Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В ряде педагогических исследований отмечается, что в детских садах и большого числа
воспитанников выявляются задержки и нарушения развития речи, общее недоразвитие речи
(ОНР), психоэмоциональные расстройства.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и
смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений
первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения,
для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных
осложнений в школьном обучении.
Глава 1 Теоретические особенности коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР.
1.1 Анализ понятия коммуникации и ее связь с речью.
Лингвисты и психологи, изучающие вопросы коммуникации, пришли к выводу о том, что для
обмена информацией люди используют различные системы знаков, одной из которых является
3
язык. Речь представляет собой конкретную реализацию абстрактных языковых средств. Передача
сообщения от адресанта к адресату может происходить с помощью вербальных или
невербальных приемов общения. [10, с. 76-80]
В процессе словесной коммуникации люди используют систему языковых знаков или передают
информацию с помощью жестов, мимики, телодвижений и др. В данном случае в процессе
коммуникации задействованы ресурсы другой системы знаков – невербальной. [19, с. 214]
Речь – эффективный способ передачи информации
Сравнив вербальные и невербальные формы коммуникации, лингвисты и психологи пришли к
выводу о том, что речь является универсальным средством общения. Именно с помощью речевой
коммуникации можно донести до собеседника информацию с наименьшими искажениями.
Механизм общения.
Во время дружеского разговора или деловой беседы между людьми происходит обмен
сведениями, данными, мыслями, чувствами и др. Но это лишь внешние проявления вербальной
коммуникации. В сознании участников общения происходят более сложные процессы:
кодирование и декодирование данных.
Две стороны.
Любые формы общения предполагают наличие двух сторон: говорящего (коммуникатора,
адресанта) и слушающего (реципиента, адресата), которые в процессе коммуникации могут
меняться местами. Коммуникатор продумывает то, что он хотел сказать, а затем «кодирует»
сообщение, иными словами: воплощает свой замысел с помощью средств языковой системы.
Реципиент понимает, о чем идет речь, декодируя полученную информацию.
Понимание.
Общение можно считать успешным, если в результате обмена мнениями было достигнуто
взаимопонимание сторон. Чтобы полностью убедиться в этом, говорящий и слушающий должны
поменяться ролями. В таком случае адресат получает возможность высказаться, а адресант может
убедиться, была ли достигнута основная цель коммуникации.
Именно поэтому диалог (полилог) считается более продуктивной формой общения, чем монолог.
Лингвисты, психологи и представители других наук, для которых процесс коммуникации является
основным объектом исследований, разработали несколько моделей обмена информацией. [18, с.
265]
Общепринятая схема выглядит следующим образом:
• Коммуникатор (тот, кто осуществляет передачу информации);
• Сообщение (высказывание говорящего):
• Способ (в какой форме проходит общение - устная, письменная и т.д.);
• Аудитория (кому именно адресовано сообщение);
• Результат (является ли коммуникация эффективной, были ли достигнуты цели).
В зависимости от того, какую задачу ставит перед собой коммуникатор в начале речевого
общения, он может выбрать одну из трех позиций:
• Открытую (говорящий является убежденным сторонником того, о чем идет речь);
4
• Отстраненную (сухое изложение фактов, нейтральная позиция адресанта);
• Закрытую (коммуникатор не афиширует свою точку зрения).
Поведение и другие особенности аудитории также попали в поле изучения научных деятелей.
Была установлена закономерность: публика гораздо лучше воспринимает фактически
обоснованную информацию, чем сообщения, сделанные в ультимативной форме.
От того, насколько правильно с точки зрения логики построения и других аспектов был выбран
текст сообщения, напрямую зависит эффективность процесса коммуникации. [9, с. 101]
Общение – важная составляющая человеческого существования, ведь без передачи информации
невозможна любая созидательная деятельность. Огромную роль в выстраивании эффективного
взаимодействия между людьми играют средства коммуникации, такие как вербальные,
невербальные, СМИ и телевидение.
1.2 Особенности КФР у детей с ОНР
Нередко от мам можно услышать, что логопед их ребенку поставил диагноз ОНР. Но, если
спросить у них, что это такое, многие из них затрудняются с ответом. Просто потому, что они и
сами не знают. [5, с. 241-250]
Общее недоразвитие речи у детей – нарушение смысловой и звуковой (или фонетической)
стороны речевой системы. Нередко оно наблюдается при таких патологиях, как алалия (в каждом
случае), дизартрии и ринолаллии (иногда). При нарушениях интеллекта, слуха, задержке речевого
развития детей, имеющих сниженный слух, олигофрении ОНР может выступать в качестве
вторичного дефекта. [11, с. 75]
В основном общее недоразвитие речи проявляется однообразно. Симптомы следующие:
- позднее начало речи: ребенок говорит первые слова в 3-4, а то и в 5 лет;
- речь недостаточно фонетически оформлена и аграмматична;
- ребенок понимает, что ему говорят, но не может правильно высказать собственные мысли;
- речь у детей с ОНР практически непонятна окружающим.
