Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из центральных задач модер-низации современного образования является развитие учащегося как субъ-екта обучения, активно и самостоятельно осваивающего социальные зна-ния, осознающего важность обучения и самообучения для своей будущей жизни. Будучи субъектом обучения, студент способен самостоятельно и избирательно ставить перед собой актуальные и перспективные цели, направлять и поддерживать свою деятельность, организуя и управляя ею в учебной деятельности.
Одним из главных факторов развития субъектности человека являет-ся его мотивация, которая является предпосылкой для любой формы про-извольной деятельности. Это также относится к образовательной деятель-ности, в которой мотивация обеспечивает стремление к знаниям и дости-жение широкого спектра образовательных целей, в то время как развитие сознательной саморегуляции является психологическим инструментом, обеспечивающим реализацию познавательной активности и мотивацию к достижению успеха в обучении.
Специальное целенаправленное управление мотивацией как важней-шей характеристикой личности в настоящее время не менее важно, чем управление умственным развитием и усвоением знаний. В последние годы образовательные мотивы, которые характеризуются познавательной ак-тивностью и мотивацией достижения, изучались в тесной взаимосвязи с от-ношением к условиям обучения. В свою очередь, эта взаимосвязь рассмат-ривается как характеристика целостного отношения к учебной деятельно-сти. Несмотря на многочисленные исследования, вопросы влияния и взаи-мосвязи учебной мотивации и когнитивных стилей студентов остаются не-достаточно решенными.
Научная актуальность данной работы заключается в расширении поля исследования такой индивидуальной характеристики как когнитив-ный стиль связывая ее с учебной мотивацией студента.
Цель исследования – выявить связь мотивации и когнитивного стиля у студентов.
Объект исследования – учебная мотивация и когнитивные стили студентов.
Предмет исследования – связь учебной мотивации и когнитивных стилей у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что учебная мотивация студентов связана с особенностями их когнитивных стилей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения мотивации и когни-тивных стилей студентов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование мотивации и когнитивных стилей студентов.
3. Выявить взаимосвязи учебной мотивации и когнитивных стилей у студентов.
Теоретико-методологическая основа представлена работами веду-щих ученых по проблеме мотивации (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.) и подходами к разработке понятия когнитивных стилей (Г. Уиткин, С. Аш, Г. Клейн, Р.Н. Гарднер, Дж. Каган, М.С. Егорова, Е.А. Климов, М.А. Хо-лодная и др.).
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научной литературы);
- методы сбора эмпирической информации: опрос, тестовый метод;
- методы обработки результатов исследования: качественный и коли-чественный, в том числе статистический, анализ эмпирических данных;
- комплексный интерпретационный метод.
Методики исследования:
1. Методика «Индекс учебной мотивации».
2. Методика «Включенные фигуры» Дж. Уиткина;
3. Методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера.
4. Методика словесно-цветовой интерференции Дж. Струпа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, найдя связь между когнитивными стилями и учебной, можно наиболее эффектив-но управлять мотивацией учения.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 40 студентов 18 – 22 лет из них 22 девушки и 18 юношей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоре-тической и практической, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации и когни-тивного стиля у студентов
1.1. Характеристика мотивации. Особенности мотивации студентов
Мотивация - это процесс побуждения человека к работе для дости-жения целей. Мотивы - это то, что вызывает действия человека, активизи-рует его внутренние и внешние движущие силы для удовлетворения по-требностей. Мотив - это сознательная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков индивида.
В процессе социализации человека социальные идеалы и ценности становятся системой ценностей и верований конкретной личности, кото-рые, в свою очередь, определяют ее потребности и мотивы.
Мотивы выполняют побудительную и контролирующую функцию в процессе любой деятельности индивида. Функция контроля осуществляет-ся мотивами не явно, а косвенно через эмоции, которые сопровождают любой процесс достижения потребности [17].
