- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Логопедия
39 страниц
29 источников
Добавлена 29.06.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Сущность понятия фонематического восприятия 6
1.2. Формирование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 19
2.1. Организация, методическое обеспечение и результаты констатирующего этапа эксперимента 19
2.2. Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 28
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение 40
Фрагмент для ознакомления 2
Для успешного существования в обществе человеку необходим самый главный навык - умение общаться с другими людьми. При общении человек передает часть информации собеседнику посредством жестов и мимики. Но большая часть приходится на эту уникальную способность, доступную только людям на Земле. Эта способность — язык.
Язык является важнейшей психической функцией человека, так как специфически человеческие формы социального контакта в первую очередь обеспечиваются посредством вербального общения. На их основе формируются высшие формы познавательной деятельности. Проблемы и отклонения в развитии речи не только затрудняют общение, но и отрицательно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка в целом.
Развитие речи, в том числе умения четко произносить и различать звуки, овладевать артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения, правильно выражать мысли, являются наиболее актуальными проблемами, стоящими перед дошкольным учреждением.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к школе, залогом успешного овладения грамотой, так как письменная речь формируется на основе устной речи.
В процессе речевого развития ребенок нуждается в слуховом восприятии речи, дифференциации и воспроизведении ее отдельных элементов, запоминании прослушанного речевого материала, контроле своей и чужой речи с целью выявления ошибок. Комплексное решение вышеуказанных проблем возможно при развитии фонематического восприятия. Дефекты фонематического восприятия дошкольника ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми.
Поэтому актуальны вопросы нарушений и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематической недоразвитостью.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное выявление особенностей нарушения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематической недоразвитостью.
Объект исследования: процесс формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием.
3. Разработать методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием имеет свои особенности
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого–педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Математические: обработка эмпирических данных.
Теоретической основой исследования послужили:
Теория воспитания и обучения детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи Г. Каше, Т. Б. Филичевой Г. В. Чиркиной;
Системный подход к анализу речевых нарушений Р. Е. Левиной;
Современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин и другие).
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по формированию фонетического восприятия у старших дошкольников с фонетико–фонематическим недоразвитием.
База исследования:
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего… источников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия фонематического восприятия
При рождении у человека отсутствует способность произносить все звуки, их развитие происходит постепенно по мере созревания нервного ноябре мышечного аппарата. Однако, несмотря на то, что ребенок рождается с суставными органами, готовыми к работе, потребуется много времени, прежде чем он сможет произносить звуки устной речи.
Речь - одна из сложных высших психических функций человека, сложный механизм, в котором основная, ведущая роль принадлежит работе мозга.
В то же время, как и в случае с любой высшей психической функцией, в ее основе лежат не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, расположенные в различных областях центральной нервной системы и соединенные одним направлением действия [1].
Физиологическими основами звукопроизносительной стороны речи и закономерностями развития произносительной стороны речи у дошкольников занимались: В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова, М. Ф. Фомичева, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Г. В. Чиркина и другие.
Долгое время ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из множества элементов и их сочетаний. Старая фонетика основывалась на физиологии речи, на артикуляции. Развитие речи рассматривалось через развитие моторики, мелких артикуляционных движений. Считалось, что развитие моторики необходимо для развития речи. Меньше внимания уделяется пониманию речи. [41; 24 стр.93].
Л. С. Выготский первым в отечественной психологии и педагогике обратил внимание на значение восприятия речи. Он доказал, что единицей речевого развития ребенка является фонема. С этой точки зрения развитие детской речи происходит в результате развития фонемного строя, а не в результате накопления отдельных звуков. Л. С. Выготский писал, что фонема — это знаменательный звук, подчеркивающий значение. Домен фонемы возникает в условиях восприятия других фонем и по отношению к ним.
Л. С. Выготский использовал термин «фонематический слух», к которому относятся: 1) способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет; 2) умение различать слова, содержащие одни и те же фонемы в разной последовательности; 3) умение различать слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение [11, стр. 76].
Специальное изучение фонематического восприятия детей было проведено в середине прошлого века Н.Х. Швашкин. Она характеризовала последовательность усвоения детьми фонематических различий. Его исследования показывают, что улавливание ритмико-мелодической структуры слова или словосочетания (интонации) играет важную роль в процессе звукового восприятия. Восприятие звуков речи колеблется от различения контрастов до различения более близких звуков. Сначала образуется различение гласных, затем согласных. Это связано с частотой звуков в речи и их характеристиками.. [66, стр. 81].
