Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в начальной школе обучение направлено на формирование у учащихся функциональной грамотности. Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Согласно рассмотренному определению, современный человек должен уметь оперировать знаниями, умениями и навыками из различных предметных областей. В связи с этим, можно заключить, что термин «функциональная грамотность» является многокомпонентным, т. е. представляет собой совокупность таких видов грамотности, как языковая, читательская, математическая, естественно-научная, финансовая и др.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС НОО , нацеливает нас на изменение стратегии обучения. Преобладающим должно стать понимание учения как процесса образования и порождения смыслов, обеспечивающих ценности человеческой жизни. Понимание ценности жизни невозможно без признания решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Различные аспекты изучения данного феномена находят свое отражение в трудах Н.В. Азаровой, Н.Ф. Виноградовой, О.В. Исаевой, Г.С. Ковалевой, М.И. Кузнецовой, Е.Г. Островской, С.С. Пичугина, В.Ю. Романовой, И.С. Хомяковой и др.
Целью данной работы является рассмотрение проектов как средства формирования читательской грамотности во внеурочной работе с младшими школьниками.
1 Читательская грамотность: сущность, особенности формирования в начальной школе
Термин «читательская грамотность» появился в контексте международных исследований PISA, PIRLS и, касательно начальной школы, представляет собой «способность человека к пониманию и логическому осмыслению различных форм письменной речи, необходимых для полноценной самореализации в жизни и достижения собственных целей» . В рамках международного исследования осуществляется оценка следующих умений:
– нахождение информации, заданной в явном виде;
– формулирование выводов;
– интерпретация и обобщение информации текста;
– анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Важнейшим навыком в начальной школе является формирование читательской грамотности, потому что именно благодаря умению читать, ребёнок может самостоятельно добывать новые знания. Чтение не ограничивается уроками литературы, оно является неотъемлемой частью учебного процесса.
Ученые в рамках международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS считают, что читательская грамотность является навыком использования письменной и устной речи, понимание форм, целей, имеющих значение для индивида или общества в целом. Дети читают с целью получения учебной информации, участия в сообществах читателей во внеклассной деятельности и для собственного удовольствия.
Международная программа по оценке образовательных достижений, учащихся даёт своё определение понятию «читательская грамотность» – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира.
Трудная задача стоит перед начальной школой – формирование у обучающихся навыка, умения и привычки делать самостоятельный выбор и читать книги и самое главное, мотивации читать, таким образом, задача – сформировать школьника-читателя. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отражена позиция к формированию читательской грамотности, в котором акцент делается на необходимости «осознания значимости чтения...», «понимании роли чтения ...», «достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития ...» и ряд других направлений.
Читательская грамотность - что это? В современном понимании «читательская грамотность» подразумевает наличие навыков работы с текстами: понимать значение текста и осознавать суть изученного, оперировать содержанием прочитанного теста, воспроизводить полученный материал, использовать прочитанный материал в интересах саморазвития и общения, знать слова, грамматику и структуру текста и т.д.
Часто в качестве синонимов используются понимание, анализ и грамотное использование прочитанного.
Также читательская грамотность в контексте владения техникой чтения, приемами понимания прочитанного текста, умения самостоятельно выбирать текст (книги), развития в источниках чтения .
Результат чтения, если у ребенка сформированы способности к анализу и осмыслению материала, является расширением кругозора читателя, обогащением знаний, следствием чего в дальнейшем становится «видение изучаемого объекта в более ярких окрасках». Читатель, обладающий способностью получать из текста информацию и строить на ее основе свои суждения, выстраивать логические цепочки, будет способен развиваться в различных предметных областях. При этом дополнительным результатом может стать интерес к познанию и самостоятельность в организации познавательной деятельности.
Если читательскую грамотность рассматривать как способность понимать и использовать письменную речь, то нельзя откладывать решение этой задачи до начала обучения в школе, в дошкольном образовательном учреждении. Важно на уровне развития потребностей в тексте, ёё понимании следует развивать в более раннем возрасте – в семье. В более раннем возрасте, пока ребенок не умеет читать, важно любовь к тексту прививать через звуки. Семья обладает определенным потенциалом для решения данной задачи, однако в семью необходимо донести информацию о необходимости развития читательской грамотности, п
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гусева Е.В. Метод сократического диалога и его роль в преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Социальные отношения. – 2019. – No 1 (28). – С. 20-29.
2) Зимина О.А. Диагностика читательской грамотности младших школьников // Педагогика, психология, общество: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары. 03 декабря 2019. – Чебоксары: Среда, 2019. – С. 40-43
3) Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа: Уч-метод пособие для студентов-заочников пед.институтов / Т.Н.Калечиц, З.А.Кейлина. -Москва.: Просвещение, 2018.
4) Моргунова Е. В., Школьный физкультурно-спортивный клуб - конструктивная форма организации внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 2. — С. 3-6
5) Нечаева Е.А. Особенности проектной деятельности в процессе обучения младших школьников// РЕБЁНОК В ЯЗЫКОВОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Сборник материалов ХI Всероссийской студенческой научной конференции. 2021. С. 125-129
6) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/(дата обращения 17.12.2022)
7) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения 17.12.2022)
8) Слесик, К. М. Формирование умений общения младших школьников во внеклассной учебно-воспитательной работе: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.09 / К. М. Слесик. -Херсон., 2018.
9) Смола С. Е., Включение учащихся в творческую деятельность на внеурочных занятиях // Начальная школа. — 2020. — № 1. — С. 51-60
10) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 17.12.2022)
11) Федеральные государственные образовательные стандарты// https://fgos.ru/(дата обращения 17.12.2022)
12) Филиппова Е.В. Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения// ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Москва, 2022. С. 1566-1573