Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование у обучающихся «умения учиться» возможно, лишь в тесной связи активных действий педагога и учащихся. В связи с этим новое звучание получает проблема активизации деятельности и формирования мыслительной самостоятельности школьников, а точнее проблема формирования универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Психолого-педагогическое и методическое осмысление проблемы формирования универсальных учебных действий нашло отражение в работах А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, В.А. Гусева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Е.Л. Мельниковой, Т.А. Покровской, Е.И. Смирнова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской и других.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по формированию универсальных учебных действий у младших школьников должна носить системный характер, а результативность процесса формирования универсальных учебных действий зависит от способа организации специальной развивающей работы (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.).
Младшие школьники быстро приобретают навыки универсальные учебные действия, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы в результате правильно организованного обучения.
Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если в начальной школе используются такие формы организации обучения, как использование игровых методов обучения. Значительное большинство педагогов, справедливо считает, что для ребенка младшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности - учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения.
Всеми исследователями признаётся, что одним из способов решения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе является поэтапное формирование действий, а одним из методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий является игровое обучение. Так как на уроке основная цель – передача знаний, и нет возможности полностью достичь формирования познавательного интереса, то, на наш взгляд, большие возможности в повышении интереса в обучении английскому языку в начальной школе представляют различные формы внеурочной деятельности.
Но вместе с тем наблюдения показывают, при обучении английскому языку игровые технологии во внеурочной деятельности используются не достаточно, в практике обучения прослеживается вымывание игровой деятельности, погоня за интеллектуальным развитием обучающихся, что не всегда положительно сказывается на познавательной сфере личности.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Использование игровых технологий для знакомства младших школьников с элементами английской культуры во внгеурочной деятельности».
Цель исследования – исследование особенностей использования игровых технологий во внеурочной деятельности и выявление наиболее эффективных для знакомства младших школьников с элементами английской культуры.
Объект исследования – игровые технологии. Предмет исследования: использование игровых технологий для знакомства младших школьников с элементами английской культуры во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать внеурочную деятельность как составную часть учебно-воспитательного процесса и форму организации свободного времени обучающихся.
2) Изучить особенности применения игровых технологии на уроках английского языка в младшей школе.
3) Выявить условия эффективного применения игровых технологий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся
Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и других [1,5,7,10,12].
Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.
Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности. Например, избрав основанием для классификации возникающие в процессе деятельности субъект-объектные отношения, профессор Н.Е. Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную, ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную.
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:
• игровую деятельность;
• познавательную деятельность;
• проблемно-ценностное общение;
• досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);
• художественное творчество;
• социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);
• трудовую (производственную) деятельность;
• спортивно-оздоровительную деятельность;
• туристско-краеведческую деятельность.
Наряду с определением видов внеурочной деятельности и количества времени участия в них существуют кратко охарактеризованные содержательные аспекты каждого вида деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых рабочих программах объединений дополнительного образования (кружков, клубов, секций, студий) и в документах перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
1.2 Применение игровых технологий для знакомства с элементами английской культуры в младшей школе
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр [20].
Любая педагогическая игра должна иметь четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью [15, с.23]. При этом цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, в качестве ее средства используется учебный материал, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [6,с.78].
Педагогическая игра имеет четко определенные структурные компоненты и этапы организации. К структурным компонентам игры относятся:
1. Игровой замысел (подготовительный этап)
2. Правила игры (введение в игру)
3. Игровые действия (собственно игровой этап)
4. Результат игры (заключительный этап)
5. Постигровой этап [20,с. 32-54].
Рассмотрим каждый из этих компонентов.
Игровой замысел, первый структурный компонент игры, согласно В.Г. Коваленко, выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию рабочей обстановки. Правила разрабатываются с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.
Результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Постигровой этап предусматривает анализ содержательной и процессуальной сторон, анализ и оценка результатов дидактической игры [19,с.69-83]. Грамотное проведение педагогической игры обеспечивается ее четкой организацией. Педагог должен осознать и сформулировать цель игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры, необходимо определить количество играющих.
Следующим важным этапом при организации педагогической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Необходимо четко спланировать временной параметр игры с наименьшей затратой времени на объяснения правил игры. Необходимо предусмотреть изменения, которые повысят активность и интерес детей. И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту и качество выполнения игровых действий детьми [16,c.45-63].
В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки или разрезные цифры и буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2019.-223с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М.: Просвещение, 2020. — 151 с.
3. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы [Текст] / Т. Н. Беркалиев, Е. С.Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб. : КАРО, 2020. -144 с.
4. Биболетова, М. 3. Английский язык. Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) [Текст]: Учебник – англ. язык для 3кл. общеобразовательных учреждий/М.З.Биболетова,О.А. [ и др.]. - О.: Титул, 2019.-110с.
5. Бочарова, Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения [Текст] /Л.П. Бочарова// Иностранные языки в школе. – 2019.- № 3. - с.26
6. Волков, А. Е. Модель «Российское образование — 2020» [Текст]/ А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. — 2019. - № 1. — С. 32-64.
7. Зимняя, И.А. Психологический анализ урока иностранного языка [Текст] / И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская // Иностранные языки в школе. – 2019. - №4. – С.25-30.
8.Зявгарова, Л. А. Игровые технологии на начальном этапе обучения[Текст] / Л. А. Зявгарова // Альманах школы,– 2007. № 139. – С. 70 – 73.
9. Иванцова, Т. Ю. Игры на английском языке [Текст] /Т. Ю. Иванцова. //Иностранные языки в школе. – 2019. – № 4. – С. 31 – 33.
10. Курбатова, М. Ю. Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе[Текст] / М. Ю. Курбатова // ИЯШ. – 2019. – № 3. – С. 28 – 32.
11. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146.
12. Негневицкая, Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра [Текст] /Е.И. Негневицкая // Иностранные языки в школе.-2021.- № 6.- С. 21-23
13. Никитенко, З.Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе» [Текст]: лекции 5–8/З.Н. Никитенко. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2019. – 72 с.
14. Павлюченко, С.Э. Вводно-фонетический курс английского языка [Текст]: учебно-методическое пособие/ С.Э. Павлюченко// Бийский пед.гос.ун-т им. В.М. Шукшина.- Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2019.-83с.
15. Пучкова, Ю.Я. Игры на уроках английского языка[Текст]: Метод.пособие /Ю.Я. Пучкова.– М.; ООО "Издательство АСТ", 2019. – с.78
16. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие /Г.К. Селевко. –М.: Народное образование, 2019.-256с.
17. Ханина, Е. Е. Игровая форма обучения[Текст] / Е. Е. Ханина, А. В. Солопова // Открытая школа. – 2020. – № 5. – С. 63 – 66.
18. Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] :Практическое пособие/ Г.А. Цукерман. М.: Владос, 2019.- 160 с.
19. Штарина, А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков [Текст] / А.Г. Штарина.- В.:Учитель, 2019.-191с.