Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Организация досуговой деятельности является неотъемлемой частью любой образовательной организации, организации дополнительного образования и иной культурной организацией. Не зависимо от времени года для молодёжи и юношества всегда организуют досуговые мероприятия. Досуговая деятельность понимается как отдых, направленный на развлечение, оздоровление и развитие индивидуальных качеств подростков и молодёжи.
Любая организация, работающая с детьми и молодёжью, выступает субъектом, реализующим законодательно-закрепленную политику в отношении их отдыха, развития и оздоровления. Это особый потенциал в педагогическом управлении, который непосредственно связан с развитием ребенка и его личностью в ходе организации досуговой деятельности. Развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества осуществляется не только через непосредственный контакт педагога и ребенка. Это осуществляется через преображение среды его проживания, через конструирование особой среды, которая позволит удовлетворить потребности в свободном общении и досуге.
Современное понимание организации музыкальной досуговой деятельности может быть связано с дополнительным образованием, направленным на развитие творческих способностей. В этом состоит важность и смысл организации музыкальной досуговой деятельности в любой организации, согласно чему обеспечено развитие во взаимосвязи с музыкально-творческой деятельностью субъекта.
Цель работы: обосновать необходимость организации музыкальной досуговой деятельности как средства развития музыкально-творческих способностей подростков в условиях образовательных организаций.
Объект исследования: процесс развития музыкально-творческих способностей подростков в условиях музыкальных досуговых мероприятий.
Предмет исследования: организация музыкальных досуговых мероприятий как средство развития музыкально-творческих способностей подростков.
Задачи:
1.Дать характеристику понятиям понятий досуговая деятельность и музыкальное досуговое мероприятие.
2. Описать процесс развития музыкальных и творческих способностей подростков в ходе организации музыкальных досуговых мероприятий.
3. Раскрыть специфику организации музыкальных досуговых мероприятий для подростков.
4. Предложить основные направления работы по организации музыкальных досуговых мероприятий для подростков.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Характеристика понятий досуговая деятельность и музыкальное досуговое мероприятие
Понятие досуг толкуется и понимается в быту отдых, удовольствие, развлечение, игра, свободное время и др. В современных условиях происходит непрерывное расширение контактов в области культуры, отдыха и творчества. В современной среде отдыха и развлечений у значительной части социально демографических групп преобладают некие стандарты и стереотипы досуговых занятий и досугового поведения. Для развития тех или иных способностей и навыков подростков и молодёжи в организациях различной направленности. Зимой и летом существует множество форм и видов досуговой деятельности. Одной из них является музыкально – досуговая деятельность, которая стимулирует развитие музыкально-творческих способностей детей и подростков [17]:
Разработкой в области проблем организации досуговой деятельности детей и подростков занимались исследователи А.А. Андреева, Н.И. Астахова, М.О. Кучеревская и др. Исследованием досуга детей, подростков, молодежи занимались В.В. Волгунова, И.Л. Давлетчин, И.А. Зеткина и др.
Раскрытием факторов и условий развития музыкально - творческих способностей у детей, подростков и молодежи занимались Л.И. Галеева, Р.И. Турханова, О.С. Гребенюк и др. Это переход от реального мира, к воображаемому, когда происходит развитие интеллектуальных способностей и видение необычное в обычном. При этом происходит обретение новых познавательных интересов. Эмоционально-волевая сфера подростков обогащается переживаниями радости творчества как личной и социальной ценности. Все это в совокупности и в комплексе ведет к развитию музыкально-творческих способностей субъектов.
К основным видам музыкальных досуговых мероприятий относят:
- фестивали;
-конкурсы;
-концерты;
- музыкальные спектакли, в частности, опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, балет;
-музыкально-просветительские мероприятия, в частности, музыкально-литературная композиция, тематический вечер, неделя музыки, музыкальный лекторий и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, А.А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Текст] / А.А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1-3.
2. Астахова, Н.И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников [Текст] / Н.И. Астахова. – М.: Концепи, No S19, 2015. – С.1-6.
3. Блясова, И.Ю. Социально - педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / И.Ю. Блясова, Т.В. Кыштымова. – М.: Символ науки, No10-1, 2015. – С.171-174.
4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст] / А.Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М.: МПСИ Флинта, 2008. – 232 с.
5. Гальченко, А.Б. О типологии досуговых программ и не только [Текст] / А. Б. Гальченко. – М.: Знание, 2012. – 320 с.
