Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы наблюдается значительный рост распространенности и осложнений речевой патологии у детей в виде проявления многих сочетанных расстройств, которые не ограничиваются только нарушением речевой функции. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос грамотной дифференциальной диагностики различных проявлений дефектов речи и психики у детей.
При постановке диагноза важно не только выявить интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, но и прийти к клинико-педагогическому заключению, отражающему причину и механизм нарушения развития, определить учебный и социальный прогноз, а также определить пути и методы корректирующей работы [27].
Часто затруднительна дифференциальная диагностика между развитием речи и интеллекта, поскольку умственная отсталость (олигофрения) всегда находится на той или иной стороне, в сочетании с общей неразвитостью ребенка, что часто указывает на то, что его интеллект развивается с задержкой. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребенка во время логопедии и педагогических занятий с ним.
Проблема своевременной и объективной диагностики нарушений речи имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории, это связано с установлением вида, этиологии и механизмов нарушения, а с точки зрения практики его решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому эффекту.
Качество диагностики тесно связано с речевым состоянием ребенка на данном этапе его развития, его эмоциональными и личностными особенностями, его соматическим здоровьем, и требует тщательного изучения речи и анализа состояния речевой деятельности с целью установления полного психологического и логопедического результата. Специальные методы и принципы обследования для анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичное отклонение у ребенка к любому из языковых компонентов, участвующих в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимость определения дифференциально-диагностических признаков в различии категорий детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и умственной отсталостью (УО).
Объект исследования – дети с проявлениями нарушений речи (ОНР и УО).
Предмет исследования - дифференциально-диагностические признаки различия категорий детей с ОНР и УО.
Задачи исследования:
1. Представить ретроспективный анализ литературных первоисточников по проблеме исследования категории детей с проявлениями нарушения речи;
2. Выявить психологические различия категорий детей с ОНР и УО;
3. Представить методы и методики диагностики психического развития категорий детей с ОНР и УО.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической, коррекционной, периодической литературы по теме исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ученых в области:
- генезиса и особенностей проявления психического развития у детей с общим недоразвитием речи детей на разных возрастных этапах (Р. М. Лалаева, А. А. Позднякова, М. В. Серебрякова, Л. Г. Парамонова и др.);
- генезиса и особенностей проявления психического развития у детей с умственной отсталостью на разных возрастных этапах (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.).
Структура работы состоит из введения, 3 раздела, выводов, заключения и списка литературы.
Глава 1 Анализ теоретических источников по проблеме изучения речевого развития детей с нарушениями речи
На современном этапе специалистами отмечается тенденция к усложнению дизотогенеза (нарушение индивидуального развития организма) детей с речевыми нарушениями. То обстоятельство, что собственно речевая недостаточность приобрела сегодня у большинства детей более недифференцированный, мозаичный и, вместе с тем, генерализованный вид (распространение патологического процесса по организму или органу из органического очага), сопряженность речевого дефекта с обилием сопутствующих патофеноменов (пат – чувство, страдание, болезнь) в двигательной, перцептивной (совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия), когнитивной (познавательной), вербальной (словесной) и других сферах психической деятельности ребенка затрудняет логопедическую диагностику и коррекцию детей с речевой патологией.
Кроме того, у большинства современных детей с нарушениями речи отмечаются соматическая (связанная с телом) ослабленность, функциональные расстройства, а именно нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС, наличие таких патологических явлений, как: сопутствующие движения (синкинезии), изменение мышечного тонуса по типу дистонии (непостоянный, меняющийся тонус), принятие вычурных поз при составлении самостоятельной речевой продукции (патологических ригидных телесных установок (негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц)). Имеет место заметное излишество, нерасчетливость двигательных и жестомимических актов, вычурные позы, гримасничанье, иногда возникают тики, неожиданные вокализационные реакции в виде вскриков, неконтролируемого смеха, нередки элементы заикания (запинки), шумного и прерывистого придыхания, а порой и логоневроза. Они неловки, долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации, что говорит о несформированности мануального и орального праксиса (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов), реципрокной координации рук.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Брунов, Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие [Текст] / Б.П. Брунов. – Красноярск – 2016. – 158 с.
2. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н.П. Вайзман. - М., 1998. - С. 123.
3. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель - М., 2005.
4. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 189 с.
5. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
6. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] : Учебник / Л. С. Выготский. - М.: Инфра, 2006. - 406 с
7. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб., 2008.
8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб., 2008.
9. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо. 2018. - 288 с.
10. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
11. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. – М. : Речь, 2003. – 391 с.
12. Калмыкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью [Текст] :уч-метод. пособие / Е. А. Калмыкова. – М. : Курск.гос. ун-т, 2007. – 121 с.
13. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М., 2006.
14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2007.
15. Кукушина, В.С. Коррекционная педагогика [Текст] / В.С. Кукушина. – Ростов-на-Дону, Март, 2012. – 304 с.
16. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1998.
17. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012. – 253 с.
18. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 512 с.
19. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) [Текст] / М. С. Певзнер. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 484 с.
20. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
21. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] : Учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова – М . : Академия, 2002. – 160 с.
22. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов [Текст] / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 187 с.
23. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». – 2015. – 672с.
24. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [ Текст] : Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / С. Я. Рубинштейн – М. : Просвещение, 1986.-192 с.
25. Румянец, Ю. Н. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОНР И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ [Текст] / Ю. Н. Румянец // Глобус. 2019. №12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-detey-s-onr-i-ih-psihologicheskie-osobennosti (дата обращения: 20.12.2022).
26. Специальная педагогика [Текст] / Аксёнова Л.И. и др. – М.: Академия. – 2013.-400с.
27. Фатихова, Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.
28. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Изд-во Гном и Д, 2010. - 128 с.
29. Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.