Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях быстро меняющихся современных преобразований (цифровизация, информатизация образования, появление и внедрение инновационных форм обучения), процессы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, направлены на всестороннее и глубокое развитие и формирование личности ребенка, его обширного спектра способностей (умственных, творческих, коммуникативных).
Но, следует отметить, что детская игрушка остается основным и векторным видом деятельности ребенка. Ей присущ комплекс, характерных для любой деятельности, элементов: постановка главной и второстепенных целей, мотивы, различные средства реализации, планомерные и контролируемые действия, результат. Игрушка совершенно любого вида чаще всего протекает как деятельность целенаправленная и осмысленная. В последнее время, все чаще, многие родители и педагоги в ходе работы с детьми совершают ошибочные попытки перевести ребенка с ведущей для старшего дошкольного возраста игровой деятельности, к учебной, что отрицательно сказывается на психологическом развитии самого ребенка.
В основе игр с различным строительным материалом и предметами для конструирования лежат конструктивные знания, умения и навыки, вследствие чего они гораздо больше, чем любые другие разновидности детской игры выражаются в продуктивной деятельности человека, способствуют активному умственному развитию ребенка, предоставляют безграничные возможности проявить позитивную активность. Ключевой особенностью игр со строительным материалом является то, что для эффективного усвоения конструктивных умений и формирования навыков ребенку необходимы специальные условия.
Так, в дошкольной педагогике в настоящее время разработана и реализована методика формирования у детей конструктивных умений и навыков (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван).
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды В.С. Мухиной, Г.Е. Елесиной, В.К. Мульдарова, Н. Брунера,
З.И. Калмыковой, Л.Ф. Обуховой, И.Н. Семенова.
В истории педагогики строительно-конструктивные игры представлены во многих зарубежных теориях и концепциях: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л. Шлегер. В отечественной дошкольной педагогике, психологии указанный вид игры изучали В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова,
А.Н. Давидчук, Н.Н. Поддьяков, Е.А. Флерина, Т.С. Комарова,
Н.П. Сакулина, А.Р. Лурия и другие.
Теоретические основы формирования умственных способностей представлены в исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина,
Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинской, В.Ф. Паламарчука,
С.Л. Рубинштейна, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской).
Вопросами развития мышления старших дошкольников занимались многие зарубежные и отечественные ученые Ж. Пиаже, Д. Дьюи,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина,
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.А. Рубинштейн, Н.А. Менчинская).
Термин «конструирование» указывает на общее построение, доведение до определённого взаиморасположения и взаимоположения различных предметов, их частей и элементов. Таким образом, конструирование детей старшего дошкольного возраста представляет собой процесс сооружения построек, конструкций, моделей, в которых предполагается взаимное расположение частей и элементов каких-либо предметов, находятся способы их соединения.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в ФГОС ДО строительно-конструктивная деятельность представлена элементом обязательной части основной образовательной программы, направленной на решение важнейших задач воспитания и образования. В ходе процесса конструирования все чаще дети старшего дошкольного возраста формируют и развивают строительно-конструктивные знания, умения, навыки построения предметов, моделей, наблюдения, целенаправленного анализа и рассмотрения. У них формируются разнообразные психические познавательные процессы, важными из которых являются ощущение, восприятие, представление, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, креативное мышление и воображение. У старших дошкольников конструирование в значительной мере направлено на развитие произвольного внимания, умению планировать, прогнозировать, моделировать. Уделяя огромное внимание конструированию в старшем дошкольном возрасте, педагоги способствуют развитию и формированию умственных способностей, инженерной мысли, желанию экспериментировать. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Объектом исследования являются умственные способности детей старшего дошкольного возраста, предметом исследования – строительно-конструктивная деятельность как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить умственные способности детей старшего дошкольного возраста и проанализировать влияние детской игрушки на примере строительно-конструктивной деятельности) на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать теоретические основы умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть понятие детской игрушки (на примере строительно-конструктивных игр) и выявить их значение в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Как отмечают исследователи [1,2,3,5], всестороннее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой взаимодействие в системе «человек – окружающий мир». Результатом этого процесса является активное творческое начало и развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Взаимодействуя активно с миром, они, таким образом, самоопределяются в активной системе жизненных взаимоотношений, происходит активное саморазвитие и самоактуализация личности детей старшего дошкольного возраста. Через тот или иной вид деятельности и в ходе деятельности ребенок становится самим собой. Становление и развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста происходит в ходе его активной и целеустремленной деятельности в разнообразном предметном мире. Любая деятельность ребенка, даже если она сугубо индивидуальна по своим внешним формам, проявлениям и прзнакам, то по своей сущности всегда коллективна, гармонична, социальна [8, с. 234].
