Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие толерантности является необходимостью современного общества. Подготовленность учащегося к толерантному взаимодействию предполагает приобретение знаний, умений и навыков решения различных социальных воздействий, решение практических социально-психологических проблем.
Проблема взаимоотношений младших школьников со сверстниками, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень популярна. Необходимо определить какая роль играет в отношениях между сверстниками. Актуальность проблемы заключается в выявлении причин и принципов взаимоотношений в коллективе младших школьников.
Проблема построения взаимоотношений младших школьников актуальна также потому, что взаимоотношения являются важной стороной в жизнедеятельности школьника. Также, меняется их отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам. В настоящее время педагоги, социологи, психологи отличают негативную тенденцию с появлением компьютерной сети, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.
Изучение данной проблемы нашло отражение в трудах таких ученых как: И.В. Дубровина, Б.С. Волков, В.С. Мухина. Воспитание качеств толерантной личности следует с самого детства.
В требованиях ФГОС сформулированы направления развития у младших школьников уважительного отношения к Российской Федерации, родному краю, семье, окружающему миру, осознание ценностей правил нравственного поведения в обществе.
Объектом курсовой работы является процесс формирования толерантных отношений.
Предметом исследования выступают особенности формирования толерантных отношений младших школьников в условиях дополнительного образования детей.
Цель курсового исследования: определить содержание и формы организации деятельности педагога дополнительного образования по формированию толерантных отношений детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1. раскрыть сущность понятий «толерантность» и «толерантность отношений»;
2. изучить теоретические аспекты проблемы формирования толерантных отношений детей младшего школьного возраста;
3. рассмотреть особенности организации деятельности по формированию толерантных отношений воспитанников младшего школьного возраста в дополнительном образовании детей.
Тезаурус:
Толерантность. В Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО, говорится, что толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. В педагогической литературе - это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений.
Виды толерантности:
Политическая – отношение к деятельности партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.
Межнациональная – терпимость к разным нациям, способность не переносить недостатки и негативные действия конкретных представителей национальности на все общество.
Расовая – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. Расовая интолерантность является расизмом – дискриминация по расовому принципу.
Религиозная – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, членов разных конфессиональных обществ.
Гендерная – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость приписывания отрицательных качеств другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим.
Возрастная – непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (недееспособность старых людей понимать молодежь, отсутствие у молодых людей опыта и знаний и т.д.).
Физиологическая – отношение к инвалидам, больным, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.
Сексуально–ориентационная – непредвзятость к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Образовательная – терпимое и спокойное отношение к мнению и поведению людей с низким уровнем образования и наоборот.
Географическая – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, поселков, деревень и других регионов со стороны городских жителей и наоборот.
Межклассовая – терпимость к людям разных имущественных слоев.
Маргинальная – терпимое отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Младший школьный возраст - (англ. midchildhood – среднее детство), возраст 6-11-летних детей, учащиеся с I по III (IV) классы современной начальной школы.
Дополнительная образовательная программа – нормативно-финансовый документ, регламентирующий деятельность педагогического работника (определяет объем временных затрат на образовательную деятельность, тарифицированный в соответствии с региональными финансовыми стандартами).
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Педагог дополнительного образования - это специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование, деятельность которого заключается в создании благоприятных условий для формирования творческих способностей детей, вовлечении учеников в активную внеурочную деятельность, помощи школьникам в проявлении собственных организаторских способностей.
1. Сущность понятий «толерантность» и «толерантность отношений»
Процесс формирования понимания толерантности идет на протяжении долгого времени и это продолжается до сих пор.
Латинское слово toleranten является производным для понятия толерантности, обозначает устойчивость, невосприимчивость к изменениям, и длительный период являлся медицинским и биологическим термином.
На современном этапе с общей тенденцией диффузии между социальными, гуманитарными, точными, естественными науками и, соответственно, сближением понятий, приобретается иное значение.
Современные обозначения толерантности в «Программе формировании установок толерантного сознания и профилактики экстремизма» представлены на рис. 1.
Рис. 1 «Понятия толерантности»
Толерантность представляет собой терпимое отношение к другим нациям, расам, возрасту, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, инвалидности, языку, религии, политическим или другим мнениям, национальному или социальному происхождению и пр.
Основываясь на анализе многочисленных определений выделены основные характеристики толерантности:
- признает допустимое и равноправное существование многообразия идей и мыслей, политических, религиозных, этнических и других взглядов;
- признает права и свободы других людей;
- уважительное терпеливое отношение к другим мнениям, верованиям, поведению;
- позволяет людям выражать мысли и взгляды;
- достигает согласования различных мнений, интересов, точек зрения;
- воздерживает употребление силового воздействия с целью избежания разногласий во мнениях других людей;
- защищает ценности других, признает плюрализм и многообразие современного мира;
- активная жизненная и нравственная позиция самодостаточной личности.
С точки зрения философии, толерантность - основана на признании прав и свобод человека, не беря во внимание его этнические, религиозные или гендерные особенности [2,с.15].
Толерантность является признаком уверенности в себе и осознания надежности своего мнения, которое не боится сравнения с другим, духовной конкуренции [2,с.21].
Понимание толерантности в разных культурах определяется различными базовыми основаниями. Для западной цивилизации значимо понятие свободы и демократический строй, но в восточно-азиатских культурах это не является приоритетными. Но эти расхождения не должны приводить к не пониманию друг друга, скорее наоборот - вызовут интерес и желание узнать и понять.
Решая проблему формирования толерантных качеств личности в образовании, следует учитывать разные религиозно-философские учения в рамках вопроса о веротерпимости, согласно которым терпимое отношение как принцип общественного устройства вначале утверждалась как веротерпимость.
Психологическая литература определению толерантности придает иной смысл: установка либерального модели поведения, убеждений и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авидон С.В. Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ / С.В. Авидон. – Екатеринбург, 2012.
2. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века / А.Г. Асмолов. – М., 2010.
3. Батрак А.Я. Психологическое сопровождение экспериментального исследования // Формирование навыков толерантного поведения младших школьников / А.Я Батрак. – М.: ДРОФА, 2010.
4. Губина Т.Н. Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя в процессе разработки мультимедиа урока / Т.Н. Губина. – М., 2012.
5. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2009.
6. Декларация принципов терпимости: [утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года]// Культура мира: Документы. Библиография. М., 1999.
7. Кириллова И.Г. Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения / И.Г. Кириллова. – М., 2013.
8. Коростелева Н. А. Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школе// Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 4-6.
9. Плешакова А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир// Методическое пособие с поурочными разработками, 1 класс / А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.
10. Смирнов А. Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы. - М.: Аспект пресс, 2013. – 201с.
11. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, ОД. Шарова. – М.: Генезис, 2010.
12. Тупик С.Е. Формирование толерантного поведения у младших школьников / С.Е. Тупик. – М., 2010
13. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: метод. материалы / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2007.
14. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность //Философские науки. - 2004. - № 4. - С. 5-28.
15. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.