Д. Б. Эльконин в поисках эффективной методики обучения чтению и письму обратил внимание на то, что для овладения этими навыками одного лишь фонематического слушания недостаточно, детям необходимо научиться фонематическому восприятию. Фонематический слух он определяет как слышание отдельных звуков в слове и способность анализировать звуковую форму слов при их внутреннем произношении. Он считал, что фонематическое восприятие включает в себя три операции: 1) способность определять прямой порядок звуков в слове; 2) умение определять место звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; 3) подсчитать количество звуков в слове.
На основании экспериментальной работы Д.Б. Эльконин разъяснил особенности фонематического восприятия и выделил фонематический анализ, в том числе: 1) установление порядка фонем в слове; 2) установить отличительную функцию фонем; 3) выделить основные фонематические оппозиции, характерные для русского языка. Он доказал, что прежде чем учить ребенка письму, необходимо развить в нем способность к фонематическому анализу. [69, стр.77].
На сегодняшний день изучены особенности развития и функционирования фонематических процессов, в том числе: фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений. И. Бельтюков писал, что при овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую сигнальную функциональную систему, в которой слуховые и моторные образы речевых элементов тесно связаны _0_. Ученый экспериментально доказал, что к концу второго года жизни формируется фонематический слух (у нормально развивающегося ребенка). Произношение осваивается на третьем курсе. Исследования В. И. Бельтюкова дают основание полагать, что причиной является нечеткость слухового восприятия, когда речедвигательный анализатор тормозит слуховой.
Ученые (А. Р. Лурия, П. К. Анохин и др.) изучали, в каких отделах нервной системы происходит процесс восприятия речи, в частности фонем. Они также выявили развитие соответствующих структур мозга в разном возрасте. Было показано, что в коре головного мозга есть сенсорная речевая зона. При ее повреждении человек слышит слова, но не понимает их значения, так как в ней хранятся звуковые образы слов (Э. Вернике, 1874).
Ученые используют разные термины для обозначения одного и того же понятия. Это относится и к фонематическим процессам, поэтому необходимо сразу установить, что мы подразумеваем под этим.
Волкова раскрывает понятие «фонематический слух» как «…тонко систематизированный слух, обладающий способностью совершать операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. [9, стр.673].
В логопедическом словаре под редакцией В.И. Селиверстов дает следующую характеристику: «Фонетический слух — это способность человека анализировать и синтезировать звуки речи, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем русского языка». [40, стр. 356]. Это определение, вероятно, относится к термину «фонематическое восприятие».
Понятие «фонематическое восприятие» наиболее широко освещено в книге «Логопедия» под редакцией Л.С. Волкова: «особые мыслительные действия по различению фонем и установлению звукового строя слова». Это определение охватывает фонематическое различение, фонематический анализ, синтез и представления, т. е. все то, что входит в структуру фонематического восприятия. Здесь фонематический анализ и синтез характеризуются вместе как мыслительные действия по анализу и синтезу звукового строя слова.
В своей работе мы придерживаемся определения, данного Д.Б. Эльконина, согласно которому фонематическое восприятие – это способность вычленять звуки речи, определять их расположение в слове и давать характеристику: гласный, согласный, твердый или мягкий (способность точно слышать и различать все звуки речи (фонемы), особенно звуки похожие по звучанию, р-б, с-ш, л-р).
1.2. Формирование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
У детей с ФФНР наряду с нарушением всех компонентов речи, как правило, деформированным оказывается и фонематическое восприятие. Его развитие, по мнению многих исследователей (Р. А. Каше, Н. Е. Левина, Р. А. Никашина, Т. Б. Филичева и др.), является одной из важных задач коррекционного воздействия. Как показывает опыт, развивая у дошкольников фонематический слух, мы положительно влияем на формирование всей фонетической базы речи ребенка, что способствует формированию правильного компонента структуры слова. Устойчивый навык правильного звукопроизношения у дошкольников может быть выработан только при правильно сформированном фонематическом восприятии. А совершенствование способности дифференцировать звуки речи способствует не только более быстрому формированию ярко выраженной звуковой базы, но и в значительной степени влияет на усвоение детьми лексико-грамматических аспектов речи, положительно сказывается на усвоении навыков речи. чтение и письмо, т. е. заканчивается обеспечением преодоления недоразвития речи вообще.
Звукопроизношение детей с ФФНР характеризуется искажением слов со сложной структурой, отсутствием многих обобщающих понятий, прилагательных, глаголов с разными приставками, предлогами, стойкими агроматизмами, употреблением примитивных словосочетаний.
