Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Изучение категорий детей с проявлениями нарушений речи (ОНР и ЗПР) в литературных первоисточниках 6
2 Психолого-педагогическая характеристика категорий детей с проявлениями нарушений речи (ЗПР и ОНР) 10
3 Особенности проявления психики у детей с ОНР и ЗПР 14
4 Методы и методики изучения психики у детей с ЗПР и ОНР 20
Выводы 25
Заключение 27
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Известно, что когнитивная дисфункция, сложные нарушения речи приводят к недостаточной подготовке детей к школьному обучению. Эти особенности развития позволили сделать важный вывод о том, что дети этих категорий требуют организации специального коррекционного и развивающего образования не только на этапе обучения, но, прежде всего, в дошкольном возрасте. Как показывает практика, нарушения в развитии в дошкольном возрасте преодолеваются более успешно, что создает условия для полноценного речевого и умственного развития ребенка.
В социально-педагогическом подходе к классификации детей с ограниченными возможностями обучения учащихся часто называют «дети группы риска». Согласно определению Кумариной Г.Ф., это дети, у которых отсутствуют классические формы отклонений в развитии, у которых есть частичные нарушения развития по различным причинам биологических или социальных характеристик, которые вызывают трудности в обучении и воспитании в нормальных условиях и приводят к усилению школьной дезадаптации [13]. Основным критерием отнесения ребенка к «группе риска» считается то, что они не готовы к обучению в школе.
Считается, что психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) в основном совпадают с характеристиками неуспевающих школьников, которые характеризуются как «дети с низкой обучаемостью», «слаборазвитые дети», «дети с нарушениями развития», «дети из группы риска».
Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений компенсационного типа для детей раннего и дошкольного возраста стоит задача подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни в школе и в будущем. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Модель инклюзивного образования в России предусматривает создание благоприятной психолого-педагогической среды в обучении детей со многими расстройствами. Однако, признавая важность получения детьми такого образования, родители ребенка с особыми образовательными потребностями опасаются проблем, связанных с переходом их ребенка в государственную школу. Это может повлиять на качество образовательных услуг, предоставляемых таким учащимся на всех этапах общего образования. При разработке действующего образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать особые образовательные потребности каждой категории учащихся и их, прежде всего, особенности усвоения общеобразовательной программы, а также потенциальный диапазон потенциальных образовательных возможностей «особого» ребенка с частичным недоразвитием высших психических функций.
Таким образом, решающую роль в профилактике нарушений психического развития играет коррекционно-воспитательная работа как можно раньше, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.
В связи этим нашего внимания заслуживает дифференциально-диагностические признаки различия детей с ЗПР и ОНР.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании дифференциально-диагностических признаков различия категорий детей с проявлениями нарушений речи (ЗПР и ОНР).
Объект исследования – дети с проявлениями нарушений речи (ЗПР и ОНР).
Предмет исследования - дифференциально-диагностические признаки различия категорий детей с ЗПР и ОНР.
Задачи исследования:
1. Представить ретроспективный анализ литературных первоисточников по проблеме исследования категории детей с проявлениями нарушения речи;
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику категорий детей с ЗПР и ОНР;
3. Выявить психологические различия категорий детей с ЗПР и ОНР;
4. Представить методы и методики диагностики психического развития категорий детей с ОНР и ЗПР.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической, коррекционной, периодической литературы по теме исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ученых в области:
- генезиса и особенностей проявления психического развития у детей с общим недоразвитием речи детей на разных возрастных этапах (Р. М. Лплаева, А. А. Позднякова, М. В. Серебрякова, Л. Г. Парамонова и др.);
- генезиса и особенностей проявления психического развития у детей с задержкой психического развития детей на разных возрастных этапах (Л.И. Переслени, Г.И. Жаренкова, В.А. Пермякова, С. А. Домишкевич, Н.А.Менчинской, Н.Л.Белопольской, Т.Д.Пускаевой ).
Структура работы состоит из введения, 4 разделов, выводов, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брунов, Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие / Б.П. Брунов. – Красноярск – 2016. – 158 с.
2. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель - М., 2005.
3. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 189 с.
4. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб., 2008.
5. Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова // Логопед. - 2007. - № 3. - С. 26 - 32.
6. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб., 2008.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефимпнкова. - М.: Наука, - 2011.
8. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо. 2018. - 288 с.
9. Калягин, В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М., 2006.
10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2007.
11. Кобонина, Н.И. Диагностика детей с ЗПР / Н.И. Кобонина // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – 2015. – №5. – С.24-27.
12. Кукушина, В.С. Коррекционная педагогика / В.С. Кукушина. – Ростов-на-Дону, Март, 2012. – 304 с.
13. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с.. 2003
14. Лалаева, Р.И.. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников / Р. И. Лалаева. Н. В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2009. - 326 с.
15. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1998.
16. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012. – 253 с.
17. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Ред.-сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. – М: Просвещение. – 2007. – 144с.
18. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 512 с.
19. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учебно-методическое пособие / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
20. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 187 с.
21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». – 2015. – 672с.
22. Румянцева Юлия Николаевна ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОНР И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ // Глобус. 2019. №12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-detey-s-onr-i-ih-psihologicheskie-osobennosti (дата обращения: 20.12.2022).
23. Специальная педагогика / Аксёнова Л.И. и др. – М.: Академия. – 2013.-400с.
24. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 2010. - 312 с.
25. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева. - М.: Изд-во Гном и Д, 2010. - 128 с.
26. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика / Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.
27. Чупров, Л.Ф. Проблема задержки психического развития детей: история научного поиска и искусственной смены парадигмы / Л.Ф. Чупров // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 77-91.
28. Чупров, Л.Ф. Проблема задержки психического развития детей: история научного поиска и искусственной смены парадигмы / Л.Ф. Чупров // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 77-91.