Фрагмент для ознакомления
2
Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современным потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации структуры и содержания образования является организация личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает в равной степени диалогическое общение всех его участников, обращение к личности учащегося как к основному предмету учебно-воспитательного процесса, способность автономно и грамотно определять себя в учебной деятельности и собственной жизнедеятельности [11].
В случае перехода общеобразовательных направлений в личное пространство учащегося объективно встает вопрос совершенствования образовательных технологий, в частности, использования наиболее подходящих форм и методов обучения в этом направлении. Сегодня одной из важнейших задач в учебно-воспитательном процессе современной школы является расширение круга форм и методов обучения, позволяющих как формировать практические навыки анализа информации, так и стремление учащихся к самообразованию и саморазвитию.
Эти методы несут прогрессивное начало, придают личностно-смысловую направленность учебно-воспитательному процессу, вовлекают каждого учащегося в умственную и поведенческую деятельность, что способствует практическому применению принципов личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
Степень разработанности темы исследования. Основные аспекты личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе рассматривались в научных работах Ю.К.Бабанского, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Ш.А. Амонашвили и др.
Профессор Бондарская Е.В. отмечает, что технологический арсенал личностно-ориентированного подхода представляет собой методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалог, активность и творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставить ученику необходимое пространство, свободу принимать самостоятельные решения, творческий подход, выбор содержания, а также способов преподавания и поведения [10].
И.С. Якиманская считает, что личностно-ориентированный подход должен предусматривать своеобразную встречу субъектного опыта, возникающего у ребенка, с социально значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов и значений [9].
В то же время говорить об ориентации ученика на его личность в современной практике массовой школы можно только в редких случаях. Сущность личностно-ориентированного подхода до сих пор является предметом дискуссий теоретиков и практиков. Противоречие между необходимостью внедрения личностно-ориентированного образования в школе и недостаточным развитием его теоретических основ определило тему нашего исследования и ее предмета изучения.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: затрудненность реализации личностно-ориентированного подхода в школе, сложность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий шекольников в современных условиях.
Объектом исследования является - личностно-ориентированный подход.
Предметом исследования - теоретические основы личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Цель исследования: выявить особенности личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.
В соответствии с поставленной целью исследования были выделены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть теоретические основы личностно-ориентированного подхода в системе образования;
3. Познакомиться с технологиями личностно-ориентированного подхода;
4. Выявить особенности личностно-ориентированного занятия, познакомиться с технологией его проведения.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили взгляды исследователей, изучающих личностно-ориентированный подход и особенности его реализации (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков , А.А. Плигин, В.П. Беспалько).
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии основных компонентов технологии личностно-ориентированного подхода, выделение основных характеристик технологии личностно-ориентированного обучения.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1.Теоретические основы личностно – ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе современной школы
1.1 Понятие учебно-воспитательный процесс
Функция педагогики состоит в том, чтобы знать законы образования, воспитания и обучения людей и на этой основе определять наилучшие пути и способы достижения целей педагогической практики. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях образовательных процессов людей разных возрастных групп, их социальной формации, навыками прогнозирования, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса в различных условиях, оценки его эффективности. В педагогических лабораториях также рождаются новейшие технологии обучения, воспитания и воспитания, эффективные методы.
Основные педагогические концепции, которые выражают научные обобщения, также часто называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся учение, воспитание. Наша наука также широко работает с общими научными категориями, такими как развитие и становление [13].
Учение - это действия человека, осуществляющего обучение; удовлетворение когнитивных потребностей учащихся в процессе обучения; целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность, направленная на овладение, обработку, хранение и внедрение информационной системы, в которой происходит развитие и развитие.
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для всестороннего развития и саморазвития человека, формирования его общительности; целеустремленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; направлять (управлять) процессом формирования и развития личности; передача социально-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и плодотворной работе [14].
Процесс обучения является двусторонним сотрудничеств преподавателей и обучающихся.
Процесс обучения - двусторонний, управляемый процесс сотрудничества учителя и ученика, ориентированного на интеллектуальное развитие, формирование знаний и умственных способностей деятельность учащихся, развитие их способностей и навыков.
Учебный процесс - это целенаправленное взаимодействие учителя и учеников, при котором решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи учащихся; организация обучения в зависимости от взаимосвязанности всех составляющих [8].
Система - это совокупность элементов, связанных определенным образом, составляющих целое. Используя концепцию, систему и определения образования и воспитания, мы получаем определение : «учебно-воспитательный процесс» представляет собой неотъемлемо интегрированное объединение всех средств обучения и воздействия действий. Он построен на факторах, организационных формах, кооперативном сотрудничестве, принятых в этом учреждении. Деятельность учителей и учащихся по реализации педагогических целей: интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности учащихся, развитие их способностей и склонностей, формирование личности. Также необходимо помнить, что педагогическая система неразделима, она связана с образованием и обучением, поскольку она объединяет людей, с системой для достижения целей образования и воспитания.
Учебно-воспитательный процесс - это комплекс целей, мероприятий, направленных на их достижение, отношений, которые рождаются в этой деятельности, взаимодействие между педагогами и их участниками, которые руководят действиями детей, и последствиями доминирующего образования среды. Система учебно-воспитательной работы - чаще всего понимается как
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии, книги, учебные пособия
1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. - 216с.
2. Деменева, Н. Н. Личностно- ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. Учебно-методическое пособие: моногр. / Н.Н. Деменева, Н.В. Иванова. - М.: АРКТИ, 2019. - 224 c.
3. Концептуальные основы развивающейся личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа» / Р.Г. Чуракова и др. - М.: Академкнига/Учебник, 2018. - 345 c.
4. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии, Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 288с.
5. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148с.
6. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И.С. - М.:КСП+, 2001. - 128 с.
7. Сериков, В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.
8. Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
9. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь,2000. - 112с.
Периодическая литература
10.Бондаревская, Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Шк.Духовности,1999, №5, с. 41-66.
11.Гарбузова, И. В. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка / И. В. Гарбузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14492/ (дата обращения: 01.12.2022).
12.Из опыта построения модели личностно-ориентированного образования школы № 507 // Под редакцией Плигина А.А. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004, выпуск № 43.
13..Лапшова А.В., Ваганова О.И., Уракова М.Н., Организация профессионально-коммуникативного пространства в системе высшего образования//Известия балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические нау-ки.№4 (54). 2020. С.58-60.
14.Маркова С.М., Цыплакова С. А., Бекетова Ю.А. Сущность и содержание понятия «профессиональное воспитание»//Вестник Северо-Осетинского государственного Университета имени К. Л. Хетагурова.№1. 2020. С. 104-109.
Электронные ресурсы
15.Осипова, С. В. Методическая система обучения и ее развитие в личностно- ориентированном образовании /С. В. Осипова, Т. В. Соловьева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-sistema-obucheniya-i-ee-razvitie-v-lichnostno-orientirovannom-obrazovanii (дата обращения: 21.12.2022).
16.Попова, Б. Н. Модель реализации личностно-ориентированного подхода в практике обучения /Б. Н. Попова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-realizatsii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-praktike-obucheniya (дата обращения: 21.12.2022).
17.Новиков, А. М. О развитии методических систем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/met_sys.htm, 2006 (дата обращения 20.12.2022).
18.Шех, Т.В. Личностно-ориентированный подход в обучении школьников иностранному языку / Т.В. Шех // Концепт. 2011. №2 квартал 2011 (апрель-июнь) (02). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-obuchenii-shkolnikov-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 21.12.2022).