Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в обществе идет модернизация образования, которая сопровождается переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей.
Большие преобразования произошли и в общем образовании, где системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориентированого нравственного воспитания личности гражданина.
Ю.К. Бабанский отмечал, что «задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство». Богатейший опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения нам оставили В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и др.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения было и есть одной из главных педагогических проблем. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Многогранность духовно-нравственного воспитания, неоднозначное понимание его сущности, содержания обусловливает многообразие путей, средств и методов его осуществления. В основе понимания сущности духовно-нравственного воспитания лежат две основополагающие категории – «духовность» и «нравственность».
От школы требуется использование в обучении приемов и методов, которые формируют личностные качества обучающихся. Формирование духовно-нравственных ценностей может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, традициям, истории своего народа. Источником такого приобщения через подлинные исторические вещи является, конечно же, музей. Существует много разных методов и технологий, дающих результаты в духовно-нравственном воспитании. Одним из них является использование в образовательно-воспитательном процессе музейной педагогики. Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и, как отмечают ведущие педагоги, находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.
В период обучения в начальной школе необходимо уделять повышенное внимание духовно-нравственному воспитанию. Нравственное воспитание младших школьников имеет определяющее значение для формирования жизненной позиции. Данный период возрастного развития ребенка характеризуется восприимчивостью к усвоению моральных знаний. От нравственного воспитания в течение указанного периода зависит успешность последующего обучения.
Степень разработанности проблемы. Исследованием проблем музейной педагогики занимались такие ученые и музейные деятели, как А. Г. Бойко, Е. Г. Ванслова, М. А. Волчкова, Б. А. Столяров, Н. Ф. Федоров, М. Ю. Юхневич и другие.
Образовательную сущность музея теоретически обосновали Н. Ф. Федоров, Е. Н. Медынский, М. В. Новорусский и др. [12, с. 104]. Б. А. Столяров музейную педагогику трактовал как отрасль педагогической науки, ориентированную на передачу социокультурной информации в условиях музейной среды [19, с. 106].
Проблема исследования. Несмотря на обилие трудов исследователей по духовно-нравственному воспитанию и по музейной педагогике, мы не нашли специальных исследований, посвященных изучению музейной педагогики как средству духовно-нравственного воспитания учащихся.
Объект исследования: музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики будет успешным если: повышать уровень знаний учащихся о жизни, культуре родного края, города в условиях музеев.
Цель исследования. Изучить вопросы духовно-нравственного воспитания школьников средствами музейной педагогики.
Задачи исследования:
• Рассмотреть понятие духовно-нравственного воспитания как компонента образовательной среды школы;
• Изучить направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;
• Проанализировать опыт реализации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством использования музейной педагогики.
Методы исследования. Анализ литературы по теме исследования.
Теоретическое значение курсовой работы. Выделен понятийный аппарат исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального и дополнительного образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1. Духовно-нравственное воспитание как компонент образовательной среды школы
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» акцентируется внимание на том, что «именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» [3, с. 4–5]. В вязи с этим федеральный государственный стандарт предусматривает ряд программ, направленных на духовно-нравственное воспитание и развитие личности обучающихся.
В основной образовательной программе начального общего образования должна быть прописана программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования. В средней и старшей школе ее содержание расширяется. Основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования дополняются программами воспитания и социализации обучающихся соответствующими уровням образования и включающими в себя такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Но, тем не менее, одной из основ в становлении личности школьника остается духовно-нравственное воспитание абсолютно на всех уровнях образования.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байбородова, Л. В. Педагогические средства воспитания гражданской идентичности сельских школьников в процессе краеведческой деятельности [Текст] / Л. В. Байбородова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т. В. Дьячкова, Л. В. Заика. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018. – С. 12–21
2. Белых И.Л. К вопросу о структуре нравственного самоопределения личности // Вестник КрасГАУ. 2018. № 1. С. 187–190
3. Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь – М., 2002. 151 с.
4. Власова Е.В., Соломатина Е.М. Воспитание словом. // Начальная школа – 2010.-№ 1-С.36-40
5. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.
6. Дьячкова, Л. В. Заика. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018. – С. 12–21.
7. Кибирева, О. Н., Полынская, Е. Ю. Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения [Текст] / О. Н. Кибирева, Е. Ю. Полынская // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Молодой ученый, 2012. – С. 99–102.
8. Козырев, В. А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура: Монография [Текст] / В. А. Козырев; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 107 с.
9. Кульчинская Н.Л. Ребенок в музее: книга для педагогов и родителей. М., 1999
10. Курганская Л.М. Воспитание души. // Начальная школа – 2013.-№ 12 –С.17-21
11. Липкина А. И. Проблема организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с Концепцией и программой духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник Пермского ГУ. 2019. № 2. С. 16–19
12. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». – М., 1997. – С.102-105
13. Музейная педагогика / под ред. Н. М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. М., 2001.
14. Музейная педагогика и музейное пространство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.rin.ru.
15. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / Вербенец А. М., Столяров Б. А., Зуева А. В., Зудина М. А., Коршунова О. А. 2-е изд. СПб., 2008. 208 с.
16. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html
18. Соколова Н. Д. Народное искусство: образовательная программа «Путь в изобразительное искусство»: учебное пособие. СПб.: ГРМ, 2010. 160 с.
19. Столяров Б. А. Музейная педагогика. М.: Высшая школа, 2004 – 216 с.
20. Тарасов, С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология [Текст] / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – Вып. 2. – С. 133–138.
21. Тебиева А.Б., Темираева Э.А., Тимошкина Н.В. Музейная педагогика в естественнонаучном образовании младших школьников //Международный студенческий научный вестник. №6. 2018. С. 154
22. Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие .- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007–139с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 47 с.
26. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. / Федоров Н. Ф. Соч.: В 4 т. Т.П. М.: Наука, 1995
27. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.