Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Частота спортивных травм составляет около 5-7%. Некоторые расхождения в цифрах связаны с тем, что спортивные травмы зависят как от травматизма вида спорта, так и от количества задействованных лиц и их квалификации. Это высокие цифры, если учесть, что этот показатель относится только к тем, кто обращался к врачу или в поликлинику, то процент реальных травм становится намного выше (примерно каждый пятый спортсмен получает травму). Если принять во внимание обычные ссадины, мозоли и синяки, характерные для многих видов спорта, этот показатель может превышать отметку в 50%. Уровень травматизма специфичен для каждого конкретного вида спорта.
Тяжелая атлетика относится к разряду видов спорта, характеризующихся относительно устойчивой моноструктурной формой выполнения скоростно-силовых упражнений максимальной мощности. Для достижения высоких спортивных результатов в тяжелой атлетике необходимы высокая нервно-мышечная возбудимость, большая мышечная масса, хорошая координация движений и гибкость, что обеспечивает технику выполнения упражнений в тяжелой атлетике. Поднятие тяжестей связано с большими нагрузками на опорно-двигательный аппарат спортсмена. Технические ошибки при выполнении тяжелоатлетических упражнений приводят к тому, что травмируются суставы конечностей и позвоночник.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время тяжелая атлетика приобретает все большую популярность, стремление начинающих спортсменов к достижению высоких результатов, пренебрежение техникой безопасности, несоблюдение сбалансированного питания, игнорирование рекомендаций в техническом аспекте соревновательные упражнения часто приводят к серьезным травмам.
Цель: Изучить особенности ЛФК при травме у спортсменов в тяжелой атлетике.
Задачи:
1.Рассмотреть причины и виды травм в тяжелой атлетике;
2.Изучить лечебно-профилактическую тактику при травматизме;
3.Проанлизировать применения ЛФК и массажа при травмах в тяжелой атлетике.
Объект: Травмы у спортсменов в тяжелой атлетике.
Предмет: ЛФК при травме у спортсменов в тяжелой атлетике.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Причины травматизма в тяжелой атлетике
Тяжелая атлетика относится к разряду видов спорта, характеризующихся относительно устойчивой моноструктурной формой выполнения скоростно-силовых упражнений максимальной мощности. Для достижения высоких результатов в тяжелой атлетике необходимы высокая нервно-мышечная возбудимость, большая мышечная масса, хорошая координация движений и гибкость, что обеспечивает безупречную технику выполнения специальных упражнений в тяжелой атлетике. В процессе подготовки тяжелоатлетов используется широкий спектр педагогических и медико-биологических средств, в основном общая и специальная физико-техническая подготовка, включающая большой объем тяжелоатлетических упражнений, общеразвивающих упражнений, прыжков и игр. Кроме того, к медико-биологическим средствам относятся физиотерапевтические и лечебные средства оздоровления – массаж, электромиостимуляция, прием поливитаминов и др.
При поднятии тяжестей тяжелоатлет оказывает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Возможные технические ошибки при выполнении тяжелоатлетических упражнений могут привести к травмам коленного, локтевого или плечевого суставов, а также поясничного отдела позвоночника. Считается, что острые травмы опорно-двигательного аппарата у тяжелоатлетов составляют около половины всей патологии. Это поражения менисков, крестообразных и латеральных связок, а также поражения капсульно-связочного аппарата, встречающиеся в 11% случаев всей патологии.
Мышечные травмы в этом виде спорта составляют 10,5% всех патологий — к ним относятся частичные или полные разрывы мышц. Достаточно часто в 4,65% случаев у тяжелоатлетов встречаются локальные переломы поясничного отдела позвоночника, например отрывные переломы поперечных отростков.
Наиболее частыми причинами травм опорно-двигательного аппарата у тяжелоатлетов являются: организационно-методические ошибки - 42%; плохая тренированность - 5%; неудовлетворительное состояние инвентаря, снаряжения, обуви и т.п. - 5%; ошибки в технике выполнения упражнения - 31%; нарушение правил - 5%; другие причины – 12%. К недостаткам организационного характера относится, прежде всего, неудовлетворительная организация учебно-тренировочных сборов, например, что приводит к нарушениям методического характера, то есть к неправильному планированию и неудовлетворительной подготовке тренировочного занятия, ошибкам в педагогической работе. Основной методической ошибкой следует считать нарушение принципа постепенности, приводящее к риску получения травмы во время тренировочного занятия.
Травмы во вводной части тренировочного занятия (18% от общей патологии) обусловлены плохой разминкой, недостаточным психологическим настроем и т.д. Об этом свидетельствуют данные исследования психоэмоционального состояния тяжелоатлета в момент получения травмы. Так, данные исследований показывают, что более 15% травм происходят на фоне общего расслабления или, наоборот, перевозбужденного состояния, которое встречается у 35% спортсменов. Опасная травмоопасная ситуация может возникнуть на фоне недостаточного восстановления спортсмена после предыдущей тренировки. Более 20% травм приходится на тяжелоатлетов, пришедших на тренировку без желания тренироваться. Поэтому хорошее отношение спортсмена к тренировкам может способствовать достижению высоких результатов и профилактике спортивных травм.