Кроме того, логопеды знают еще несколько симптомов проявления ОНР. Поэтому постарайтесь
посещать его своевременно, чтобы как можно раньше выявить данное заболевание и
скорректировать речь ребенка.
Выражено недоразвитие речи у детей может быть по-разному.
В зависимости от степени несформированности речи различают 4 степени ее недоразвития. [4, с.
262]
Первая степень
Дети данного уровня не разговаривают. Свои мысли и желания они выражают с помощью
мимики, жестов, лепетных слов, разные предметы могут обозначать одним и тем же лепетным
словом (например, «биби» - это у них и самолет, и пароход, и машина). Для них характерно
использование однословных предложений, неправильное составление их конструкций,
непостоянство в произношении звуков, сокращение сложных слов до 2-3 слоговых (например,
слово «кровать» они могут говорить как «ават»). От детей с умственной отсталостью, которые
имеют то же состояние речи, дети с ОНР первой степени отличаются тем, что имеют пассивный
5
словарь, значительно превышающий активный. Как правило, у детей-олигофренов подобной
разницы не наблюдается. [21, с. 24]
Вторая степень.
К особенностям детей с ОНР второй степени относится то, что, помимо говорения лепетных слов и
показывания жестов, они умеют пользоваться общеупотребительными словами. Однако речь
ребенка по-прежнему бедна. Рассказ по картинкам строится примитивно, хотя и лучше, чем у
детей с ОНР 1 степени. Ребенок практически не употребляет и не понимает те слова, которыми
редко пользуется в быту. Не различает падеж, форму чисел и род. При произнесении слов
допускает много ошибок, практически не употребляет частиц и союзов. [3, с. 92]
Глава 2 Эмпирические изучение коммуникативной функции речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи
2.1 Описание процесса исследования
Потребностно-мотивационная основа деятельности общения - это база, способствующая
развитию КФР. Именно коммуникативные задачи, встающие перед детьми, стимулируют развитие
соответствующих речевых средств общения. Следовательно, для развития речи ребенка
недостаточно просто предлагать ему различный языковой материал, необходимо ставить перед
ребенком различные задачи общения, требующие использования определенных речевых
средств.
Мы предлагаем изучение КФР в сфере общения - ребенок-взрослый. В общении со взрослым
ребенок присваивает социальные образцы, речевые эталоны и решает задачи познавательного и
личностного содержания. В этой сфере общения на первый план выдвигается информационный
аспект, тогда как, в сфере общения "ребенок-сверстник" - регулятивный.
Для проведения экспериментального исследования были взяты методики, предложенные в своей
работе С.Ю. Серебренниковой.
Цель исследования - выявить уровень развития КФР у детей 5-6 лет с ОНР.
Познавательное общение моделировалось в ситуации совместного чтения.
В этих ситуациях предполагалось изучение информативного и регулятивного аспектов; умение
рассуждать, объяснять, задавать вопросы, комментировать свои действия, вести конструктивный
диалог со взрослым, обмениваться мнением; анализировалось наличие познавательных мотивов
общения.
2.2 Анализ полученных данных
По результатам наблюдения детей в свободном общении был выделен круг особенностей
речевого поведения. За час наблюдения дети обращались к взрослому от 16 (4 ребенка) до 30 раз
(2 ребенка). При общении дети говорят более развернуто, чем со сверстниками, стараясь быстрее
и как можно больше рассказать, используя интонацию.
Анализ сферы общения "ребенок-взрослый" показал, что дети проявляют ко взрослому большой
интерес, готовы выполнять все его задания, при этом показывают возможность соперничества за
внимание и похвалу взрослого со сверстниками.
6
При наблюдении были выделены темы обращения к взрослому: сообщение про себя или
сверстников (5 детей), о своих действиях и желаниях (3 ребенка), вопросы ситуативного характера:
"Что вы делаете?", "Когда будем есть?", просьбы: "Почитайте книжку", "Помогите заправиться",
"Можно взять матрешку?", жалобы: "А он меня ударил", "А скажите ему!".
Все просьбы, жалобы и вопросы детей носили ситуативный характер, познавательных и
личностных высказываний и сообщений у детей не наблюдалось. Если же познавательный вопрос
был задан взрослым, дети отвечали односложно, неактивно, стереотипно. Таким образом, мы
увидели, что в общении со взрослым у детей не проявляется никакие мотивы общения.