Для эффективного воспитания и развития ребенка старшего дошкольного возраста необходимо создание таких условий, при которых будет обеспечена его активная деятельность. Задача гармоничного и всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста включает не только высокий уровень развития знаний, умений, навыков, но и высокий уровень развития их эмоционального интеллекта и нравственной позиции, что имеет социальное значение.
Д.Б. Эльконин в дошкольном возрасте выделяет следующие периоды на [22, с. 18]: младший и средний дошкольный возраст (дети от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (дети от 5 до 7 лет). Каждый из указанных возрастных периодов характеризуется особенностями и границами, которые достаточно легко заметить, внимательно осуществляя наблюдение за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение.
В аспекте нашего исследования особый интерес старший дошкольный возраст. Следует отметить, что старший дошкольный возраст является непосредственным продолжением среднего дошкольного возраста в контексте общей сензитивности, а также периодом активного овладения окружающим социальным пространством захватывающих человеческих отношений через эффективное общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения с другими детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
2. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 414 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
5. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
6. Байшева С. Проект «Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству» [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-robototehnika-v-sovremenom-dou-pervyi-shag-v-priobscheni-doshkolnikov-k-tehnicheskomu-tvorchestvu.html, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. – (20.03.2022).
7. Гагарина Д. Робототехника в детском саду: зачем, сколько стоит и как проходят занятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edurobots.ru/2016/10/robototexnika-v-detskom-sadu/, свободный (20.03.2022).
8. Горяева, А.В. Конструктивное творчество дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/04/08/konstruktivnoe-tvorchestvo-doshkolnikov, свободный (20.03.2022).
9. Дергунова, Ю.А. Использовуем блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в играх с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/14/ ispolzovuem-bloki-denesha-i-palochki-kyuizenera-v, свободный (20.02.2022).
10. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Дятлова // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 536-537. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/118/32529/, свободный (20.03.2022).
11. Еримеева, С.Г. Робототехника как средство обучения техническому творчеству детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/robototiekhnikakaksriedstvo obuchieniia tiekhnichieskomu tvorchiestvu dietiei, свободный (23.03.2022).
12. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Москва. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.
13. Лиштван, З.В. Конструирование. – М.: Просвещение, 1981. – 179 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/search/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. – (23.03.2022).
14. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/search/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. – (23.03.2022).
15. Морозова, О.В., Тихеева, Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Электронный ресурс] / О.В. Морозова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3 – с. 54-55. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/search/, для доступа к информ. Ресурсам требуется авторизация. – (24.03.2022).
16. Нечаева, В.Г., Корзакова, Е.И. Строительные игры детей младшего дошкольного возраста, Издательство «Просвещение», М., 1966 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/igra/stroitel04.html, свободный (23.03.2022).
17. Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И. Нравственное воспитание в детском саду. 3-е изд., испр. и доп – М.: Просвещение, 1984. –272с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/346809/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. – (23.03.2022).
18. Панкратова, А.Н. Строительно-конструктивная игра в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/643768/, свободный (23.03.2022).
19. Стреха, Е.А. Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического образования дошкольников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/ bitstream/doc/748/1/%D0%A2%92.pdf, свободный (23.03.2022).
20. Тарловская, Н.Ф, Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – Москва. М.: Просвещение; Владос, 1997. – 216 с.
21. Флерина, Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Д. В. Менджерицкой. – Москва: Просвещение, 1973. – 48 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/search/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. - (22.03.2022).
22. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Эксмо, 2013. – 456 с.
23. Яковлева, И.А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). –Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 82-85.