Сохранность физического слуха у этих детей не вызывает сомнений, несформированность у них слухового внимания выражается в том, что они не различают тоны по высоте, силе и тембру, выделяют конкретный тон из ряда тонов, умеют повторять простой слоговый ряд, не улавливающий разницы между гласными, звонкими и глухими, мягкими и твердыми согласными и т. д.
Систематическую работу по развитию фонематического восприятия стоит начинать с первых дней коррекционного обучения при условии, что она начинается с материала неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, которые ребенок правильно произносит.
Различение фонем осуществляется, как правило, в двух направлениях: их различение на слух и в произношении, причем первое предшествует второму.
В специальной литературе дифференциации звуков в произношении отводится много места. Хотя в работах Н.Н. Трауготт, В.К., Орфинская, Р.А. Каше, Р.В. Жаренкова, Т.П. Горюнова, Т.В. Костиной, но вопрос о различении звуков речи на слух, особенно на начальных этапах работы с детьми с общим недоразвитием речи, рассматривается недостаточно. Однако этот начальный период, называемый «запуском», очень важен.
Рассмотрим основные направления работы по формированию фонематического восприятия. [1, с. 15].
Распознавание и распознавание невербальных звуков
Работа в этом направлении предполагает обучение дошкольников умению дифференцировать и узнавать непроизносимые звуки путем подбора специальных упражнений и игр.
Его целью является улучшение общего и слухового внимания, способности дифференцировать невербальные звуки по высоте, силе и тембру.
Слуховое внимание и память, развиваемые на протяжении всей работы, способствуют дальнейшему развитию у детей способности различать и дифференцировать звуки речи.
Фонематическое восприятие является одним из процессов, входящих в понятие «фонематический слух».
Фонематический слух – это способность человека анализировать и синтезировать звуки речи, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Она формируется в процессе речевого развития ребенка. Традиционно в логопедии термин «фонематический слух» относится к фонематическим процессам, а именно: фонематическому восприятию, фонематическому представлению, фонематическому анализу и фонематическому синтезу.
Фонематическое восприятие выполняет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух является одним из таких сенсорных процессов, которые формируются ранее. Новорожденные чувствительны к звукам, что дает о себе знать изменением общей подвижной активности ребенка, нарушением частоты и ритма дыхания, торможением сосательных движений. Постепенно ребенок становится все более внимательным к звукам человеческого языка, которые вызывают у него выраженную реакцию сосредоточения.
В основе развития фонематического восприятия лежит нормальное развитие слуха: уже в 1—2 мес отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звук погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца - ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребенок находит источник звука, различает голоса близких, резкую и ласковую интонацию, спокойную и танцевальную мелодию, по-разному реагирует на свое и чужое имя. Швачкин Н. Х. [7] указывает, что проникновение сенсомоторных связей, относящееся к четвертому месяцу жизни ребенка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не только слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце ритм приобретает особую смысловую функцию. В 7-8 месяцев ребенок понимает многие слова, запоминает названия некоторых показанных ему предметов. В конце первого года жизни, следуя интонации и ритму, звуковое слово начинает приобретать смысловое значение. Этот этап развития речи детей автор назвал фонематическим этапом.
Под влиянием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляцией речевого слуха ребенка.
Этот период отмечается в начале второго года жизни.
На основании данных Р. Е. Левиной можно выделить несколько этапов овладения фонематическим строем языка в онтогенезе..
Дофонематическая (договорная) стадия (от рождения до 6 месяцев).
Нет дифференциации звуков языков. Слово воспринимается глобально и распознается по общему звуковому «виду», основанному на просодических признаках (интонационно-ритмических характеристиках). Понимание речи не развито.
Состав первого детского словаря неоднороден. Первые открытые слова повторяются из слогов (ма-ма, папа, и т. д. Это напоминает повторение слогов в лепете. Но теперь слова обозначают некоторые понятия, например ав-ав (собака), ко-ко (курица). Их ритмическая структура также своеобразна: ребенок отделяет ударный слог от слова, для которого характерно динамическое напряжение, и в большинстве случаев принимает исходное положение. На этом этапе почти сразу появляются глаголы с существительными (дай, на). Стоит отметить, что в этот период очень важно, чтобы речь других людей была грамматически и фонетически правильной, поскольку речь ребенка развивается в это время путем имитации [25].
