Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Этапы и методика экспериментальной работы по использованию дымковской росписи в развитии детского изобразительного творчества в процессе декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста нами был проведён педагогический эксперимент.
Методы исследования:
1) Педагогический эксперимент.
2) Индивидуальная беседа.
3) Наблюдение.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Исследование проходило на базе МБДОУ д/с №44 «Солнышко» г. Глазов.
Первым направлением констатирующего этана исследования являлось выявление особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Нами была использована серия творческих заданий.
Предложенные детям задания были направлены на выявление способностей у детей изображать неповторимый, незаимствованный художественный образ сказочного персонажа и сюжетный рисунок, отражающий окружающее пространство сказочного персонажа.
Прежде, чем приступить к рисованию, дети рассматривали иллюстрации к знакомым сказкам.
Задание 1: Изображение сказочного персонажа
«Как ещё можно изобразить (сказочного персонажа)?
Придумайте и нарисуйте своего интересного, непохожего на других сказочного персонажа (Кота в сапогах)» (рисование цветными карандашами).
Показатели и критерии оценки рисования детьми образа сказочного персонажа в собственных рисунках: (за основу были взяты показатели развития изобразительных способностей у детей Г. Г. Григорьевой, Т.С.Комаровой, показатели развития художественного творчества Н.А.Ветлугиной, показатели ведущих свойств художественных способностей В. С. Кузина).
I. Проявление свойств зрительной памяти. Под этим показателем нами рассматривается оперирование детьми образами памяти, имеющимися у них представлениями, которые в совокупности со зрительными образами, полученными в процессе наблюдений, создают полноценный образ, необходимый им для реализации этого образа в художественное произведение.
Возможности и постепенное совершенство зрительного анализатора детей, обеспечивающего в процессе изобразительной деятельности восприятие пропорций, особенностей объёмной и плоской формы, пространственных отношений, ритма, цвета, способствуют созданию ярких зрительных образов в сознании детей и помогают успешной трансформации их в художественный образ. Данный показатель включает несколько показателей:
1) Передача формы силуэта сказочного персонажа.
Критерии оценки:
3 б. - ребёнок точно передаёт форму силуэта персонажа;
2 б.- ребёнок незначительно искажает передачу формы силуэта персонажа;
1 б. - ребёнок неверно передаёт форму силуэта персонажа.
2) Строение частей фигуры.
Критерии оценки:
3 б. - ребёнок верно передаёт строение частей фигуры;
2 б. - ребёнок незначительно искажает строение частей фигуры;
1 б. - ребёнок неверно передаёт строение частей фигуры.
3) Передача пропорций фигуры.
Критерии оценки:
3 б. - ребёнок верно передаёт пропорции фигуры;
2 б. - ребёнок незначительно нарушает передачу пропорций фигуры;
1 б. - ребёнок неверно передаёт пропорции частей тела персонажа.
4) Передача движений сказочного персонажа.
Критерии оценки:
3 б. - ребёнок верно передаёт движения персонажа;
2 б. - ребёнок искажает передачу движений персонажа;
1 б. - ребёнок не передаёт движения персонажа.
II. Проявление свойств художественного творческого воображения.
Под этим показателем нами рассматривается отбор детьми главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа. Проявление художественного творческого воображения детей является возможным в создании ими новых, оригинальных (неповторимых) художественных образов, которое происходит за счёт внесения ими дополнений, изменений в силуэт (или форму), движения (ритм), пропорции, линии и цвета (обоснованности его реальности и нереальности). Перечисленные действия выполняются детьми на основе имеющегося у них опыта в преобразования уже знакомого материала, применения известного в знакомых ситуациях на занятиях по рисованию, лепке, художественному конструированию.
1) Создание нового художественного образа в рисунке.
Критерии оценки:
3 б.- ребёнок создаёт новый художественный образ сказочного персонажа в рисунке, с характерными признаками, внося изменения в силуэт, пропорции, движения, мимику;
2 б.- ребёнок предпринимает попытки к созданию нового художественного образа сказочного персонажа в рисунке, не передаёт характерные признаки или, увлекаясь процессом рисования, создаёт образ другого персонажа;
1 б.- ребёнок не создаёт новый художественный образ сказочного персонажа, репродуктивное или схематичное изображение.
2) Цветовое решение в рисунке.
Критерии оценки:
3 б.- ребёнок использует цвет как средство выразительности, обосновывая свой выбор; в рисунке преобладают яркие насыщенные тона, разнообразная цветовая гамма;
2 б.- ребёнок испытывает затруднения в обосновании выбора цветов; в рисунке преобладают яркие, тёмные или бледные тона, 2-3 цвета раскраски;
1 б.- в рисунке преобладают 1-2 цвета или наблюдается полное отсутствие цвета; ребёнок не обосновывает свой выбор.
