Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Актуальность дополнительного общего плана развития «Актерское мастерство» определяется правовыми и нормативными документами на федеральном и региональном уровнях. Эти документы направлены на создание и совершенствование системы творческих социокультурных практик, направленных на развитие мотивации подрастающего поколения к знаниям и творчеству (Государственный план Российской Федерации «Развитие образования на 2019-2024 годы», «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2021 года).
«.Духовный мир маленького человека не может быть упрощен в обучении. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроком, его жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только учеником начальной школы, но, самое главное, человеком с многогранными интересами, требованиями и стремлениями».
Театральная игра и детская игра исходят из одной и той же конвенции и фокусируют реальность на своем собственном уровне, каждый видит ее и может выразить.
А.Макаренко писал: «Жизнь детей должна быть прекрасной. Игра должна быть наполнена каждой минутой. Игры - это основа театра». Дети и театр характеризуются стремлением к фантазии, радости и, конечно же, игре. Дети - удивительные люди, они действительно верят в сказки, романы, в то, что они придумали сами, в то, чего никогда раньше не было. У них удивительно развито чувство веры, которой иногда не хватает профессиональному актеру, создающему сказочный образ. Этот образовательный проект предлагает метод художественной эстетики.
План развития театрального искусства является многоуровневым, позволяя учащимся открывать свои собственные творческие источники, развивать художественное мышление и приобретать большой круг друзей. Как и в любом искусстве, через создаваемый им художественный образ актерское мастерство передает человеческий опыт и обогащает новыми идеями, духовной силой и эмоциональной энергией.
Актерское мастерство учит творческому мышлению, способствует принятию человеком самостоятельных решений, поступков, а самое главное, дает возможность проявить свою индивидуальность каждому участнику театрального действа. Это очень полезно с раннего детства, и даже необходимо, чтобы показать детям мир доброты, дружбы, честности и трудолюбия.
В детских передачах, в различных материалах актерское мастерство показывает близкое понимание детей, желание заботиться о родных, помогать друзьям, спасать в беде. В то же время высмеиваются лень, наглость, а плохое поведение приводит к негативному отношению у детей. Конечно, театр - это блестящее зрелище. Но, как сказал К. С. Станиславский: «Театр - это не только важный источник эмоций, но и важный источник мысли!»
Актерское мастерство нельзя рассматривать только как развлечение. Самое замечательное - это его образовательная ценность. Люди, получившие театральное образование, становятся более тонкими натурами и чувствительными ко всей красоте, природе, искусству и опыту других людей.
На протяжении более 2000 лет театр был живым источником «истинной человечности» (Ж.-Ж. Руссо). Почему же тогда, несмотря на то, что искусство, такое как фильмы, видеоклипы, телевидение и т.д. более зрелищные, чем театральное искусство.
Актерское мастерство - это своего рода энергия, живой дух. А дух заложен в каждого при рождении, а вместе с ним - множество способностей. Дети усваивают все быстрее, чем взрослые, и они не знают, как полностью исключить, что хорошо, а что плохо.
В России из-за сложной политической нестабильности, общей компьютеризации и некачественного телевидения дети сталкиваются с ужасным давлением. Задача педагогов - развивать душу ребенка, беречь его детство-мировоззрение, радость игры. В этом нелегком деле самым надежным, верным и правильным помощником является театр, в частности, актерское мастерство в нем. Оно заключается в том, чтобы погрузить детей во внутренние элементы игры, развить у детей психофизические элементы (внимание, воображение, мышление, волю, память), полезные для обучения и творчества.
Поэтому актерское мастерство - это важное занятие для детей в комфортной эмоциональной и психологической обстановке. Отбор работ осуществляется всем коллективом. Учитель и дети сами предоставляют тот или иной материал для выступления. После обсуждения и общего одобрения команда приступает к производственной работе.
1.1. Цели плана дополнительного образования
Цель образовательного процесса детских курсов актерского мастерства - раскрепостить людей, развить универсальные способности человека, включая воображение, ассоциативное и образное мышление, способность эмоционально реагировать, обогатить духовный опыт через знание драматургии и методов творческой деятельности, основанных на художественной интеграции.
1.2. Задачи дополнительного плана образования и развития
Задачи обучения:
1. Научить расслаблять мышцы и снимать зажим;
2. Развить голосовые навыки;
3. Научиться делать правильные вдох и выдох;
4. Научиться быстро концентрироваться;
Задачи развития:
1. Развить память, внимание, волю, воображение;
2. Раскрыть творческий потенциал каждого ребенка с помощью игр, упражнений, конкретной исполнительской работы, участия в визуализации и анализе драмы, концертов, выставок и т.д.;
3. Привить навыки владения своим телом;
4. Развить речь;
Задачи воспитания:
1. Укрепить коммуникацию;
2. Уметь адаптироваться к социальным проблемам.
1.3. Принципы преподавания
Программа Детского творческого объединения «Музыкальная студия» основана на следующих принципах:
1. Принцип постепенного и естественного роста; от простого к сложному. Вся команда постепенно преодолевает этапы обучения. Наибольшим результатом различных уровней развития каждого ребенка является реализация потенциала ребенка в его ближайшей области развития;
2. Принцип систематизации и последовательности обучения даст возможность учащимся развиваться в правильном направлении;
3. Принцип проявления доброты воли ко всем;
4. Индивидуальный подход к каждому учащемуся.