2. Фонематическая фаза (речь). - Начальная фаза (от 6 месяцев до 2 лет). Различаются контрастные фонемы. Понимание речи активно развивается. Снижается критика собственных и чужих высказываний.
Нет разницы между правильным и неправильным произношением.
Звук искажен.
- от 2 до 4 лет.
В возрасте двух-трех лет устанавливаются реакции ребенка на словесные и речевые звуки. Она разрезала звуки по их фонематическим особенностям. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не устойчивы. Ребенок замечает разницу между правильным и неправильным произношением. Произношение звуков несовершенное.
К двум годам появляется основной разговорный язык, состоящий из двух слов с использованием звукоподражаний и аграмматизмов, таких как «дай ко-ги» (дай колготки). Образуется слоговая структура слова. В этот период появляется активная подвижность. Жестами ребенок заменяет недостающие слова в своем словарном запасе. Похоже, громкость разговора увеличивается.
К 3 годам ребенок уже в значительной степени овладевает речью в июле, но еще недостаточно чист с точки зрения голоса. Речь идет о том, как овладение речевыми звуками происходит в определенном порядке: сначала губные, затем лингвистические, затем взрывные, щелевые за ними, а затем аффрикаты. Самые последние формируются соноры [5]. Большинство звуков формируются не сразу в правильной форме, а постепенно, через промежуточные, временные деки [8].
В связи с этим А.Н. Гвоздев отметил, что в процессе развития речи звуки, отсутствующие в произношении, заменяются другими звуками в руках ребенка. Система замены одних звуков другими основана на артикуляционной взаимосвязи звуков, в частности на их группировке по месту обучения, реже на методе обучения [13].
Наиболее характерным недостатком речи для детей этого возраста является ослабление речи. Большинство 3-летних детей не издают шипящих звуков, заменяя их свистом. Трехлетние дети обычно не произносят звуки [р] и [л] при смене. Отмечается, что звуки, произносимые сзади, заменяются звуками, произносимыми спереди, [к] – [т], [г] – [д], и звонкие звуки становятся глухими. У детей возникают трудности с произношением двух или трех согласных звуков (структура, портрет), стоящих рядом друг с другом, и часто один из этих звуков пропускается или искажается, хотя ребенок правильно произносит эти звуки [2
Часто в слове звук, обычно более сложный, заменяется другим звуком, присутствующим в том же слове. Иногда эти замены не связаны с трудностями произношения звука: просто один звук похож на другой, потому что ребенок быстрее его уловил и запомнил. Часто дети заменяют звуки и слоги словами.
- Ближе к четырем годам. В норме формируется фонематическое восприятие и представления. Ребенок различает на слух все фонемы речи и правильно произносит большинство фонем.
- Пять лет.
Заканчивается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные картины отдельных слов и звуков. Ребенок не только слышит, но и свободно произносит все звуки родного языка.
- заключительный этап.
В шесть-семь лет начинаются все слова со звуковой стороны.
В возрасте 5-6 лет дети имеют достаточно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка. Они образуют тонкие и дифференцированные звуковые образы отдельных слов и звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.
От развития фонематического восприятия зависит формирование всего фонематического строя ребенка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определенным закономерностям, предопределяющим связное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического наследия, грамматического строя).
В своем развитии речевая функция проходит ряд физиологических стадий и в своем окончательном виде представляет собой физиологический стереотип, сложную сбалансированную систему связей, возникающих и закрепляющихся с развитием организма в результате его взаимодействия с окружающая среда.
В работах О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, Е. М. Мастюковой подчеркивается важность логопедического массажа в комплексных коррекционных исследованиях и теоретическое обоснование его зависимости от симптомов речевых расстройств. При дизартрическом компоненте проводится логопедический массаж периферического отдела речевого аппарата [32].
Для нормализации моторики артикуляционного аппарата используются традиционные упражнения, подробно представленные в специальной литературе (О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева и др.). Для коррекции определенных звуков были разработаны артикулированные гимнастические комплексы [34]. И они организованы тремя разными способами:
1 вариант - пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности самостоятельно выполнять определенные движения. В этом случае артикуляционные позы и движения воссоздаются воздействием логопеда на органы артикуляции механическими средствами (шпателем, зондом).
2 вариант - пассивно-активная гимнастика, она происходит на рефлекторной основе, активные движения подвижных органов сустава обусловлены стимулом пищевого происхождения.
Вариант 3 - активная гимнастика. Все упражнения выполняются в соответствии с инструкциями логопеда. Гимнастика проводится для улучшения качества движений суставов и обеспечения развития тонких дифференцированных движений. Рекомендуется выполнять совместную гимнастику с сопротивлением и нагрузкой.
