А. Тимофеева. – М. : Академия, 2019. – 365 с.
40. Физическая культура в детском саду: подготовительная к школе группа». – Л.И.Пензулаева (М.: Мозаика – Синтез, 2014г.);
41. Физическая культура в детском саду: старшая группа// Л.И. Пензулаева ( М.: Мозаика – Синтез, 2014г.);
42. Финогенова, Н. В. Влияние командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у старших дошкольников / Н. В. Финогенова, О. А. Сабуркина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2019. – № 1(27). – С. 48-54.
43. Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец.// Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина ( СПб,: Детство-пресс, 2014)
44. Флюстунова, М. Г. Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста / М. Г. Флюстунова, А. Г. Флюстунова // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – № 13. – С. 165-168.
45. Фомина, Л. Б. Нейропсихологические технологии в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ТНР / Л. Б. Фомина, К. В. Куликовских, С. А. Франчук // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 47-2. – С. 31-34.
46. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий»// Н.М. Соломенникова, Т.Н.Машина (В.:Учитель,2013г.)
47. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок//Е.И.Подольская (В.: Учитель,2014г.);
48. Шигапова, Г. Р. Учёт возрастных особенностей старших дошкольников (5-7 лет) при развитии физических качеств / Г. Р. Шигапова // Трибуна ученого. – 2021. – № 5. – С. 509-517.