Основной признак мотива - это определенный набор действий, кото-рые человек совершает на пути к достижению желаемого. Мотив может быть удовлетворен различными способами и разными вариантами дей-ствий, с другой стороны, определенное поведение может быть вызвано не-сколькими мотивами. Однако в любом случае существует ведущий мотив, которому подчинены все остальные.
Человек может осознавать, а может и не осознавать причину своих действий. Следовательно, мотивы делятся на сознательные и бессознатель-ные.
Вопрос о развитии мотивов очень важен, прежде всего, с точки зре-ния формирования развития личности как субъекта деятельности.
Если при анализе деятельности естественным является путь "потреб-ность – мотив – цель – действие", то в реальной ситуации личной активно-сти постоянно происходит обратный процесс: в процессе деятельности формируются новые мотивы и потребности [13].
Мотивация является ведущим фактором в регулировании активности человека, его поведения и деятельности. У каждого человека мотивы име-ют свою силу и проявления. Поведение в конкретной ситуации мотивиру-ется не всяким возможным мотивом, а тем, который в данном случае наиболее связан с достижением цели. Когда цель достигнута, мотив усту-пает место другому.
С точки зрения В.С. Мерлина, мотив – это то, что побуждает челове-ка действовать. Общее в действиях человека и животных – их целенаправ-ленный характер, но действия человека при этом определяются сознатель-ной целью [29].
Необходимым психологическим условием для мотивации человече-ской деятельности являются эмоции. Мотив невозможен без одновременно возникающей и связанной с ним эмоции, но в то же время эмоция не явля-ется мотивом, поскольку от эмоции зависит только реакция организма, но не целенаправленное поведение человека. Мотивы деятельности выражают отношение человека к делу, которым он занимается (положительное или отрицательное). Поскольку человеку свойственна активная позиция по от-ношению к миру, он является субъектом, преобразователем природы и общества [29].
Современные теории мотивации основаны на результатах ранее про-веденных психологических исследований. Это направление было начато в своих экспериментах Э. Мэем, который показал, что мотивация зависит от человеческого фактора, особенностей социального взаимодействия, груп-пового поведения [34]. Позже появились содержательная и процедурная теории мотивации.
На формирование основ современных концепций мотивации во мно-гом повлияли работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Макклелланда. В сво-их теориях авторы сосредоточились на выявлении структуры потребно-стей людей. Согласно теории А. Маслоу, пять основных типов потребно-стей (физиологические, безопасность, социальные, успех, самовыражение) составляют иерархическую структуру, определяющую поведение человека [28].
Д. Макклелланд, дополняя теорию А. Маслоу, ввел такие понятия, как потребность во власти, успехе и принадлежности. Потребность во вла-сти включает в себя желание влиять на других людей. Удовлетворение по-требности в успехе происходит в процессе доведения работы до успешного завершения. Потребность в принадлежности подразумевает широкие воз-можности для социального общения [34].
Процессуальные теории мотивации основаны на изучении того, как люди ведут себя, принимая во внимание их восприятие и когнитивные спо-собности. К ним относятся теория ожиданий, теория справедливости и мо-дель мотивации Л. Портера-Э. Лоулера. В процедурных теориях мотива-ции также предполагается мотивирующая роль потребностей, но сама мо-тивация рассматривается с точки зрения того, что именно побуждает чело-века направлять усилия на достижение конкретной цели.
Теория ожиданий предполагает, что человек направляет свои усилия на достижение цели только тогда, когда он уверен в высокой вероятности удовлетворения своих потребностей. Самая эффективная мотивация - это когда человек верит, что его усилия приведут к награде. Мотивация осла-бевает, если вероятность успеха или получения вознаграждения оценивает-ся человеком как низкая.
Теория справедливости подчеркивает, что человек оценивает соот-ношение вознаграждения и затраченных усилий. Несправедливое, по мне-нию человека, вознаграждение приводит к психологическому стрессу (если человек считает свой вклад недооцененным, он будет постепенно сокра-щать затраченные усилия) [34].