Чтобы сформировать кинетическую основу движений артикуляционных органов, объединяют отдельные движения в последовательно организованную последовательность с хорошей взаимозаменяемостью. Но сначала необходимо улучшить качество.
артикуляционных движений: объем, амплитуда, точность, сила, время фиксации артикуляционного рисунка и другие [4].
2) Выработка новых произносительных умений и навыков.
Цель этого этапа заключается в следующем: разработка основных стилей артикуляции, улучшение организации, автоматизации и дифференциации звуков, определение прогресса работы по коррекции представления звука, включая улучшение фонематического слуха.
На этом этапе продолжаются упражнения более сложных форм первого этапа. После того, как мы освоили серию совместных движений на первом этапе, на втором этапе переходят к серии последовательных движений, которые выполняются четко, преувеличенно на основе визуального, слухового, кинестетического контроля. В результате ребенок готовится к артикуляции, чтобы усилить или вызвать раздражающие звуки [4].
Следующим аспектом этого этапа является определение порядка работы по исправлению представления звука. По словам Г.В, Чиркиной, происходит редактирование и дифференциация звуков в следующей этапности:
― этап отработки и автоматизации звуков [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л]. Так же на этапе происходит планирование дифференциации звуков [п-б, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы];
– этап отработки звуков [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р] и дифференциации звуков [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’] [16].
Выводы по первой главе
Хорошая речь является важнейшим условием полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познания окружающей действительности, содержания взаимоотношений с сверстников и взрослых, тем активнее идет его психическое развитие.
Недостаточное развитие слуха и фонематического восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звукоанализу и синтезу слов, что в свою очередь не позволяет им успешно осваивать навыки чтения и письма в школе.
.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях: практика работы с детьми, имеющими фонетико- фонематическое и общее недоразвитие речи / М. М. Аманатова // Логопедия.– 2007. – № 1. – С. 20-27.
2. Ахмедова, Д. Х. Особенности выявления связной речи у детей с III уровнем речевого развития / Д. Х. Ахмедова, Т. Б. Филичева // Электронный научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 177-181.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Белютюков. – М. : Просвещение, 1964. – 91 с.
4. Бибякова, Ю. Т. Исследование особенностей развития связной речи дошкольников с недоразвитием речи / Ю. Т. Бибякова, В. В. Гордеева // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г., г. Уфа). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 9-11.
5. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. – М. : Сфера, 2008. – 224 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт- Петербург : Питер, 2020. – 431 с.
7. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. – 134 с.
8. Глухов, В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 63-70.
9. Гордеева, В. В. Особенности развития и коррекции граматического строя речи дошкольников с ОНР / В. В. Гордеева, Т. С. Станчина // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г., г. Уфа). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 18-21.
10. Горчакова, А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР / А. М. Горчакова, Ю. А. Трефилова // Логопед в детском саду. – 2004. – № 1. – C. 58-59.
11. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств
12. / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; редкол.: В. И. Селиверстов [и др.]. – М. : МГПИ, 1982. – С. 67-77.
13. Детская логопсихология : учебник для студентов вузов / под ред. О. А. Денисовой, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.]. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
14. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 64 с.
15. Жилкина, Е. В. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с ОНР / Е. В. Жилкина, М. А. Королева // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 116 (3). – С. 99-100.
16. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. – М. : Лабиринт, 1998. – 366 с.
17. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. – 1963. – С. 213-227.
18. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2008. – 382 с.
19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
20. Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого- педагогические аспекты : международный сборник научных трудов / под редакцией С. М. Валявко. - М. : Издательство «Спутник +», 2011. - 121 с.
21. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – М. : Издательство «Юрайт», 2016. – 208 с.
22. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы) / Л. Ф. Спирова ; науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1980. – 192 с.
23. Схема логопедического обследования ребёнка c общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / сост. Н. В. Ceрeбряковa, Л. C. Cоломaхинa. – CПб. : Дeтcтво-Прecc, 2001. – 576 c.
24. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д., 2005. – 32 с.
25. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 1998. – 51 с.
26. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном-Пресса, 1999. – 550 с.
27. Филичёва, Т. Б., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
28. Филичева, Т. Б. Современный подход к проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогисческие аспекты : международный сборник научных трудов ; под редакцией С. М. Валявко. - М. : Издательство «Спутник +», 2011. - С. 35-44.
29. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М. : Владос, 2003. – 329 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней