Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нравственно-эстетического воспитания детей посредством традиционной культуры 6
1.1 Определение понятия «нравственно-эстетические представления» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Нравственно-эстетическое развитие в младшем школьном возрасте 11
1.3 Психолого-педагогический потенциал традиционной культуры как средства нравственно-эстетического воспитания 14
Глава 2 Практические аспекты нравственно-эстетического воспитания детей средствами традиционной культуры 20
2.1 Определение уровня нравственно-эстетического развития у детей младшего школьного возраста 20
2.2 Содержание работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с использованием элементов традиционной культуры 25
Заключение 32
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный период развития общества характеризуется резким повышением роли образования. В последнее время социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется состоянием глобального морального, эстетического и духовного кризиса.
В наш век обилие информации через средства массовой информации, использование интернета ложатся мертвым грузом на психику ребенка, а затем при обилии информации нехватка чувств и интересов ложится на ребенка. Их неразвитость порождает примитивность человеческой психики, когда один человек не может не только испытывать, но даже получать удовлетворение.
В этих условиях нравственно-эстетическое воспитание является одной из важнейших задач формирования и становления культурной, разносторонней личности.
Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание детей остается актуальной и востребованной проблемой в современном мире, поскольку в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственно-психического воспитания.
Поэтому нравственно-эстетическое воспитание детей - важнейшая задача современной системы образования. В школе необходимо уделять внимание не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни ученика. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит наиболее систематично, последовательно и глубоко в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечиваются всеми формами школьной жизни [9].
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Ее изучали многие отечественные педагоги такие как М.С, Каган, Л.В, Котенко, Н.И. Киященко, Т.Н. Мальковская, Г.А. Поличко и др.
Одним из мощных инструментов нравственно-эстетического воспитания является традиционная культура, приобщение младших школьников к истории и традициям родной земли, национальному наследию предыдущих поколений.
Актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей становится очевидной, если соотнести вышесказанное с анализом современной международной обстановки. Этим объясняется пристальное внимание к интересующей нас проблеме философов, социологов, психологов, учителей.
Цель исследования – теоретически обосновать возможности традиционной культуры в нравственно-эстетическом воспитании детей.
Объект исследования: нравственно-эстетического воспитание младших школьников.
Предмет исследования – традиционная культура как средство нравственно-эстетического воспитания детей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «нравственно-эстетическое воспитание»;
2. Описать особенности нравственно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;
3. Раскрыть педагогические возможности традиционной культуры в нравственно-эстетическом воспитании детей;
4. Определить уровень нравственно-эстетического развития младших школьников;
5. Разработать проект нравственно-эстетического развития детей средствами традиционной культуры.
Теоретико-методологические основы исследования.
Теоретические основы нравственного воспитания отражены в работах таких ученых как О. Г. Дробницкий, Г. М. Коджаспирова, И. П. Подласый, Т. Б. Сандабкина, В. А. Сухомлинский.
Различные аспекты эстетического воспитания раскрыты в работах С. М. Вишняковой, Н. И. Киященко, Г. С. Лабковской, Л. П. Печко, М. М. Рукавицына, П. М. Якобсона. В работах Г. Н. Волкова, Е. С. Галанжиной, С. Н. Жанбиршиева, Е. Н. Лагодиной, О. В. Лармина, А. Г. Маклакова, Б. М. Неменского, И. А. Фархшатовой, выражается понимание нравственного и эстетического как компонентов целостной системы, формы которой меняются в процессе исторического развития. Критерии и показатели сформированности нравственно-эстетических представлений отражены в работах О. П. Котиковой, В. Г. Кухаронак, Ю. С. Любимовой, А. В. Тутолмина.
На основании исследований Г. С. Абрамовой, Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой, Б. С. Волкова, Л. С. Выготского, Н. С. Лейтес, Б. Т. Лихачева, М. В. Матюхиной, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, С. Л. Рубенштейна, К. Д. Ушинский, О. В. Хухлаевой, Д. Б. Эльконина, установлено, что наиболее сензитивным в отношении нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования, тестирование, качественная и количественная обработка данных, метод наглядного представления, педагогическое проектирование.
Практическая значимость результатов данного исследования рассматривается в возможности применения разработанного проекта нравственно-эстетического воспитания посредством традиций русского народа в воспитании младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, И. Г. Модель формирования эстетических представлений младших школьников в коллективной творческой детальности / И. Г. Алмазова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2008. – № 2. Том 14. – С. 128-130.
2. Богданова, О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя / О. С. Богданова, О. Д. Калинина. – 2- е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985. – 198 с.
3. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
5. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 2000. – 538 с.
6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. – М.: ACADEMIA, 2008. – 176 с.
7. Галанжина, Е. С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Учебно-методическое пособие в двух частях. Часть 1. Теория нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Часть 2. Практикум нравственно-эстетического воспитания младших школьников – Курск: РОСИ, 2010. – 264 с.
8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого русского языка. – М.: 2005, т.11.
9. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009. – 00с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978- 5-09-022138-2.
10. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. – СПб., 2002. – 113 с.
11. Жанбиршиев, С. Н. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами отечественной живописи: автореф. дис. канд. пед наук / С. Н. Жанбиршиев. – Туркестан,[б,и,]. – 2008. – 24 с.
12. Кикель, П. В. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. – Минск: БГПУ, 2006. – 266 с.
13. Киященко, Н. И. Эстетическое творчество / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. – М.: Знание, 1999. – 29 с.
14. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О. П. Котикова, В. Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. – Минск, 2001. – 192 с.
15. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. Аконьшина Е. А., Аронова В. Р., Овсянникова М. Ф. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
16. Лагодина, Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
17. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 2000. – 254 с.
18. Любимова, Ю. С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю. С. Любимова, В. В. Буткевич. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 114 с.
19. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
20. Мухина, В. С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 7-е изд. стереотип / В.С. Мухина. – М., 2002.
21. Нижегородов, Д. Г. Аксиологический подход к нравственному воспитанию личности в условиях современной системы образования / Д. Г. Нижегородов, Л. А. Серикова // Философия образования. – 2012. – №1 (40). – С. 233-239.
22. Никитина, Н. Н. Приемы развития нравственных представлений младших школьников / Н. Н. Никитина // Классный руководитель – 2006. – №2. – 36 с.
23. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1997. – 187 с.
24. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
25. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка, 4 издание / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2006. – с. 944
26. Сандабкина, Т. Б. Психолого – педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников. // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 15. – С. 151-154
27. Тутолмин, А. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / Глазов.гос. пед. ин-т. – Глазов, 2003. – 212 с.
28. Фархшатова, И. А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования : дис. канд. пед. наук /И.А. Фархшатова. – Оренбург [б.и.], 2003. – 163 с.