Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внимание относится к психическим функциям, отвечающих за способность человека акцентировать свое поведение в соответствии с окружающем ситуацией. Внимание позволяет отбирать нужную для человека информацию, выделять существенные признаки, дифференцировать процессы, объекты и явления.
В отечественной психологии внимание - это сосредоточение психической деятельности человека, деятельности его личности в данный момент и в этих условиях (Н.Ф. Добрынин), организаци, умственной деятельности (К. K. Платонов) [3].
Внимательность не имеет собственного содержания и связана с характером деятельности человека. Однако такое важное качеств личности, как внимательность, определяет поведения человека.
Дошкольный возраст - это время активного развития всех психических процессов, включая внимание. Это связано с интересами, склонностями ребенка. Внимание зависит от характеристик, таких как наблюдательность, способность отмечать незаметное, но важные признаки в предметах и явлениях. Внимательность - одно из основных условий, позволяющих ребенку успешно осваивать объем доступной ему информации, свои способности и общаться со взрослым. При отсутствии внимания ребенок не сможет научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по схеме, ни выполнять устные инструкции.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Внимание как объект исследования
Внимание - это произвольная или непроизвольная ориентация и сосредоточение умственной деятельности на каком-либо объекте восприятия (А.В. Петровский) [6].
Внимание не существует в «чистом» форме, функционально оно всегда связано к объектом или процессом. Следовательно, внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические характеристики когнитивных процессов.
Одно из определений внимания в психологии являются исследование Н.Ф. Добрынина, понимающего под вниманием направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. В то же время под направленностью понимается избирательный характер деятельности, а под сосредоточенностью - углубление в рассматриваемую деятельность [6].
Внимание относится к сквозным психическим явлениям, следовательно, психические структуры организации внимания можно рассматривать с нескольких сторон: как процесс (или умственными стороны процесса: например, сенсорное, восприятия, интеллектуальное внимание), а также состояние (например, состояние внимания), и как свойство личности (например, внимательность) [5].
Эта позиция противопоставляется взгляду на внимание как на самостоятельный психический процесс, которому следуют ведущие ученые-психологи, также занимающиеся психологией детства Л. С. Выготский [5], П. Я. Гальперин, Р. С. Немов и др.
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «внимание не имеет содержания; оно проявляется в мышлении. Это сторона всех познавательных процессов сознания и, более того, сторона, с которой они действуют как объектно-ориентированная деятельность внутри себя» [6].
Внимание - это, прежде всего, динамическая характеристика течения познавательной деятельности: оно выражает приоритетную связь психической деятельности с конкретным объектом, на котором она сосредоточена.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности человека, его отношение и фокус.
Внимание - главное условие реализации когнитивных процессов. Не являясь самостоятельным процессом, оно составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего уникального, отдельного и специфического продукта. Его результат - лучшая деятельность.
1.2 Виды и свойства внимания
В зависимости от активности индивида различают непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание возникает без намерения человека что-либо увидеть или услышать, без заранее определенной цели, без усилия воли. Это может быть вызвано неожиданностью или новым стимулом, его силой, подвижностью, контрастом между стимулами.
Непроизвольное (непреднамеренное) называется внимание, возникающее в результате определенных характеристик активных в данный момент объектов без намерения обращать на них внимание. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общим аспектом личности [1].
Основная функция непроизвольного внимания - быстро и точно нацеливать на человека в постоянно меняющихся обстоятельствах, выделяя объекты, которые могут иметь наибольшее жизненно важное значение в данный момент. В зависимости от внутренних условий различают три вида непроизвольного внимания: врожденное, естественное или инстинктивное.
В случае врожденного внимания внешние и внутренние действия сводятся к минимуму или считаются автоматическими.
Второй тип непроизвольного внимания во многом зависит от индивидуального опыта субъекта, а не от вида. Оно также развивается на инстинктивной основе, но в замедленном порядке, в процессе спонтанного обучения и адаптации человека к определенным жизненным обстоятельствам. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают с представителями разных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимательности [4]. Такое внимание можно назвать непроизвольным. Императивный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, вызывающих их восприятий относительно невелики. В отличие от стимула принудительного внимания, непроизвольные объекты внимания попадают в сферу сознания в моменты относительной неподвижности, в периоды покоя и реализации потребностей.
Третий тип непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Некоторые авторы рассматривают это как следствие или как частный случай произвольного интереса, в то время как другие рассматривают его как временную форму. Как часть субъекта, эта форма внимания проистекает из установок, намерения выполнять определенную деятельность.
Врожденное, естественное и инстинктивное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет тот факт, что их причинные причины остаются вне сознания человека.