III. Эмоциональное отношение к изображаемому. Данный показатель включает проявление и выражение детьми положительных (удовольствие, радость, восторг, любовь и т.д.) и отрицательных (боязнь, испуг, страх и т.д.) реакций в процессе изображения, отношения к изобразительной деятельности.
Критерии:
3 б.- ребёнок увлечён, захвачен изобразительной деятельностью, наслаждается процессом изображения, выражает удовольствие от достигнутого результата;
2 б.- ребёнок увлечён изобразительной деятельностью, испытывает интерес к ней, проявляет страх, боязнь ошибиться в рисунке, выражает некоторую неудовлетворённость результатом;
1 б.- ребёнок не увлечён изобразительной деятельностью, не выражает или проявляет отрицательные эмоции, безразличен к результату.
IV. Проявления волевых свойств личности. Выделенный показатель означает сознательное регулирование детьми своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудность при достижении поставленной цели, решении задачи в творческой поисковой деятельности, проявление самостоятельности, выдержки, самообладании, настойчивости и дисциплинированности детей в изобразительной деятельности.
1) Самостоятельные поиски решения творческой задачи.
Критерии оценки:
3 б.- ребёнок самостоятелен в поиске решения творческой задачи: продумывает способ рисования, определяет средства художественной выразительности, приёмы рисования отдельных элементов; не обращается с вопросами и за помощью к педагогу;
2 б.- ребёнок недостаточно самостоятелен в поиске решения творческой задачи: частично нуждается в помощи при определении способа рисования, средств художественной выразительности или определении приёмов рисования; обращается с вопросами к педагогу;
1 б.- ребёнок не самостоятелен в поиске решения творческой задачи: нуждается в помощи при определении способа рисования, средств художественной выразительности, приёмов рисования.
2) Настойчивость (завершённость работы) в решении задач.
Критерии оценки:
3 б. - ребёнок добивается поставленной перед ним цели (завершает рисунок), преодолевает трудности, на пути к её достижению, связанные выполнением задания;
2 б. - ребёнок частично добивается поставленной перед ним цели (выполняет рисунок наполовину), преодолевает часть трудностей, на пути к её достижению, связанные с выполнением задания;
1 б.- ребёнок не добивается поставленной перед ним цели (не выполняет рисунок), не способен преодолевать трудности, на пути к её достижению.
Уровни развития художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изображении художественного образа сказочного персонажа
Высокий уровень. Ребёнок создаёт новый, неповторимый художественный образ сказочного персонажа в рисунке, с характерными признаками, внося изменения в силуэт, пропорции, движения, мимику. У ребёнка сформирована способность передавать силуэт, пропорции, строение и движение изображаемого сказочного персонажа. Использует цвет как средство выразительности, обосновывая свой выбор, отдаёт предпочтение ярким, насыщенным тонам, и использует разнообразную цветовую гамму. Ребёнок увлечён, захвачен изобразительной деятельностью, наслаждается процессом изображения, выражает удовольствие от достигнутого результата; самостоятелен в поиске решения творческой задачи: продумывает способ рисования, определяет средства художественной выразительности, приёмы рисования; не обращается с вопросами за помощью к педагогу. Ребёнок преодолевает трудности, на пути к достижению поставленной цели, связанные с выполнением задания, завершает рисунок.
Средний уровень. Ребёнок предпринимает попытки к созданию нового, неповторимого художественного образа сказочного персонажа в рисунке, не передаёт характерные признаки или, увлекаясь процессом рисования, создаёт образ другого персонажа. Частично сформирована способность передавать силуэт, пропорции, строение и движение изображаемого сказочного персонажа.
Ребёнок испытывает затруднения в обосновании выбора цвета, в рисунке преобладают яркие, тёмные или бледные тона, 2-3 цвета раскраски. Ребёнок увлечён изобразительной деятельностью, испытывает интерес к ней, проявляет страх, боязнь ошибиться в рисунке, выражает некоторую неудовлетворённость результатом; недостаточно самостоятелен в поиске решения творческой задачи: частично нуждается в помощи при определении способа рисования, средств художественной выразительности или определении приёмов рисования; обращается с вопросами к педагогу. Ребёнок частично добивается поставленной перед ним цели (выполняет рисунок наполовину), преодолевает часть трудностей, на пути к её достижению, связанные с выполнением задания.