В соответствии с комплексной процессуальной моделью Л. Портера - Э. Лоулера, результат работы порождает удовлетворение, а не удовлетво-рение приводит к достижению высоких результатов в работе, как считали сторонники теории человеческих отношений. Л. Портер и Э. Лоулер, та-ким образом, считали, что ощущение выполненной работы приводит к удовлетворению и способствует повышению эффективности деятельности.
Что касается мотивации деятельности, то важно выделить такие ас-пекты, как мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Человек, мотивированный на успех, ставит перед собой цель в своей деятельности, достижение которой может быть однозначно расценено им как успех. Он проявляет желание добиваться только успеха в своей деятельности, актив-но участвует в ней, выбирает средства и предпочитает действия, направ-ленные на достижение цели.
Человек, мотивированный на успех, характеризуется полной моби-лизацией имеющихся ресурсов и сосредоточенностью на достижении цели. Человек, который мотивирован избегать неудачи, а не успеха, ведет себя по-другому. Его цель в деятельности состоит в основном в том, чтобы из-бежать возможных неудач, все его мысли и действия направлены на предотвращение ошибок, промахов, что требует значительного количества энергии и в конечном итоге истощает [3].
В рамках мотивационной иерархии учебной деятельности доминант-ное положение могут занимать или внутренние мотивы, касающиеся со-держания данной деятельности и ее выполнения, или социальные мотивы, касающиеся потребности личности оказаться на той или иной позиции в структуре отношений в обществе.
Внутренним мотивам присущ характер значимости для личности, они связана с потребностью к познанию, удовлетворением, получаемым от познания и осуществления своих личностных возможностей. Для домини-рования внутренней мотивации характерен высокий уровень познаватель-ной активности ученика в ходе учебы. Овладение учебными материалами представляет собой и цель, и мотив обучения. Ученик напрямую вовлечен в познание, что обеспечивает эмоциональное удовлетворение.
Для внешних мотивов характерно то, что овладение содержанием учебного предмета не представляет собой цель учения, а является сред-ством, позволяющим достигать другие цели. Это может быть хорошая оценка (диплом, аттестат), стипендия, следование требованиям родителей или педагога, похвала, признание сверстников и пр. В случае внешней мо-тивации ученик обычно отчужден от познания, пассивен, ощущает бес-смысленность процесса или его активность является вынужденной. Содер-жание учебных предметов не представляет для ученика личного значения.
Выделяются следующие уровни учебной мотивации [43]:
Первый уровень – высокая учебная мотивация и активность (ученики демонстрируют познавательные мотивы, желание с наибольшей успешно-стью выполнять все требования, которые предъявляются). Учащиеся стро-го выполняют все указания педагога, ответственны и добросовестны, пе-реживают из-за неудовлетворительных оценок.
Второй уровень – хорошая учебная мотивация (ученики с успехом занимаются учебой). Этот уровень представляет собой среднюю норму. Учащиеся положительно относятся к учебному заведению; усваивает ос-новное в программе; самостоятельно решают типовые задачи; вниматель-ны при выполнении заданий, поручений, указаний, но требуют контроля; сосредоточенны по интересу.
Третий уровень – позитивное отношение к учебному заведению, но оно интересно таким учащимся внеучебной работой. Такие студенты весь-ма благополучно ощущают себя в вузе, чтобы вступать в общение с пре-подавателями и друзьями. Им нравиться быть студентами, но мотивы к по-знанию у них менее сформированы, и сама учеба их привлекает мало.
Четвертый уровень – низкая мотивация. Такие ученики неохотно по-сещают занятия и по возможности пропускают их. В ходе занятий зача-стую отвлекаются на общение и посторонние дела. Ощущают значитель-ные сложности в учебе.
Пятый уровень – отрицательное отношение к учебному заведению. У таких учеников значительные сложности с учебой: они не способны справ-ляться с учебой, им сложно общаться с преподавателями. Они способны вести себя агрессивно, не желать выполнять задания, соответствовать при-нятым правилам и нормам. Зачастую у них имеют место нарушения нерв-но-психического характера.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акмеология [Текст]: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 256 с.
