Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы связана с искусством хореографии, так как это универсальное явление с многовековой историей. Его истоки основаны на непреодолимом человеческом стремлении к ритмичному движению, потребности выражать эмоции через пластику и необходимости гармонично сочетать движение и музыку.
История становления хореографического искусства является результатом эволюции человеческой культуры и социальных особенностей каждой эпохи. Это история народного танцевального искусства, практика балетмейстеров и исполнителей разных эпох и народов.
Своеобразие хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека. Это связано с самой природой танца как целостного вида искусства. Хореография, которая влияет на развитие эмоциональной сферы человека, физически совершенствует человеческое тело и воспитывает духовно с помощью музыки, укрепляет уверенность и дает импульс для самосовершенствования и дальнейшего развития. На разных этапах своего развития человечество всегда смотрело на танец как на универсальное средство воспитания тела и души человека, средство гармонизации воспитания личности. [2]
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении хореографии и других видов искусства, что направлено на изучение личностных возможностей учащихся там, где содержание других предметов имеет ограниченное влияние. Например, воображение, активное творческое мышление, способность к рассмотрению явлений жизни, помогает развитию сторон с разных точек зрения. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетическое чувство и вызывает возвышенные эмоции, но в отличие от других видов искусства оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка. [7]
Практическая значимость исследования. Гармоническому физическому развитию детей дошкольного возраста посвящены исследования по психологии (Р.С. Немова, Н.А. Фомина и др.), педагогике (Т. Барышникова, Н.Б. Тарсова и др.), физиологии, физическому воспитанию (М.М. Безруких, М.Ф. Иваницкая и др.). Общий опыт психологов, педагогов-практиков, на основе которого и определялся вопрос исследования. Формирование у детей двигательных качеств, оптимальных двигательных стереотипов происходит через развивающие движения, через новые способы удовлетворения этих требований.
А.В. Запорожец, В.В.Зеньковский, А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, С.Л.Рубинштейн, Е.В. Субботский, Т.М.Титаренко, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, С.Г. и др. в психологических исследованиях рассматривают научный подход к формированию знаний, суждений и чувств, проникновение в нравственные нормы и правила поведения. Показано, что дошкольный период является одним из наиболее чувствительных и динамичных периодов эмоциональной сферы личности ребенка в процессе хореографии.
Научная разработка проблемы. Этот вопрос рассматривается в исследованиях отечественных психологов, в области психического развития детей и указывают на особую роль эстетического восприятия в освоении действительности, формировании художественных образов на основе восприятия искусства (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Мерик-Пашаев, Б.М. Теплов и др.).
Также существуют положения о роли эмоциональных факторов в развитии личности дошкольника (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов), о понимании дошкольного детства как периода накопления эстетических переживаний отношения к миру (Н.А. Ветлугина, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова и др.).
Взгляды на сущность и особенности методов приобщения дошкольников к миру искусства и культуры (Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева)
Теории эстетического воспитания дошкольников (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина) рассматривают эстетическое воспитание и развитие как важнейший фактор общего гармоничного развития личности.
Целью исследования является развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста на занятиях хореографии.
Предметом исследования является развитие эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста в процессе занятий хореографией.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что хореография более успешно влияет на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста в процессе занятий хореографией;
2. Определить основные направления в педагогике по вопросам эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста в процессе хореографии;
3. Выявить влияние эмоционального состояния на процесс обучения.
Для решения поставленных задач использованы методики: «Определение эмоциональности» - Суворовой В. В. База исследования: 10 детей дошкольного возраста (5 мальчиков и 5 девочек).
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение. Объем работы 29 страниц.
Глава 1. Важность эмоционального развития
1.1. Понятие эмоциональной выразительности
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Привлечение в мир общечеловеческих ценностей и установление первоначальных отношений с людьми, безусловно, влияет на многие стороны развития личности ребенка.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Его мировоззрение и отношения с окружающим меняются. Это улучшает способность ребенка распознавать и контролировать свои эмоции. Но сама эмоциональная сфера качественно не развита, нужно развиваться.
Написано Л.С. Выготским о наблюдаемом у современников феномене «засушенное сердце» (бесчувственности), который связан с воспитанием, направленным на интеллектуальную деятельность и соответствует направлению воспитания и обучения. Способствует технологизации жизни, в которой участвуют дети.
Закрытый ребенок от телевидения, компьютеров и детей, он меньше общается с взрослыми и сверстниками, но общение значительно обогащает его чувственную сферу. Современные дети менее чувствительны к эмоциям других людей. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, весьма актуальна и важна.
Нашему обществу как никогда нужны активные и творческие люди. Существующие системы музыкально-ритмического воспитания не обеспечивают в должной мере ни развития двигательной активности, ни общего психофизиологического развития дошкольников.
Возникает противоречие между уровнем развития личности ребенка и возрастающими требованиями общества к качеству воспитательной деятельности в детских садах. [6]
Стоит подчеркнуть важность развития у ребенка способности выражать свои эмоции, оценивать себя, окружающий мир, события и явления, факты, происходящие внутри него, находить форму и работать над обоснованием развития его эмоциональной сферы, особенно эмоциональная выразительность.
Эмоциональная выразительность (Экспрессивность) – это способность красиво и понятно выражать свои чувства и эмоции другим. Как правило, эмоциональная выразительность оценивается окружающими положительно. Экспрессивность делает человека понятным, а общение с ним интересным. Эмоциональная выразительность в основном зависит от уровня развития мимики, степени развития пластики тела человека, использования выразительных движений, богатства жестов, темперамента и энергии человека.
Выразительная деятельность не только определяет, но и формирует чувственную сферу. Это подтверждается словами С.Л. Рубинштейна о том, что выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформировавшийся опыт, оно включает себя и формирует его. Оно как раз формирует наше мышление и тем самым является тем же самым, что и формирование наших эмоций, и их выражение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. - СПб.: Питер, 2006. – С. 431
2. Бочкарев, Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания: докт.дисс. в 2т. / Бочкарев Леонид Львович. – К. , КГУ, 1990. – С. 101
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – СПб. «Питер», 2008. – С. 400
4. Ведищева, Е.А. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность / Е.А.Ведищева // Обмен опытом. –Энгельс, 2012. – С. 8
5. Выготский, А.С. Психология искусства / А.С. Выготский. – М. , 1965. – С. 256
6. Гаспарова, Е. М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
7. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр Академия, 2005. – С. 320
8. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М.: Просвещение, 2003. – С. 420
9. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – С. 160
10. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард, Перев. с англ. –СПб.: Питер, 1999. – С. 324
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений СПО/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 13-е изд.,стер. – М:Издательский центр «Академия», 2012. – С. 416
12. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева. - М. «Просвещение», 2003. – С. 176
13. Куревина, О.А.Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О.А. Куревина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – С. 175
14. Павлова, Л.Н. Раннее детство. Познавательное развитие: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений /Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – С. 152
15. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада / А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2. – С. 36-41
16. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. – С. 366
17. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. - СПб: Детство-Пресс, 2012.
18. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – С. 304