Дети, не имеющие каких-либо речевых расстройств, также проявляли достаточно большую
активность в общении со взрослым (среднее количество обращений - 35). У семерых детей были
отмечены обращения познавательного и у двух детей внеситуативного характера (рассказы о
себе).
2.3 Рекомендации
Не все детки быстро вливаются в коллектив. Им тяжело сразу быстро освоиться в детском саду, в
школе, найти новых приятелей и легко общаться со своими сверстниками. Дружба ребенка — это
тренировка всей дальнейшей жизни. Благодаря общению создается его жизненный путь. Многие
родители сдерживают своих детей в общении, но в этом нет необходимости. Учить ребенка
дружить и общаться — это задача отца с матерью.
Рассмотрим пять основных ошибок, которые могут допустить родители и навредить своим детям:
Первая ошибка — это чрезмерная опека родителей.
Иногда мама и папа делают преграду в общении ребенка со своими сверстниками. Не дают ему
общаться и быть самостоятельным, отбирают любую возможность проявлять чувство, желание,
настроение как плохое, так и хорошее. Делают ребенка собственностью, тогда окружающий мир у
него замыкается на одном объекте, что существуют только родители. Потому мама с папой не
должны слишком опекать своего ребенка, так как он не видит окружающий мир, а только одни
преграды и опасности. Поэтому первая ошибка — это чрезмерная опека родителей.
Вторая ошибка — это поощрение того, что ребенок ябедничает
С таким ребенком никто не хочет дружить и вызывает раздражение. Из него получится трус и
человек, который готов сдавать и продавать людей. Родители, которые поощряют такое
поведение детей, закрывают возможность общаться с друзьями и налаживать дружеские связи.
Третья ошибка — игнорирование увлечений ребенка
Родителям иногда очень трудно найти минутку и желание объяснить своему ребенку и побыть с
ним вместе пока он что-то выполняет. Ценно дать ребенку время и пространство по его возрасту.
Чтобы он чувствовал, что он важен и нужен своим родным. Пусть он делает это неправильно, но
дайте время и все у него обязательно получится. Важно воспринимать и слышать собственного
ребенка.
Четвертая ошибка — идеализация наших детей
Детей важно нахваливать, целовать, любить, но никогда в жизни не дозволяется врать в
касательстве того, что их действия также превосходны. Весьма ценно высказывать критику
конструктивно. Ребенок обязан увлекаться внешним миром, иметь возможность играться,
увлекаться, влюбляться и т. д.
7
Заключение
К.С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть
воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в
первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным
даром.
В курсовой работе изложено исследование, посвященное изучению формирования КФР у детей с
ОНР 5-6 лет. Для проведения экспериментального исследования были взяты методики,
предложенные в своей работе С.Ю. Серебренниковой, они были направлены на изучение сферы
"ребенок-взрослый", исследовалось личностное и познавательное общение детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Арушанова А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы // Дошк. восп. - 1999 -
№ 2.
2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. - Л., Наука, 1971 -
420 с.
3. Бодалев А.Н. Личность и общение. // Избранные психологические труды. - М.:
Международная педагогическая академия. - 1985. - 328 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. - М.: 1983 - 1984. - т.3,4.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: В 2 т. - М.: Просвещение. - 1961. - Т.1.
Фонетика и морфология. - 102 с.
6. Глухов В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников с общим
речевым недоразвитием. - М., 1996 - 112 с.
7. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. //
Дефектология, 1995. - № 6. - с.16 - 19.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием
речи). Кн. для логопедов. - 2 изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 4 с.
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи.М., 1958.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. Учебно-методическое пособие.М.
1994.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи
дошкольников. М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
12. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Учебное
пособие. - Иваново, 1983. - 78 с.
13. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. - М.: Академия, 2006. -
179 с.
14. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1971. - 34 с.
15. Клюева И.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. - 240 с.
8
16. Лурия А.Р. Язык и сознание.М., Наука, 1979. - 223 с.
17. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
18. Немов Р.С. Психология: в 3 т. - М.: Владос, 2000. - Т.1. Общие основы психологии. - 512 с.
19. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред.М.И. Лисиной. -
М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
20. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под. ред. Т.В. Волосовец. - М.:
Сфера, 2007. - 20 с.
21. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б.
Эльконина. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
22. Серебренникова С.Ю. Психологическая коррекция коммуникативной функции речи детейсирот старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития. - Иркутск, 2007. - 24
с.
23. Смирнова Е.О. Развитие отношений у дошкольников ко взрослому в ситуации
обучения/Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М., 1980. - 48 с.
24. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений // Основы теории и практики
логопедии, 1982. - С.10 - 19.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1976.