2. Артищева, Л. В. Когнитивные стили в образе психического состоя-ния [Текст] / Л. В. Артищева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 108 с.
3. Асеев, В. Г. Мотивационная регуляция поведения личности / В. Г. Асеев. – Москва : Мысль, 2012. – 159 с.
4. Аткинсон, А. Р. Введение в психологию [Текст] / А. Р. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит, Д. Дж. Бем. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 816 с.
5. Ахтамьянова, И. И. Взаимосвязь когнитивных стилей и типов мыш-ления у школьников [Текст] / И. И. Ахтамьянова, Л. Р. Ситдикова // Вестник Башкирского государственного университета им. М. Акмул-лы. – 2017. – № 3 (43). – С. 36–43.
6. Белоусова, А. К. Стиль мышления [Текст]: учебное пособие / А. К. Белоусова, В. И. Пищик. – Ростов-на-Дону : ЮФУ. – 2010. – 152 с.
7. Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследо-вания [Текст]: метод. пособие / А. П. Бизюк. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 399 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону : Изда-тельcтво Ростовского университета, 1983. – 176 с.
9. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. – Москва : Владос-пресс, 2001. – 256с.
10. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации [Текст] / В. К. Ви-люнас. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 288с.
11. Волынская, Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла [Текст]: учеб. пособие / Л. Б. Волынская. – Москва : Флинта, 2012. – 168 c.
12. Генова, Т. Н. Мотивация учебной деятельности современного студен-та [Текст] / Т. Н. Генова // Молодой ученый. – 2022. – № 47 (442). – С. 488-490.
13. Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное со-стояние проблемы [Текст] / Н. С. Горбач // Молодой ученый. – 2021. – № 3(345). – С. 42-44.
14. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. – Москва : Смысл, 2006. – 333 с.
15. Жбанкова, Н. В. Особенности структурной организации когнитив-ных стилей личности [Текст] / Н. В. Жбанкова, Н. В. Лукьянченко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2006. – №1. – С. 175-182.
16. Жулина, Г. Н. Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа [Текст] / Г. Н. Жулина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 639–643.
17. Занюк, С. С. Психология мотивации [Текст] / С. С. Занюк. – Киев : Эльга-Н, 2001. – 280с.
18. Зверева, Р. Г. Предпосылки развития мотивации достижения успеха с учетом возрастных особенностей [Текст] / Р. Г. Зверева. В сборнике: Университетские чтения. Материалы научно-методических чтений ПГУ. – 2020. – С. 44-49.
19. Зырко, А. А. Содержательно-структурные характеристики духовно-нравственных ценностей юношей и девушек [Текст] / А. А. Зырко // Акмеология. – 2014. – №2(50). – С. 140 – 149.
20. Ильин, Е. П. Психология эмоций [Текст] / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 682с.
21. Кравцова, Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достиже-ния успехов в юношеском возрасте [Текст] / Т. Г. Кравцова: авторе-ферат дис... кан. пс. н. / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хаба-ровск, 2003. – 26 с.
22. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг: Пер. с англ., 10-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. –992 с.
23. Левкова Т. В. Связь мотивации достижения и копинг-стратегий лич-ности [Текст] / Т. В. Левкова: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным уча-стием. – 2018. – C. 235 – 240.
24. Леутин, В. П., Функциональная асимметрия мозга: мифы и действи-тельность [Текст] / В. П. Леутин, Е. И. Николаева – Москва : МГУ, 2005 – 368 с.
25. Ливер, Б. Л. Методика индивидуализированного обучения иностран-ному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения [Текст]: дис. на соискание ученой степени канд. пед. н. / Б. Л. Ливер. – Москва : Гос. ин-т Русского языка им. А. С. Пушкина. – 2000. – 203 с.
26. Лобанов, А. П. Психология интеллекта и когнитивных стилей [Текст] / А. П. Лобанов. – Минск : Агентство Владимира Гревцова, 2008. – 96 с.
