Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования определяется тем, что замедление речевого развития, трудности в усвоении лексики и грамматического строя ограничивают речевые контакты детей со взрослыми и сверстниками и препятствуют осуществлению самостоятельной коммуникативной деятельности. Без закрепления словаря невозможно овладеть речью как средством общения. Недостаток словарного запаса затрудняет общение детей с умственной отсталостью с другими людьми. Бывает сложно понять речь, обращенную к ним, и построить собственные высказывания. Поэтому формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности детей, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Степень разработанности проблемы. Формирование речевой функции у детей с задержкой психического развития чаще всего происходит в замедленном темпе и сопровождается ее нарушением. Особенности речи детей с задержкой психического развития описаны в работах многих исследователей (Л.Н. Блинова, 2002; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; И.А. Симонова, 1974; Е.В. Мальцева, 1990; И Ф. Марковская, 1993; В.И. Н. А. Цыпина, 1994; Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина, 2003), которые свидетельствуют о сложности речевой патологии, наличии комплекса речевых нарушений, сочетании различных речевых дефектов.
Над решением проблем содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно работали А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др. Этими авторами определены цели и задачи развития словаря детей, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил следующее противоречие: между необходимостью организации процесса развития речи и обогащения словарного запаса у детей с ЗПР и недостаточной изученностью особенностей, методов и средств организации этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проблема исследования: каковы особенности логопедической работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Цель: исследовать и обобщить особенности логопедической работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс логопедической работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности логопедической работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза: работа над обогащением словарного запаса будет результативной при учёте когнитивных и речевых особенностей дошкольников с задержкой психического развития, а также с опорой на закономерности онтогенетического развития лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
1) Теоретически обосновать проблему обогащения словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития;
2) Эмпирически выявить уровень развития словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития;
3) Разработать методические рекомендации для обогащения словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методологические основы исследования: работы по изучению сформированности словаря у детей с задержкой психического развития и созданию методик коррекционной работы Р.И. Лалаева, В.И. Лубовский, Е.В. Мальцева, Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и другие.
Методы исследования:
1) Теоретические – анализ научной литературы по теме исследования;
2) Эмпирические – исследование с использованием эмпирических данных;
3) Количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальная база исследования: исследование логопедической работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проводилось в г. Нурлат МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад». В исследовании принимали участие 19 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Изучение особенностей логопедической работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития осуществлялось по методике О.С Ушаковой, Е.М. Струпиной.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении и уточнении представлений об особенностях лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в процессе организации логопедической работы.
Структура курсовой работы: состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав (теоретической и практической), списка использованной литературы и приложений. Объем курсовой работы 38 страниц. В приложении предоставлена методика исследования.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Нарушение лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Речь старших дошкольников с задержкой психического развития имеет ряд особенностей, обусловленных влиянием негативных факторов, органического поражения во внутриутробном периоде. В ряде исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, выделяются наиболее характерные особенности речевого, познавательного и психического развития в целом: недостаточное усвоение знаний и представлений об окружающем, снижение познавательной активности, замедление темпов формирования психических функций, слабость в регуляции произвольной деятельности (дети нуждаются в активной ориентировке в задании), нарушениях различных сторон речи (произносительной, лексико-грамматической, связной).
Дети с ЗПР в своей речи в основном используют существительные и глаголы. Как правило, эти дети имеют ограниченный и скудный словарный запас, ниже возрастной нормы. Пассивный словарь близок к нормальному, но перевод слов из пассивного словаря в активный происходит крайне медленно. Дети не знают многих слов абстрактного значения и слов, часто встречающихся в речи, они заменяют эти слова описанием ситуации или действия, с которыми связано это слово. Отмечается расплывчатость словоупотребления, поиск подходящих слов происходит крайне медленно.
Часто встречаются смысловые замены, так как смысловая нагрузка слов ниже нормы (ребенок не знает значения многих слов). Прежде всего, они испытывают трудности при подборе слов к антонимам и синонимам. Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие их речевого развития: ограниченность словарного запаса, монотонность синтаксиса. По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной, у таких детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.
Дети с ЗПР имеют ограниченный словарный запас. Характерным признаком этой группы детей является большее, чем в норме, отклонение в объеме пассивного и активного словарного запаса. Дети понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря может быть близок к норме. Однако использование слов в экспрессивной речи, пополнение словаря вызывает большие трудности. Бедность словаря проявляется в том, что дети 6-7 лет не знают многих слов: названий ягод, рыб, диких животных, птиц, частей тела и т.д.
Особенно существенные различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативной лексики (глаголы, прилагательные). В словесной лексике преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок совершает или наблюдает ежедневно. Гораздо труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и т. д. Нарушение формирования словарного запаса у этих детей также выражается в затруднении нахождения знакомого слова, нарушении пополнения пассивного словаря.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
2. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]: метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. – 157с.
4. Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
5. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
6. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17
7. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
8. Соловьева, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. Библиотека журнала «Логопед» [Текст] / Н.В. Соловьева. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
9. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
11. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.