Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Литературный обзор особенностей формирования музыкальных способностей 5
1.1. Понятие о развитии музыкальных способностей у младших школьников 5
1.2. Музыкальные способности и их классификации 10
2. Результаты исследования 16
2.1. Развитие метро-ритмического чувства у младших школьников 16
2.2. Формирование чувства метроритма на уроках сальфеджио у младших школьников 19
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования.
На хоровых занятиях у ребенка формируется сценическая культура: умение держаться на сцене, контактировать с публикой. Хоровое пение способствует развитию внутреннего музыкального слуха, музыкальной памяти, способствует развитию связи и координации между слухом и голосом. Приобретая определенные знания о музыке, навыки и умения в процессе хоровых занятий, дети приобщаются к музыкальному искусству.
Важно, что в процессе музыкального образования приобретение знаний, навыков и умений не является самоцелью, а способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и духовной культуры. Хоровое пение содержит в себе возможность всесторонне влиять на развитие ребенка, побуждая его к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Наряду с театром и изобразительным искусством хоровое пение выполняет важную социальную функцию. Через хоровое пение дети знакомятся с культурной жизнью, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развиваются познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется их кругозор, дети становятся восприимчивыми к прекрасному в искусстве и в жизни.
Цель исследования – выявить особенности изучения метро-ритмического чувства как компонента музыкальных способностей младших школьников.
Объект исследования – музыкальные способности младшего школьника.
Предмет исследования - метро-ритмическое чувство как компонент музыкальных способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Дать определение музыкальным способностям
2. Дать характеристику метро-ритмическому чувству
3. Выявить особенности влияния метро-ритмического чувства на формирование музыкальных способностей
4. Сделать выводы по итогам исследования.
Методология исследования.
В работе использованы такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, дедукция.
Новизна исследования.
Состоит в том, что в рамках настоящей курсовой работы предпринимается попытка систематизации накопленных знаний по проблеме формирования и развития музыкальных способностей у младших школьников.
1. Литературный обзор особенностей формирования музыкальных способностей
1.1. Понятие о развитии музыкальных способностей у младших школьников
В условиях современного общества одной из актуальных проблем является развитие музыкальных способностей у младшего школьника. В современном обществе происходит катастрофическое падение уровня музыкальной культуры современной молодежи.
Причины этого могут быть разными, но самой основной является негативное влияние на ребенка современной музыкальной среды. В основе его лежит примитивная ладовая организация и ритмический строй. Негативную роль сыграло и то, что в школах мало времени уделялось посещению детьми учреждений культуры: филармонии, концертных залов, театров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вазлеев, В.А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте / В.А. Вазлеев. // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 280-282. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/128/35584/ (дата обращения: 14.12.2022).
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968. — 414 с.
3. Картавцева М.Т. Развитие музыкальных способностей участников самодеятельного хорового коллектива: учебное пособие. — М.: МГИК, 1988. — 68 с.
4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. — М.: Таланты-XXI век, 2004. — 496 с.
5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — 2-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. — 399 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер, 2007. — 720 с.
7. Стулова Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2119 «Музыка» — М., Просвещение, 1988. — 126 с.
8. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988. — 720 с.
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М. -Л.: АПН РСФСР, 1947. — 355 с.
10. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности. // В кн. Музыкальное воспитание в школе» вып. 14, М.: Музыка, 1979 г. с. 57–65.
11. Чесноков П.Г. Хор и управление им. — М.: МГПИ, 1952. 241 с.
12. Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. — 288 с.