Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………......…3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников………………………………………….………5
1.1. Понятие и методы эстетического воспитания детей………..…….5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников……………………….………………………………...……11
Глава 2. Организационно-педагогические условия
эстетического воспитания младших школьников…………….…14
2.1. Диагностика сформированности уровня эстетического
воспитания у младших школьников…………………………….…..…14
2.2. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию
детей младшего школьного возраста……………………………..…...21
Заключение………...………………………………………………..……25
Список использованных источников………………………………..…26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде и в условиях социально-экономических преобразований изменяется характер и содержание обучения и воспитания школьников. Повсеместно растёт возможность эстетизации различных направлений деятельности детей, в том числе, младших школьников.
Ведущей целью целостного образовательного процесса является развитие индивидуальных качеств детей. Также необходимо формирование эстетических и этических ценностей обучающихся. За эстетическим воспитанием ребёнка стоит не только формирование его эстетических наклонностей. Эстетическое воспитание занимает достаточно важное место во всей системе образовательного процесса. Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается в течение всей жизни. Многие писатели, педагоги, и деятели культуры отмечают важность вопросов эстетики в младшем школьном возрасте.
Можно отметить особенности мыслительной и эмоциональной сфер младших школьников. К ним относят высокую эмоциональную восприимчивость, гибкость и раскованность воображения. Именно в младшем школьном возрасте ребенок чувствителен к влиянию слова, красок, музыки и др.
Цель работы: на основе теоретических и эмпирических данных изучить и обосновать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста будет иметь положительную динамику, если будет разработан комплекс мероприятий, направленный на совершенствование работы по повышению уровня когнитивного, и деятельностного компонентов эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста с использованием средств изобразительного искусства.
Задачи:
1. Изучить понятие и методы эстетического воспитания детей.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших дошкольников.
3. Провести диагностику сформированности уровня эстетического воспитания у младших школьников.
4. Предложить комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников
1.1. Понятие и методы эстетического воспитания детей
В разработку теории эстетического воспитания детей большой вклад внесли учёные Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Педагоги практики отмечают, что недостатки в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста нередко оказываются невосполнимыми. Такое возникает в том случае, если к данной проблеме не подходить системно и комплексно.
В Концепции модернизации социально-экономического развития российской системы образования подчеркивается важность и значимость эстетического воспитания подрастающего поколения. Подобного рода процессы способствуют формированию и развитию творческих способностей младших школьников. Необходимо удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребёнка, что касается интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания [9].
В современном образовании воспитательным процессам школьников отводят достаточно большое внимание. Все подобного рода требования регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени общего образования. современная образовательная модель отличается от традиционной модели, поскольку в её основе лежит системно-деятельностный подход. если в традиционной образовательной среде предъявлялись требования к сформированным знаниям, умениям и навыкам, то в системно – деятельностном подходе помимо предметных результатов. требования предъявляют к сформированным универсальным учебным действиям (УУД).
Весь образовательный результат, который регламентируется ФГОС, подразделяется следующим образом:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Группа формируемых УУД классифицируется следующим образом:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Диагностика творческого развития личности [Текст] / Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования. - Авт.-сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. Новосибирск. - 2003. - 44 с.
2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП. - 2006. -124 с.
3. Евдокимова И.Ю. Эстетическое воспитание детей в системе дополнительного образования [Текст] / И.Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 139 - 142.
4. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства: монография [Текст] / Е.Ю. Ежова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань. - 2010. - 260 с.
5. Зоблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория [Текст] / О.А. Зоблоцкая // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - No 2 (4). - С. 3-14.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин // М.: ООО Издательство «Питер». - 2009. - 434 с.
7. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании : учеб.-метод. пособие [Текст] / сост. О.А. Еник. Тольятти: Изд-во ТГУ. - 2013. - 127 с.
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова // М.: Мозаика-Синтез. - 2015. - 160 с.
9. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 04-06-00183а «Научное наследие А.Н. Леонтьева и его школы» Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект No 12-06-16068д / ред. Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. Издательство «Смысл». - 2012. - 950 с.
10. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся
начальных классов [Текст] / Ю.С. Любимова // Пачатковая школа. - 2007. - No 9. - С. 60-64.
11. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. [Текст] / Ю.С. Любимова, В. В. Буткевич. Минск: Пачатковая школа. - 2008. - 114 с.
12. Любимова, Ю.С. Концептуальные основы организации эстетического воспитания младших школьников [Текст] / Ю.С. Любимова // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. / редкол. В.В.Буткевич [и др.]; под общ. ред. В.В. Буткевич. Минск: БГПУ. - 2008. - С.103-111.
13. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников [Текст] / В.И. Максакова // Методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2003. - 254 с.
14. Маслова Л.П. Формы и методы контроля качества учебной
деятельности на уроках музыки и мировой художественной культуры: пособие для учителей [Текст] / Л.П. Маслова // Новосибирск. - 2010. - 47 с.
15. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учеб. Пособие. Волгоград [Текст] / М.В. Матюхина // Перемена. - 2005. - 215 с.
16. Медведев Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие [Текст] / Э.И. Медведев // М.: Центр гуманитарной литературы РОН. - 2002. - 48 с.
17. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Просвещение. - 2008. - 175 с.
18. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Феникс +, 2009. - 272 с.
19. Мамедова, И. М. Эстетическое воспитание школьников / И. М. Мамедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 19.12.2022).
20. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.А. Мочалова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - No 94. - С. 166-170.
21. Основные подходы к преподаванию изобразительного искусства: от школы до вуза: учеб. метод. пособие [Текст] / Под ред. Е.В. Гунина [и др.]; Владим. гос. ун-тим. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ. - 2015. - 93 с.
22. Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности [Текст] / О.В. Павлова // /Волгоград: Учитель. - 2008. - 139 с.
23. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, Изд. 5-е. М.: Просвещение. - 2009. - 144 с.
24. Селиванова Л.И. Саморазвитие личности: изучение и реализация идей П.Ф. Каптерева: практическое руководство для учителей и студентов университетов [Текст] / Л.И. Селиванова. Под науч. ред. Ф.В. Кадола; М-во образования РБ, Гомельский областной институт развития образования. Гомель. - 2011. - 81 с.
25. Семенова Л.С. Формирование у школьников эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов [Электронный ресурс]. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина. 2009. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-1.shtml (дата обращения: 19.12.2022).
26. Тимошенко Л.Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Л.Г. Тимошенко // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 2 (80). - С. 53-56.
27. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная
проблема нашего времени / инновационная наука. No 4. 2015. С. 146-148. 100. Туревская Е.И. Возрастная психология [Электронный ресурс]. Тула. 2002. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0483/5-0483-1.shtml (дата обращения: 19.12.2022).
28. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников [Текст] / А.В. Тутолмин // Глазов. гос. пед. ин-т. Глазов. - 2003.- 212 с.