Как уже говорилось ранее, среди тяжелоатлетов наибольшее количество травм происходит из-за недостатков в техническом выполнении упражнений, то есть отсутствия мастерства. Как правило, допускают технические ошибки при выполнении специальных упражнений, например, приседании при подведении штанги к груди. Однако технические ошибки допускают спортсмены и при выполнении спортивно-вспомогательных упражнений - толчок двумя руками от опоры с неправильной постановкой стоп; скручивание с последующим прыжком с большим весом; приседания со штангой на плечах с сильным расслаблением.
Непосредственной причиной травм опорно-двигательного аппарата у тяжелоатлетов в 27% случаев является механизм травмы - падение, удар. В 59% случаев отмечается непрямой механизм травмы, например, нарушение сустава при выполнении упражнения (некоординированное сгибание, разгибание, скручивание) в момент подведения снаряда к груди, отталкивая от груди и удерживая штангу над головой. Комбинированный травматический механизм отмечен в 5% случаев.
1.2. Виды травм в тяжелой атлетике
Повреждения позвоночника в тяжелой атлетике
При наклоне тел позвонков относительно друг друга на выпуклой стороне межпозвонковых дисков возникает тангенциальное растяжение, которое может превышать уровень их осевой нагрузки более чем в 8 раз. По сравнению с другими видами спорта, многие атлеты имеют ограниченное дорсальное разгибание верхнего голеностопного сустава. В этих случаях возможно сильное сгибание коленных суставов при физиологическом положении позвоночника либо при отрыве пятки от поверхности, что приводит к неустойчивому положению стоп, либо при плотном прижатии стоп к поверхности, а туловище наклонено немного вперед. Это приводит к большему сгибанию ног в тазобедренных суставах и, таким образом, вызывает лордоз поясничного отдела позвоночника.
Во всех случаях вращающий момент значительно увеличивается на уровне пояснично-крестцового сустава за счет выпрямления плеча рычага. С одной стороны, лордоз оказывает патогенное влияние на участки поврежденных сегментов позвоночника вследствие тяжелых нагрузок. С другой стороны, увеличенный лордоз поясничного отдела позвоночника вызывает повышенное скольжение мелких суставов позвоночника и нередко приводит к суставным синдромам с псевдокорешковой симптоматикой.
Повреждения коленных суставов в тяжелой атлетике
Колено является наиболее часто повреждаемой областью в тяжелой атлетике.
Болевой синдром надколенника
В тяжелой атлетике коленный сустав представляет собой нервный центр постуральной и опорно-двигательной системы с точки зрения повреждения, вызванного усталостью. Боль в коленном суставе, особенно при отсутствии хондромаляции надколенника, чаще всего возникает в результате огромных нагрузок. В дополнение к врожденным дефектам, таким как дисплазия надколенника и смещение осевого положения, это может быть связано с частым выполнением высокого сгибания колена в сочетании с дополнительной нагрузкой от веса штанги. Также было доказано, что при сгибании коленных суставов более чем на 40° силы, действующие на сустав, чрезмерно возрастают.
«Колено прыгуна»
Это нарушение также можно рассматривать как выражение отклонения между нагрузкой и удельной вязкостью ткани. Это тендинопатия прикрепления мышц, разгибающих коленный сустав, которая возникает у тяжелоатлетов в области верхнего или нижнего полюса надколенника. Основная причина – сильное сгибание ног в коленных суставах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
2. Валеев, Н. М. Восстановление работоспособности спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие / Н.М. Валеев. - Москва: Машиностроение, 2009. - 304 c.
3. Демин Д.Ф. Профилактика спортивного травматизма – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 112с.
4. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 528 c.
5. Лечебная физкультура при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / сост.: Г.М. Саралинова, Б.Дж. Хамзаев, М.Ш. Карагулова, А.А. Чонкоева. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2016. 100 с.
6. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов. - М.: Academia, 2019. - 96 c.
7. Профессиональные травмы и заболевания у спортсменов: метод. пособие / сост.: Рябов В. П.,Нуруллин И. Ф.,Курмаев З. Ф.,и др. – Казань: Казан. ун-т, 2017. – 22с.
8. Слесаренко, Д. Ю. Травмы в тяжелой атлетике / Д. Ю. Слесаренко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 69-71
9. Токарь Е.В. Лечебная физическая культура. Учебное пособие /Е.В. Токарь. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. – 76 с.
10. Травмы в пауэрлифтинге /учебно-методическое пособие// А.В.Подзорова инстуктор-методист МБ ФСУ СШ «Сибиряк», П.Е.Федоров, А.В.Бердник, тренеры по пауэрлифтингу, КМС. – Анжеро-Судженск.: МБ ФСУ СШ «Сибиряк». 2020. – 44 с.