1.4. Отличительные особенности программы от существующих
Осознавая творческие потребности участников, предложенный план формирует представление об особенностях театрального искусства. Его собственные возможности в этой области, посредством развития различных компонентов человеческой культуры, обеспечивают условия для образования и развития художественного вкуса. Целью программы является не подготовка учащихся к поступлению в театральный университет, а достижение более широкой цели - универсальное развитие личности, способной к многомерному восприятию мира и обладающей широким спектром способностей.
Преподавание, развитие и воспитание должны дать возможность учащимся адаптироваться к текущим социальным условиям и учитывать возраст и способности детей. Данный план основан на образовательной программе С. В. Клубкова, кандидата искусствоведения и доцента Московского государственного университета культуры и искусств, и подходит для работы с детьми.
1.5. График реализации и модель общего плана развития дополнительного образования
В театр принимаются все, начиная с 1-го класса, здесь нет выбора и конкуренции. При переходе от дошкольного образования к общему всегда возникают некоторые трудности. У детей меняется ритм жизни, появляются новые учителя, предметы и требования. В этом процессе адаптации важно обеспечить детям более легкий и безболезненный переход в школу.
Поскольку в этом возрасте влияние игр на детскую психологию и поведение еще очень сильно, исполнительские тренировки будут способствовать дальнейшему развитию способностей ребенка, его креативности, не позволят ему замыкаться в себе, усложнять и останавливаться
Обучение по программе заканчивается в 11 классе, но, по желанию, эти ребята продолжают повышать свой творческий уровень и интеллектуальный потенциал, ставя более сложные спектакли, изучая мировой театр и знакомясь с шедеврами на мировой сцене. Многие люди, начиная с 18 лет, после учебы в театре, продолжают осуществлять преподавательскую деятельность в коллективе, становятся ассистентами и передают свой опыт молодому поколению; они продолжают исполнять свой репертуар, тренироваться и пытаются руководить самостоятельно.
Срок обучения составляет 6 лет (в любой период с 1 по 11 классы). Принимая во внимание различное количество учащихся каждый год, а также принимая во внимание способности детей, их творческие способности и возраст, занятия проводятся в подгруппах от 6 до 10 человек. Это количество является наилучшим для более полного усвоения учебного материала.
1.6. Форма и система проведения занятий
Категория занятия:
1. Групповая работа «Большая группа» - тренировки, сценический спорт, карьера в исполнительском искусстве;
2. Работа смешанной группы «small group»: репетиция личных зарисовок, сцены исполнения, вокал;
3. Личная работа над построением роли, отработкой действий роли.
Для учащихся, участвующих в этом проекте, учебная программа также включает некоторые художественные и эстетические дисциплины, помогающие преподавать актерское мастерство: сценическую речь, звук, пластику, танец. Эти курсы преподаются профессиональными преподавателями на их собственных курсах. Большое значение придается созданию атмосферы взаимопонимания, любви и уважения в коллективе. Были разработаны некоторые моральные законы драмы, первый из которых – «уважение к людям».
Во время каникул театр представляет свои спектакли, проводит дополнительное обучение и репетиции, а также принимает друзей из других городов. Летом театр отправляется в профильный лагерь. Экскурсия в основном проводится во время учебы, что связано с организацией аудитории, питанием и планами экскурсий.
Для того чтобы более интенсивно развивать творческие способности детей, используется форма перформанса. Спектакль помогает создать творческую, слаженную и дружную драматическую команду. Эти команды - полностью развитые личности. Они любят работу, наслаждаются творчеством, смотрят на мир с позитивной точки зрения, верят в принцип доброты, любви к другим, способности прощать, способны выступать, самостоятельно разрешать свои личностные конфликты и быть независимыми на работе.
Сама программа - это не цель, а средство. Если творческая работа терпит неудачу, самое главное - не показывать результаты, а обратить внимание на процесс, проанализировать причины неудачи, а затем вернуться к началу задания, снова медленно и методично завершить учебную программу на данный момент, уделить особое внимание темам, навыкам и знаниям, которые не были усвоены.
Для приёма ребёнка в группу необходим, прежде всего, его интерес к театральному искусству и желание развиваться в этом направлении, познавать многогранный, необъятный мир театра. Приём производится на основе заявления родителей ребёнка.
В группе первого года обучения - 10-12 воспитанников, в группе второго года обучения количество воспитанников может составлять 8-10 чел, в группе третьего года обучения - 6-8 чел, четвертый год 5-6 чел.
Занятия в группах 1-го, 2-го и 3-го года обучения проходят 2 раза в неделю по 3 часа (45 минут занятие, 15 минут перерыв и т.д.), в год это составляет 216 часов. В группе второго года обучения индивидуальные занятия составляют 1 час в неделю, в группе 3-го года - 2 часа в неделю. На 4-6-м году обучения требуется более тщательная индивидуальная работа, поэтому количество часов увеличивается – 3 раза в неделю по 3 часа (индивидуальные занятия 3 часа в неделю).
Формы и режим занятий. В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:
1. Формы аудиторных занятий: учебное занятие, занятие-игра, репетиция, концерт;
2. Формы внеаудиторных занятий (выход за пределы учреждения): выездные концерты, конкурсы, экскурсии.
1.7. Ожидаемый результат
В образовательном театре могут быть созданы программы, которые объединяют детей разных возрастов. Такие совместные работы сближают детей, а опытные люди имеют возможность поделиться своими навыками. Для молодых людей это хорошая мотивация для их театральной деятельности.
Учебная программа включает в себя классную систему. Нагрузка на детей варьируется от 6 часо