Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание культуры общения, приобретает особую актуальность именно на ступени дошкольного детства, поскольку, именно в этот период жизни происходит первичная социализация ребенка, вхождение в мир культуры, усвоение ценностных ориентаций, опыта взаимоотношений и установления взаимопонимания в общении.
Однако в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники в этой области испытывают серьезные трудности. Поэтому воспитание культуры общения старших дошкольников со сверстниками имеет огромное значение для развития ребенка дошкольного возраста.
Наиболее ярко культура общения между детьми проявляется в игре - ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Игровая деятельность влияет на формирование культуры общения между детьми. Изучение игровой деятельности старших дошкольников дает основания рассматривать культуру общения как необходимое условие развития детских игровых и реальных взаимоотношений, так как процесс игры выступает как игровой диалог, способ понимания и проникновения в смысл действий и намерений партнера, связанные с организацией общей деятельности.
Игры в дошкольной педагогике определяют как вид учебных мероприятий, организуемых в виде игр с наличием определенных правил, реализующих принципы активного игрового обучения и отличающихся как строгой структурой игровой деятельности, так и методами оценки действий участников игры. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания. Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.
Следует также обратить внимание, что формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении определённых педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома; наличие педагогического такта; организация воспитательно-образовательного процесса; обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения; включение детей во все виды деятельности; интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Задачи:
- дать характеристику старшего дошкольного возраста;
- изучить роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста;
- рассмотреть основы формирования основ культуры общения в старшем дошкольном возрасте;
- изучить сюжетно-ролевую игру как способ воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
- экспериментально исследовать уровень культуры речи у старших докшольников.
Объект исследования – особенности воспитания культуры общения в старшем дошкольном возрасте. Предмет исследования – игра как средство воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение теоретического материала, литературы; наблюдение за группой детей, экспериментальное тестирование впоследствии занятий с детьми.
Глава 1 Теоретические основы развития старших дошкольников
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – «неповторимая пора становления, роста умственных сил, когда формируются бесчисленные навыки, сложнейшие свойства ума»; период «конструирования возможного будущего». Старший дошкольный возраст выступает начальным этапом интериоризации действий, формирования семиотических функций (язык, умственный образ) и символического мышления, которое вбирает в себя чувственный опыт и результаты теоретического осмысления действительности. На данном этапе дети приобретают эту форму мышления в процессе активного исследования окружающей среды, задавая вопросы и часто самостоятельно находя на них ответы, впитывая впечатления жизни, накапливая опыт, творчески перерабатывая его и таким образом самоутверждаясь в мире.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики.[1]
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6—7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4—5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6—7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6—7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.[2]
Таким образом, к 6—7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.
Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это выполнение становится осознанным, а определяющий его мотив — «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.[3]
Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. В силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей. Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6—7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абрамова, И. А. Формирование нравственной культуры дошкольников / И. А. Абрамова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – No 2. – 2015. – С. 11–19.
2) Башаева С. А., Сараханова М. А. Развитие культуры общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности//МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Сборник материалов Региональной научно-практической конференции с участием молодых исследователей, студентов, магистрантов и аспирантов. Махачкала, 2021. С. 20-25
3) Вологдина И. В., Игровая деятельность как средство воспитания культуры произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 92-101
4) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-57
5) Демина Ю.С. Воспитание культуры общения в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е.А. Жесткова. 2017. С. 31-35
6) Донцова О., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на праздниках и развлечениях // Музыкальный руководитель. — 2019. — № 7. — С. 11-15
7) Емельянова И. В., Отношение дошкольников к обману // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 1. — С. 15-20
8) Еремина Ю. С., Картотека игр, направленных на развитие коммуникативной культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 5. — С. 64-69.
9) Желева В. А., Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 10. — С. 17-24
10) Карелина А., Играем с детьми : старшая группа // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 12. — С. 10-21
11) Космачева Н. В., Психологические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 3. — С. 45-55
12) Космачева Н. В., Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям и социокультурным традициям // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 5. — С. 69-74
13) Крюкова И. К., Сюжетно-ролевая игра. Старое и новое // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 1. — С. 25-31
14) Кубашова Н. В., Сюжетно-ролевая игра - важнейший вид детской деятельности // Поем, танцуем и рисуем. — 2021. — № 9. — С. 2-9
15) Молькова Н. В., Волшебное превращение // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 8. — С. 48-55
16) Мурашова И., Сюжетно-ролевая игра и социальное развитие старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 5. — С. 88-96.
17) Николаева С., Природа как основа формирования духовности с детства: эколого-духовное воспитание // Дошкольное воспитание. — 2020. — № 10. — С. 35-39
18) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 04.12.2022)
19) Суворова С. А. Формирование основ этикета у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации//СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул, 2021. С. 86-92
20) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.