Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Шахматы - это не только игра, которая приносит детям много радости и удовольствия, но и эффективное средство их интеллектуального развития. Шахматы развивают наглядно-образное мышление школьников, способствуют зарождению логического мышления, учат усидчивости, вниманию, вдумчивости и решительности. Очень ценна роль шахмат в формировании внутренних планов действий - умение действовать в уме.
Дети в возрасте 10-14 лет могут не только решать задачи визуально, но и выполнять преобразования объектов. Ребенок учится выстраивать последовательность и логику в своих действиях и говорить об этом. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет детям сознательно преодолевать определенные трудности, характерные для школьников.
Игры в шахматы открывают широкий спектр возможностей для развития всех психических новообразований у школьников. Раннее обучение детей школьного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вступление ребенка в процесс обучения в начальной школе, это, в свою очередь, снижает уровень стресса, оказывает благотворное влияние на процесс обучения и развитие личности ребенка, а также повышает продуктивность его мышления.
А.В.Запорожец, Н.Н.Поддяков, Д.Б. Эльконина писали, что дети среднего школьного возраста - лучший период для основных изменений в психологической деятельности. В соответствии с условиями и принципами обучения были сформированы методы знаний и приемы образовательной деятельности детей.
Учебная деятельность - это деятельность субъекта, направленная на овладение им с помощью широкого метода действий, чтобы достичь целей обучения в данной учебной ситуации: «В процессе систематического осуществления учебной деятельности дети развивают теоретическую осведомленность и мышление, а также психологические способности, связанные с этим, с усвоением теоретических знаний: размышление, анализ, планирование».
В то же время, в качестве структурного компонента учебной деятельности подчеркиваются потребности в обучении, мотивации, цели, задачи, учебные действия и операции, включая надзорные и оценочные действия (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.В. Репкина). Все это является необходимым условием формирования учебной деятельности у детей среднего школьного возраста.
Потребность в учебной деятельности побуждает человека усваивать теоретические знания, мотивацию и методы воспроизведения посредством образовательных действий, направленных на решение учебных задач. Учебные задания стимулируют мышление, чтобы объяснить вещи, которые еще неизвестны, и усвоить новые концепции и способы действия. Учебные задачи решаются путем выполнения определенных учебных действий, состоящих из соответствующих действий, набор которых варьируется в зависимости от конкретных условий решения конкретной учебной задачи.
Объект исследования: обучение игры в шахматы.
Предмет исследования: методика развития умения стратегического планирования в закрытых позициях миттельшпиля учащихся средней школы в современных условиях.
Цель исследования: проанализировать особенности внедрения методики развития умения стратегического планирования в закрытых позициях миттельшпиля.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Изучить цели и задачи обучения шахматам;
2. Раскрыть принципы игры в миттельшпиле;
3. Раскрыть общую характеристику и методы проведения анализа внедрения методики миттельшпиля;
4. Раскрыть способы внедрения методики.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты обучения учащихся школ шахматам в современных условиях.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ определения уровня развития умения стратегического планирования в закрытых позициях миттельшпиля.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ УЧАЩИХСЯ
1.1. Цели и задачи обучения шахматам
Обычно, когда процесс обучения уже идет и набирается группа, родители просят привести своих детей на эту часть, потому что ребенок силен в математике или, наоборот, слаб в этой науке; с помощью шахмат они могут развить логическое мышление. Еще одна распространенная мотивация - дети редко бывают прилежными - уроки шахмат должны помочь решить эту проблему [5, с. 162-187].
М.В.Блоха впервые выдвинула идею развития личности человека, формирования его творческих способностей и воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому значительно способствовало изучение шахмат. Обучение шахматам могут развить следующее:
1.Способность к независимому мышлению;
2.Логику, систему, дисциплину и другие элементы культуры мышления;
3.Память, внимание, наблюдательность;
4.Творческое воображение и ассоциативное мышление;
5. Овладение литературными навыками;
6. Самостоятельное исследование навыков работы.
Рассмотрим более подробно некоторые из основных моментов развивающей роли обучения шахматам. Для того, чтобы выбрать правильное решение, оно должно основываться на объективном рассмотрении и оценке существующих условий. Изучение шахмат способствует образованию силы воли, независимость, трудолюбию, решительности и способность к самоконтролю,
Поэтому, изучая шахматы, человек овладевает искусством сравнительного анализа и может находить существенные различия и сходства в похожих ситуациях в, казалось бы, разных ситуациях. Значительное развитие памяти - это влияние обучения шахматам на развитие памяти. На занятиях по шахматам учителя помогают учащимся улучшить свои навыки семантической и логической памяти, основываясь на характерной информации о местоположении объектов и взаимодействии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов, С. П., Барский, В. Л. Шахматы: Первый год обучения : Методика проведения занятий / С. П. Абрамов. - М. : Дайв, 2019. - 256 с.
2. Барский, В. Л. Учебник шахмат для младших школьников / В, Л. Барский. - Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера», 2021. - 96 с.
3. Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. - М. : Советский спорт, 2020. - 315 с.
4. Викерчук, М.И. Возможности социально-психологической реабилитации слепых детей (на примере обучения игре в шахматы) //Акмеология. - 2019. - № 4. - С. 46-47.
5. Викерчук, М.И. Интеллектуальный уровень современной молодежи - инструмент экономического развития страны // Вопросы региональной экономики. - 2018. - № 3 (16). - С. 32-37.
6. Возжаева, Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов // Социальные исследования. - 2021. - № 6. - С. 116-121.
7. Герасимова, С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами / С.В. Герасимова. - М.: Логос, 2021. - 139 с.
8. Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация : учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 340 с.
9. Костьев, А.Н. Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам / А.Н. Костьев. - М.: Наука, 2021. - 166 с.
10. Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания : программа для детей 10-14 лет / Л.И. Малашинская. - М. : ТЦ «Сфера», 2019. - 104 с.
11. Махов, А.С. Клубная система адаптивного спорта - база для подготовки волонтеров // Адаптивная физическая культура. - 2021. - № 1 (45). - С. 29-31.
12. Махов, А.С. Проблемы подготовки специалистов и бакалавров по адаптивной физической культуре в современных условиях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 29-31.
13. Михайлова, И.В. Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с инвалидностью // Детский тренер. - 2020. - № 3. -С. 18-22.
14. Михайлова, И.В. Мышление схемами как метод совершенствования стратегического мастерства юных шахматистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 50-60.
15. Михайлова, И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных программ и Интернета / И.В. Михайлова. - М.: Наука, 2020. - 266 с.
16. Михайлова, И.В. Что важнее, стратегия или тактика? // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 3. - С. 28-34.
17. Михайлова, И. В. Социально-педагогические аспекты инфокоммуникационной технологии дистанционного обучения основам адаптивного шахматного спорта // Ученые записки Российского Государственного Социального Университета. - 2019. - № 10. - С. 123130.
18. Полоудин, В. А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников / В.А. Полоудин. – М.: Город, 2017. - 192 с.
19. Социализация // Социологическая энциклопедия / под ред. В.Н. Иванов. - М. : Мысль, 2016. - Т. 2. - С. 445-448.
20. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. - М. : Издательский центр «Академия», 2018. - 464 с.