Низкий уровень. Ребёнок не создаёт новый, неповторимый художественный образ сказочного персонажа, репродуктивное или схематичное изображение; не сформирована способность передавать силуэт, пропорции, строение и движение изображаемого сказочного персонажа, в рисунке преобладают 1-2 цвета или наблюдается полное отсутствие цвета, ребёнок не обосновывает свой выбор. Ребёнок не увлечён изобразительной деятельностью, не проявляет или выражает отрицательные эмоции, безразличен к результату; не самостоятелен в поиске решения творческой задачи: нуждается в помощи при определении способа рисования, средств художественной выразительности, приёмов рисования. Ребёнок не добивается поставленной перед ним цели (не выполняет рисунок), не способен преодолевать трудности, на пути к её достижению.
Результаты анализа представлены в таблице 1
Таблица 1
Показатели сформированности творческих способностей у детей 6-7 лет в изображении образа сказочного персонажа (констатирующий этап)
10% детей экспериментальной группы и 11% детей контрольной группы, продемонстрировали высокий уровень развития творческих способностей в изображении сказочного персонажа. Дети изображали неповторимые и выразительные художественные образы сказочных персонажей, правильно передавали в рисунке силуэт, пропорции, применяли многоцветную раскраску, отдавали предпочтение ярким насыщенным тонам. Этих детей отличает самостоятельность, увлечённость и удовлетворённость результатами изобразительной деятельности.
40% детей ЭГ и 43% детей КГ, продемонстрировали средний уровень развития творческих способностей в изображении сказочного персонажа. Дети предпринимали попытки к изображению неповторимых и выразительных художественных образов сказочных персонажей, частично искажали в рисунке силуэт, строение и нарушали пропорции; затруднялись в обосновании выбранной раскраски, отдавали предпочтение бледным тонам. Дети обращались за помощью, не всегда были удовлетворены собственными результатами.
50% детей ЭГ и 46% детей КГ продемонстрировали низкий уровень развития творческих способностей при изображении сказочного персонажа. Детьми не были изображены новые, неповторимые художественные образы сказочных персонажей, изображение было схематичным; неверно передавали в рисунке силуэт, пропорции, движения образов статичны. Дети не проявляли самостоятельность, увлечённость изобразительной деятельностью и заинтересованность собственными результатами.
Прежде, чем приступить к выполнению второго задания – изображению сюжетного рисунка, отражающего окружающее пространство сказочного персонажа дети, так же рассматривали иллюстрации к знакомым сказкам. После рассматривания иллюстраций и краткой беседы по ним детям были предложены рисунки с изображением сказочного персонажа, выполненные ими на предыдущем занятии.
Задание 2: Рисование сюжетного рисунка
«Нарисуйте сказочный дом (или замок) и другое пространство (лес, поляну), в котором живёт или мог бы жить ваш сказочный персонаж».
Показатели и критерии оценки изображения детьми сюжетного рисунка (за основу были взяты показатели развития изобразительных способностей у детей Г. Г. Григорьевой, Т.С.Комаровой и показатели развития художественного творчества П.А.Ветлугиной, показатели ведущих свойств художественных способностей В. С. Кузина):
I. Проявление свойств зрительной памяти.
1) Передача формы предметов в рисунке.
Критерии оценки:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев В.И. Обучение в диалоге [Текст] : свобода+обучение = радость / В. И. Андреев. - Санкт-Петербург : Свое изд-во, 2012. - 106 с.
2. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет / Е. И. Банзелюк // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С. 55–60
3. Белозерова К.Н., Бутенко Н.В. Актуализация детского художественного творчества в изобразительной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы Материалы 10 Международной научно-практической конференции. Редакторы: Л.К. Пикулева, Л.Н. Галкина, Е.Н. Бехтерева. - 2012. - С. 43-47.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. – 364 с.
5. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет / Н. В. Бородкина. - Ярославль : Акад. развития ; Москва : АСТ, 2011. - 159 с.
6. Борщевская И.П. Изобразительная деятельность как важное средство развития у детей творчества в образовательном процессе // В сборнике: перспективы модернизации современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович,. - 2015. - С. 63-65.
7. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский ; предисл. В. В. Селиванова. - Изд. 2-е, доп. - Москва : URSS, 2009. – 116 с.
8. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) ГОС ВПО 030300 "Психология", 030301 "Психология" и направлению подготовки 030300 "Психология" ФГОС ВПО / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. - 335 с.
9. Ветлугина Н. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 1965. – №5. – С.6–10
10. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет [Текст] : развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность / Г. И. Винникова. - Москва : Творческий центр "Сфера", 2011. - 123 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014. – 93 с.
12. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. - Дубна (Моск. обл.) : Феникс+, 2005 (Тип. изд-ва Самар. Дом печати). - 511 с.
13. Гусарова И. Л. Аппликация в детском саду / И. Л. Гусарова. - М.: Просвещение, 2008. – 64 с.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2014 (СПб. : Техническая книга). – 358 с.
15. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества : учеб. пособие / М.В. Ермолаева ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Изд. Дом Рос. акад. образования (РАО), 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж). – 302 с.
16. Занимаемся искусством с дошкольниками [Текст] : методическое пособие / [Т. Г. Казакова и др.] ; под ред. К. В. Тарасовой. - Москва : Творческий центр "Сфера", 2011. - 90 с.
17. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. – 1966. – №2. – С. 5–10
18. Калинковская С.Б. Особенности развития творческого- воображения детей дошкольного возраста // Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2011 года. – Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», - 2011. - С.48-53
19. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: Дис. … канд. психол. наук. / ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». – Омск, 2011. – 215 с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskikhsposobnostei-mladshikh-shkolnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti#ixzz3Qcl5HJAZ
20. Комаров А.И. Методологические принципы исследования творчества: классическая философия // Вестник МГАДА. - 2010. - № 5. – с. 33-39
21. Куцакова Л.В. Уроки творчества [Текст] : для детей 3-5 лет : [для старшего дошкольного возраста] / Людмила Куцакова. - Москва : Эксмо, 2011. - 80 с.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М. : Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). - 431 с.
23. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : старшая группа : образовательная область "Художественное творчество" : учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И. А. Лыкова. - Москва : Цветной мир : Творческий центр Сфера, 2011. - 207 с.
24. Маслова С. Е. К вопросу о творческих качествах личности / С. Е. Маслова // Высшее образование сегодня. – 2007. – №3. – С. 58–61
25. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству [Электронный ресурс] / А. А. Мелик-Пашаев ; З. Н. Новлянская. - 2-е изд., испр. и доп. (электронное). - Москва : Бином. Лаб. знаний, 2012. – 158 с.
26. Немов Р.С. Психология – М.:: ВЛАДОС, 2008 -. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2008. - 687 с.
27. Никифорова М.А. Особенности изобразительной деятельности и творчества детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - Т. 28. - С. 85-90.
28. Пантелеева Н.Г. Развитие творчества дошкольников в изобразительном деятельности в рамках новых требований к дошкольному образованию // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 3 (75). - С. 22-33.
29. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Мн. : Соврем. слово, 2005. – 654 с.
30. Погодина С.В. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С. 74-80.
31. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста : Концептуал. аспект / Н. Н. Поддьяков; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 2012. – 47 с.
32. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка [Текст] : от рождения до шести лет : [новый взгляд на дошкольное детство] / Н. Н. Поддьяков. - Санкт-Петербург : Речь ; Москва : Образовательные проекты ; 2010. - 143 с.
33. Психология креативности : учебное пособие / Тодд Любарт [и др.] ; [пер. с фр. - Д. В. Люсин]. - Москва : Когито-Центр, 2009. - 214 с.
34. Рогозина, В. Педагогические условия paзвития творческих способностей школьников на уроке / Рогозина В. // Воспитание школьников. – 2007. – №4. – С. 28–30
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2009. – 705 с.
36. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека [Текст] : дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В. М. Русалов ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2012. - 528 с.
37. Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь / Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический вестник, 2011. - 84 с.
38. Сафроненко Е.В. Основные подходы к организации изобразительной деятельности дошкольников в аспекте развития художественного творчества // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 6 (48). - С. 70-78.
39. Сивенкова Е.В., Ульянова Н.А., Хамзаева Т.А. Особенности развития творчества и художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной и музыкальной деятельностей // Научное отражение. - 2016. - № 1 (1). - С. 34-38.
40. Сидоренко В.Н., Микляева Н.В. Дифференциация понятий «изобразительная деятельность» и «изобразительное творчество» в теории и практике детского сада // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 1 (49). - С. 6-9.
41. Сластенин В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2014 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат). - 478 с.
42. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Дмитрий Узнадзе. - СПб. [и др.] : Питер, 2001. - 414 с.
43. Ушачев В.П. Творчество в системе образования / В. П. Ушачев; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Прометей, 2014. – 217 с.
44. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Знание, 1986. – 80 с. // Универсальная электронная библиотека blikwomen.com.ua. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blikwomen.com.ua/writer/3920/books/11443/chudnovskiy_ve/vospitanie_sposo bnostey__i_formirovanie_lichnosti/read
45. Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни : избранные тр. / В. Э. Чудновский. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006 (Воронеж : ФГУП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж"). – 766 с.
46. Шрагина Л. И. Логика воображения / Л. И. Шрагина. - М. : Нар. образование, 2014. - 191 с.
47. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования [Электронный ресурс] / И. С. Якиманская. - 2-е изд. (электронное). - Москва : БИНОМ. Лаб. знаний, 2013. - 220 с.