6. Галеева, Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга [Текст] / Л.И. Галеева. – М.: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, No4-2, 2013. – 16 с.
7. Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / И.О. Гапонов. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No 2 / том 13, 2007. – С. 27-30.
8. Герасимов, П.Е. Организация досуговой деятельности как фактор формирования позитивного самоотношения подростков [Текст] / П.Е. Герасимов // Южный федеральный университет. Академия психологии и педагогики. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – No 2 (40). – С. 124-130.
9. Герасимов, П.Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности [Текст] / П.Е. Герасимов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – No 3 (23). – С. 17-21.
10. Герасимов, П.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности [Текст] / П. Е. Герасимов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы ХIII Международной научно-практической конференции (30 октября 2012 г.) / научный ред. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 244-248.
11. Герасимов, П.Е. Принципы и условия организации досуговой деятельности школьников [Текст] / П. Е. Герасимов // Вестник Саратовского областного института развития образования: научный журнал. 2015. – No 2. – С. 60-65.
12. Головина, Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, No4, 2010. – 5 с.
13. Головина, Г.В. Функции досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества» [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, No4, 2011. – С.6-8.
14. Грушецкая, И.Н. Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования [Текст] / И.Н. Грушецкая. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. No 2 / том 14, 2008. – С.112-115.
15. Давлетчин, И.Л. Методика формирования готовности подростка к культуре нравственных отношений в социально-культурной деятельности [Текст] / И.Л. Давлетчин // Культура – искусство – образование: интеграционные процессы в теории и практике. м-лы XXXI науч.-практич. конф. проф.-препод. состава академии. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 286- 291.
16. Давлетчин, И.Л. Воспитание личности учащегося как социально - педагогическая проблема [Текст] / И. Л. Давлетчин, Ж.В. Рыжкова // Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося / Сост. Е.В. Швачко, отв. редактор М. Е. Дуранов. - Челяб. гос. (бюдж.) академия культуры и искусств, Челябинск, 2012. – С. 6-13.
17. Колесникова, Ю.Л. О некоторых аспектах развития музыкально- творческих способностей студентов [Текст] / Ю.Л. Колесникова. – М.: Инновационная наука, No10-2, 2016. – С.165-166.
18. Едышев, Д.В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно - досуговой деятельности [Текст] / Д.В. Едышев. – М.: CETERIS PARIBUS, No 2. - 2015. – С. 30-34.
19. Иванова, Л.Н. Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков [Текст] / Л.Н. Иванова, Т.Н. Дащинская. – М.: Современные исследования социальных проблем, No1, 2013. – С. 5-7.
20. Кирюшина, О.Н. Системный анализ регионального научного потенциала в области образования и организации досуга [Текст] / О.Н. Кирюшина. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2009. – С. 195-201.
21. Кучеревская, М.О. Общественная значимость организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования [Текст] / М.О. Кучеревская. – М.: Новые технологии. - No4, 2010. – 336 с.
22. Кузьмина, С.В. Проблема музыкально-творческой самореализации подростков в пространстве дополнительного образования [Текст] / С.В. Кузьмина. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No5 / том 14, 2008. – С. 113-117.
23. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Ю. Литвинцева. – М.: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, No1, 2012. – С. 90-102.
24. Лысенко, Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / Л.И. Лысенко. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2009. – С. 212-217.
25. Нефедова, Н.А. Формирование музыкально-творческой активности как фактор социализации подростков [Текст] / Н.А. Нефёдова. К.А. Дощинская.– М.: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, No9. - 2015. – 212 с.
26. Смелова, М.В. Особенности организации досуговой деятельности учащейся молодежи [Текст]. / М.В. Смелова. – М.: Время науки – The Times of Science, No 3, 2015. – С. 50-58.
27. Суровенкова, М.А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи [Текст] / М.А. Суровенкова. – М.: Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, No1, 2013. – С.67-71.
28. Тищенко, П.Е. Социально-педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / П.Е. Тищенко. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2 (60), 2010. – С. 123-127.
29. Ульянова, М.М. Организация досуговой деятельности [Текст] / М.М. Ульянова. – М.: Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, No1. - 2016. – 48 с.
30. Файзрахманова, Г.К. Формирование досуговой активности личности в условиях социокультурной практики: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г.К. Файзрахманова. – М.: Историческая и социально - образовательная мысль, No 1 / том 7. - 2015. – С.169-172.