Произвольное внимание - это активная целенаправленная концентрация сознания, поддержание этого уровня связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. В этом случае стимул - это мысль или приказ, который дан и который вызывает соответствующее возбуждение в коре головного мозга [6].
Произвольное внимание зависит от состояния нервной системы (снижается в расстроенном, перевозбужденном состоянии) и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой (бессознательной готовностью воспринимать предметы и явления действительности определенным образом). Такое внимание необходимо для усвоения трудовых навыков, от этого зависит работоспособность. Основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов.
В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание постоянной избирательной активности.
Особенности произвольного (преднамеренного) внимания:
- целеустремленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в определенной деятельности:
- организованный характер мероприятия - человек готовится быть внимательным к определенному предмету, сознательно направляет на него свое внимание, организует необходимые для этого психические процессы;
- устойчивость - внимание сохраняется в течение более или менее длительного периода времени и зависит от задач и цели, которыми характеризуются намерения.
Характеристика постпроизвольного внимания уже заложена в его собственном названии: оно следует за чем-то произвольным, но качественно отличается от него. Когда появляются первые положительные результаты при решении задачи, возникает интерес, происходит автоматизация действий, выполнение которых больше не требует особых усилий и ограничивается только утомлением, хотя цель работы сохраняется. Такое внимание имеет большое значение в образовательной и трудовой деятельности. Постпрограммное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, интенсивностью умственной деятельности, высокой эффективностью работы [8].
По характеру направленности выделяют внешненаправленное и внутреннее внимание. Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, а внутреннее — на собственные мысли и переживания.
По воздействия на органы чувств внимание делится на зрительное, слуховой, тактильное. В настоящем исследование внимание будет обращение на способности детей зрительно акцентировать внимание на объектах.
Основными характеристиками внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и взаимозаменяемость (переключение).
Объем внимания - это количество объектов, которые могут быть четко обнаружены за относительно короткий промежуток времени. Чтобы понять степень внимания, группа исследователей предлагает исходить из объема информации, на которой сознание субъекта может сосредоточиться для работы с этой информацией [3]. Введение в современные экспериментальные исследования критериев субъективного внимания (например, оценка баллов за уровень субъективной уверенности для четкого, быстрого и точного ответа) пришло к выводу, что количество внимания определяется шестью элементами. Объем слухового внимания также зависит от продолжительности, частоты и скорости представления звуковых стимулов. Например, любое изменение оптимального темпа приводит к уменьшению объема слухового внимания.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
2.1.Диагностическая методика и требования к ней
Диагностическая методика – конкретная, частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования).
При конструировании диагностических методик, нужно учитывать, что они должны обладать следующими характеристиками:
1. Надежность теста. Тест обычно считается надежным, если с его помощью получаются одни и те же показатели для каждого обследуемого при повторном тестировании.
2. Валидность — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.
Конструктная валидность— соответствие результатов теста теоретическим положениям, лежащим в основе теста.
Критериальная валидность –это степень точности предсказаний и соответствия теста другим показателям.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов, А. И. Лучшие психологические тесты [Текст] / А. И. Андрианов, Н. А. Волкова. – Петразаводск : Издательство «Петроком», 2012. – 320 с.
2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
3. Витковская, А. М. Особенности овладения предметными действиями слепыми детьми преддошкольного возраста [Текст] / А. М. Витковская // X сессия по дефектологии. – М, 1990. – 314 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с.
5. Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. : Т. 5. – М., 2013. – 534 с.
6. Григорьева, Л. П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями [Текст] / Л. П. Григорьева // Дефектология. – №1. – 2002. – С. 126.
7. Евграфова, О. В. Сборник рекомендаций для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрительного анализатора [Электронный ресурс]. URL : http://открытыйурок.рф/статьи/212821/ (дата обращения: 13.06.2017).
8. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 240 с Ермолович, З. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст] / З. Г. Ермолович. – Л. : Педагогика, 1979. – С. 87-95.
9. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. И. Земцова. – М. : Просвещение, 2014. – 178 с.
10. Кобзарева, О. Ф. Создание условий для развития внимания у дошкольников с нарушением зрительного восприятия [Текст] / О. Ф. Кобзарева, С. Д. Курепина // Образование и воспитание. – 2017. – №1.1. – С. 15-17.
11. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [и др.]. – М. : Академия, 2012. – 480 с.
12. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Г. Литвак. – СПб. : КАРО, 2006. – 134 с.
13. Малева, З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / З. П. Малева. – Челябинск, 2013. – 118 с.
14. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2011. – 220 с.
15. Подколзина, Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения [Текст] / Подколзина Е. Н. - Москва: Обруч, 2014. - 72 с.