Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образование, не учитывающее существующее этническое самосознание и
своеобразие не может быть полноценным. В такой полиэтнической стране, как Россия, педагогика,
являясь социальным феноменом, может созидательно функционировать преимущественно в
качестве этнопедагогики.
В современных условиях этнопедагогика является гарантом межэтнической стабильности,
национального подъема и духовного возрождения. Этнопедагогика выступает как
стабилизирующий фактор, противодействующий процессам размывания духовности, культуры,
обеспечивающий культурную идентификацию, закладывающую духовные основы личности.
Актуальность темы моей курсовой работы обуславливается необходимостью поворота
общественного сознания к проблемам этнического самоопределения, национальной
самобытности, отхода от идеологии тотального нивелирования. В последнее время мы были
свидетелями массированного наступления западной «масс-культуры» на отечественную культуру,
историю, язык.
Глава 1 Теоретические особенности формирования о религиозной культуре Эвенкии. Посредством
создания эскиза, шаманского костюма
3
1.1 Особенности религиозной культуры Эвенкии
Эвенки (илэ — «человек»; эвэнк, тонгус, орочен (от «орон» — «олень») — коренной народ в
Средней и Восточной Сибири. Устаревшее русское название эвенков — тунгусы.
Эвенки проживают на большой территории: от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на
западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и Амура на юге. За пределами
России эвенки живут в Маньчжурии (Китай) и Монголии.
В Российской Федерации общая численность эвенков составляет 37 843 человека, по данным
переписи 2010 г. Территориями преимущественного проживания являются Республика Саха
(Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Республика Бурятия, Читинская и Амурская
области.
Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся
на три большие группы: северную (к северу от Нижней Тунгуски), южную (к югу от Нижней Тунгуски),
и восточную (к востоку от Витима и Лены). В 1928—1929 гг. была создана письменность на основе
латинского, в 1937 г. — русского алфавита. Литературный язык — на основе подкаменнотунгусского
говора.
Делятся на несколько субэтнических групп. Наибольшее различие — между западными
(Красноярский край, Иркутская обл. и др.) и восточными (Амурская обл., Хабаровский край)
эвенками. До XIX в. выделялась многочисленная группа так называемых конных эвенков
Забайкалья, которая впоследствии была ассимилирована бурятами и русскими.
Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих пор неясно. Считается, что процесс его
формирования начался еще в 1-м тыс. н. э.путем смешения местного населения Восточной Сибири
с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. В результате образовались
различные хозяйственно-культурные типы эвенков: пешие (охотники), орочен — оленные
(оленеводы) и мурчен — конные (коневоды).
На территорию Красноярского края эвенки стали проникать с X—XI вв.из Прибайкалья, спускаясь по
рекам Нижняя Тунгуска и Ангара. В XVIII в. ангарские эвенки откочевали на север, в район
Подкаменной Тунгуски. Другие группы мигрировали в западном направлении, достигнув Енисея.
Затем они повернули на север, расселяясь по енисейским притокам (реки Сым и Турухан), вплоть
до Хантайского озера на юго-западе Таймырского полуострова.
В XVIII в. эвенки совместно с эвенами насчитывали 70—80 тыс. человек; в XIX в., по разным оценкам,
— от 35 до 65 тыс. человек. Перепись населения 1897 г. выявила по России 66 тыс. носителей
«тунгузского наречия», в том числе 2948 человек в Енисейской губернии. В Китае к началу XX в.
проживало 10,5 тыс. эвенков, в Монголии — около 2 тыс. человек.
В 1927 г. были образованы Илимпийский, Байкитский и Тунгусско-Чунскийнациональный районы,
объединенные в 1930 г. в Эвенкийский национальный округ, с 1987 г. — автономный округ, с 1992
г. — самостоятельный субъект РФ, с 2007 г. — муниципальный район в составе Красноярского края.
В Красноярском крае численность эвенков со второй половины XX в. была стабильной, на уровне
4,2—4,5 тыс. человек. По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае проживают 4372 эвенка.
Здесь имеется 14 мест компактного проживания эвенков и несколько факторий, в т. ч. поселок
Хантайское Озеро, где эвенки живут совместно с долганами, поселок Советская Речка Туруханского
района и поселок Вельмо Северо-Енисейскогорайона, фактории Чиринда и Эконда.
1.2 Шаманские костюмы эвенков
4
Много творческой изобретательности и художественного вкуса проявлялось эвенками при
изготовлении одежды, головных уборов и различных необходимых культовых предметов для
шаманов.Их костюм был сшит из ровдуги (замши) обильно украшен меховой и ровдужной
бахромой. На него нашивалось 16 кг кованных и литых железных изображений духов и
"помощников" шамана. Среди этих железных подвесок к шаманскому облачению были
изображения оленей, иногда только рогов в виде зубчатой дуги, человечком с головами и
безголовых, отдельных костей, например плечевых, птиц, которые помогали "летать".
На голове у эвенкийского шамана была шапка, украшенная оленьими рогами, на ногах - унты, с
пришитыми к внешней кромке подметок звериными когтями, а если когтей не было, их заменяла
ровдужная бахрома или меховая оторочка.
Бубен представлял собой плоский деревянный каркас с , с двух сторон туго обтянутый хорошо
выделанной кожей. Диаметр бубна мог доходить до 60-65 см. кожа на бубне разрисовывалась.
Колотушка в виде прямой толстой деревяшки, со значительным расширением с одного конца,
покрывалась резьбой. В резьбе на колотушках эвенкийские мастера-резчики применяли приемы
контурной двух- и трех- гранной резьбы. Сюжетными были изображения оленей, людей, птиц,
деревьев.
Глава 2 Эмпирические особенности формирования о религиозной культуре Эвенкии. Посредством
создания эскиза, шаманского костюма
2.1 Описание процесса исследования
Цель: выявить уровень этнической культуры учащихся 2 классов.
Задачи:
1) проведение диагностической методики на выявление уровня этнической культуры как в
контрольной, так и в экспериментальной группе;
2) обработка и интерпретация результатов.
Перед началом исследования классы были поделены на две подгруппы: контрольную и
экспериментальную.
Для определения уровня этнической культуры детей в ходе констатирующего эксперимента
предлагались задания, использовалась игровая мотивация.
2.2 Анализ полученных данных
Содержание курса «Эвенкийскаий язык и культура» соответствует структуре идентичности,
приведённой в Концепции. Курс структурирован по ступеням образования: начальная (2- 4 классы)
и основная (5-9 классы).Особое значение в начальной школе приобретает развитие и воспитание
личности, знающей культуру своего народа и уважающей культуру других народов РС (Якутия).
Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного
народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и
мировой культур», отражённому в Концепции обновления и развития национальных школ Якутской
– Саха ССР (1991).
5
Целью курса «Эвенкийский язык и культура» в основной школе является формирование
этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации заключающейся
в развитии умений жить в поликультурной мире.
Задачи курса:
• Освоение базовых национальных
ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части
российской и общечеловеческой культуры;
• Формирование базовых знаний об
этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
• Умение соблюдать традиции, обычаи
родного народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять
культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
• Воспитание позитивного отношения к
культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной
культуры, национальной принадлежности, верования.
Заключение
Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания младших
школьников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает
мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности,
обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.