27. Мамедова, Л. В. Когнитивные стили: современные аспекты исследо-ваний [Текст] / Л. В. Мамедова, Ю. Э. Гудков, А.А. Сергиевич, П. П. Хороших // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – №2. – С. 134-142.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]. 3-е изд. / А. Маслоу. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 352 с.
29. Мерлин, В. С. Структура личности: характер, способности, самосо-знание [Текст] / В. С. Мерлин. – Пермь : ПГПИ, 1990. – 110 с.
30. Мищенко, Т. В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности [Текст] / Т. В. Мищенко // Кризис идентичности и про-блемы становления гражданского общества в России. – Ярославль, 2008. – С. 168-176.
31. Моисеев, Д. В. Взаимосвязь когнитивного стиля полезависи-мость/поленезависимость и профессиональной ориентации у моло-дых людей мужского пола [Текст] / Д. В. Москаленко // Скиф. Во-просы студенческой науки. – 2022. – № 8 (22). – С. 28–34.
32. Москаленко, О. В. Личностно-профессиональное развитие современ-ного человека [Текст] / О. В. Москаленко // Мир психологии. – 2004. – №4. – С. 168-178.
33. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – Москва : КноРус, 2020. – 688 с.
34. Нирмайнер, Р. Мотивация [Текст] / Р. Нирмайнер. – Москва : Омега-Л, 2012. – 124 с.
35. Обухова, Л. Ф. Психология развития [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 275 с.
36. Озерина, А. А. Профессиональная идентичность студентов бака-лавриата [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.
37. Орлов, Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа [Текст]: автореф. д-ра психол. н. / Ю. М. Орлов. – Москва : Академия, 2004. – 25с.
38. Орлова, Г. А. Педагогика[Текст] / Г. А. Орлова. – Москва : Юрайт, 2017. – 492 с.
39. Плотникова, Е. С. Мотивация достижения успеха в юношеском и зрелом возрасте [Текст] / Е. С. Плотникова, Ю. Н. Оплетаева // Вест-ник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммо-сова. – 2021. – №3 (23). – С. 52-57.
40. Прихожан, А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в се-бе [Текст] / А. М. Прихожан. – Москва : Сфера, 2008. – 192 с.
41. Рожков, Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых [Текст] / Е. М. Рожков // Современная наука. – 2014. – № 3. – С. 44-46.
42. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации че-ловека [Текст] / C. И. Розум. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 365 с.
43. Савенков, А. И. Психология обучения [Текст]: учебное пособие для вузов / А. И. Савенков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 251 с.
44. Савинова, А. В. Взаимосвязь мотивации достижения успеха и само-оценки личности подростков [Текст] / А. В. Савинова, О. Д. Старо-дубец // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. №7(58). – С. 58-63.
45. Семенкова, С. Н. Связь мотивации, адаптации и качества учебной де-ятельности студентов-первокурсников [Текст] / С. Н. Семенкова // Мир науки. – 2022. – № 4 (10). – С. 2–11.
46. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. 2-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 860 с.
47. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума [Текст], 2-е изд. / М. А. Холодная. – Москва : Юрайт, 2018. – 307 с.
48. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная – Москва : издательство Юрайт, 2019. – 334 с.
49. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. – Москва : МГППУ, 2019. – 457с.
50. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / под ред. Шапошникова Т.Е. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 448 с.
51. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. – Москва : Аспек Пресс, 2016. – 320 с.
52. Benziger, K. The Physiology of Type: Introversion and Extraversion, Benziger Thinking Styles Assessment / K. Benziger – 1999. – 30р.
53. Harrison, A. F., Bramson R. M. The art of thinking / A. F. Harrison, R. M. Bramson. – N. Y., Berkley Books. – 1984. – P. 189–193.
54. Sternberg, R. J. A capsule history of theory and research on styles / R. J. Sternberg, E. L. Grigorenko // Perspectives on thinking, learning, and cognitive styles. – New York, Routledge. – 2011. – P. 1-21.