Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современные условия жизни определили новый способ более эффективного преподавания для улучшения профессиональной подготовки учащихся. Традиционные методы обучения не в полной мере отвечают современным требованиям, поэтому необходимо применять новые методы обучения, позволяющие сформировать у учащихся способность самостоятельно приобретать знания и решать коммуникативные задачи. Для этого система образования должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся учились мыслить с помощью приобретенных знаний и получать учебные материалы в рамках проблемного задания.
Целью современного преподавания является не только достижение практических результатов языками, но и сосредоточение внимания на образовании, воспитании, развитии личности учащегося, речевых способностях, внимании, мышлении, воображении и мотивации к дальнейшему обучению.
Применение проектной формы учебного плана в учебных заведениях требует от учащихся определенного уровня подготовки. К сожалению, все еще существует много недостатков в уровне базовых школьных знаний учащихся. Поэтому необходимо создать позитивный настрой у учащихся, повысить интерес и решить проблемы мотивации. Курс должен быть интересным, увлекательным и развивать творческую мыслительную деятельность. В различных формах организационных курсов мотивацией к повышению уровня изучения является проектная работа.
С введением Федеральных национальных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательных учреждениях больше внимания стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий, то есть использованию различных интерактивных технологий, одной из которых является метод проектов. Результатом профессионального развития является формирование следующих ключевых компетенций:
1. Социальная компетентность - способность брать на себя ответственность, терпимость и социальную мобильность;
2. Коммуникативные навыки - понимание образования и техники письменного общения на разных языках, включая общение через Интернет;
3. Социальные и информационные способности -знание информационных технологий, критическое отношение к полученной информации;
4. Когнитивные способности - способность готовиться к постоянному совершенствованию образования, потребность осознавать и реализовывать личностный потенциал, способность самостоятельно приобретать новые знания и навыки, а также способность к саморазвитию;
5. Профессиональные способности - готовиться к самостоятельным профессиональным действиям и оценивать результаты своей работы.
Суть проектного метода заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, которые предполагают обладание определенным объемом знаний и предоставление решений этих проблем посредством проектной деятельности, способности применять полученные знания, рефлексии или развития критического мышления. Как писал Дж. Дьюи: «Проблема задает цель мышления, а цель управляет процессом мышления».
Объект исследования: проектное обучение.
Предмет исследования: проектная методика эвенкийского языка в школе.
Цель исследования: проанализировать особенности проектной методики эвенкийского языка в школе в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть историю и основные термины проектной методики;
2. Изучить виды и цели проектной методики;
3. Раскрыть общую характеристику этноязыкового обучения;
4. Осуществить внедрение проектной методики в обучение эвенкийскому языку в школе;
5. Разработать мероприятия по совершенствованию обучения обучение эвенкийскому языку в школе на основе проектной методики.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты проектной методики в обучении.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ внедрения проектной методики в обучение эвенкийскому языку в школе.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ
1.1 История и основные термины проектной методики
Метод проекта зародился в Соединенных Штатах в конце девятнадцатого века. Интересным фактом является то, что сначала он использовался только для сельскохозяйственных школ, а в конце первого десятилетия ХХ века был передан в общеобразовательную школу. В то время в учебной литературе появился термин «проектный метод». Профессор Колумбийского университета У. Килпатрик разработал психопедагогическое обоснование этого метода. У. Килпатрик под проектом понимал каждый объективный проект, каждый случай объективной деятельности, в котором «доминирующим намерением является внутренний импульс» [5, с. 162-187].
По мнению ученого для разработки проекта необходимо следующее:
1. Установить цели для действий;
2. Направлять свой процесс;
3. Разработать общее структурное направление и проанализировать внутренние мотивации.
Таким образом, проект может относиться к различным повседневным переживаниям, которые действительно руководствуются доминирующим намерением.
Именно на этой основе, по словам М.М. Рубинштейна, структура содержит четыре элемента:
1. Чувство реальной и жизненно важной потребности, которое может быть объединено в проблему, созданной самими учащимися;
2. Повышение интереса и энтузиазм, приводящих к активностям;
3. Поиск подходящих средств и материалов;
4. Организация и реализация результирующих проектов.
Проектный метод в то время рассматривался как последнее звено в развитии педагогических идей от школы обучения к школе свободной жизни. Это действительно так, потому что учащиеся получали самую широкую инициативу в постановке целей деятельности, выборе и разработке проектов. Сторонники этого метода считали, что учащиеся могут извлечь пользу только из той деятельности, которую они выполняют с большим энтузиазмом. Именно поэтому преимущества проекта зависят от степени заинтересованности школьников в достижении своих целей [12, с. 142-164].
В середине 1920-х годов метод проекта привлек внимание советских педагогов. Они считали, что в нашей реальности критически модифицированные методы повысят эффективность усвоения школьных знаний. В то время главной задачей школы была организация личного опыта учащихся и их активного участия в общественных делах.
Вышеизложенное делается путем разделения социальной работы на отдельные «дела» и «проекты», каждый из которых представлен как конкретная социальная задача. Например, участвовать весной в Севе подшефного колхоза. Ученикам была объяснена суть предлагаемого проекта. Учителя сами или с небольшой помощью сформулировали план реализации проекта, который был разделен на небольшие задачи. Если в процессе внедрения возникали трудности, они решались путем изучения соответствующих тем или частей учебного курса.
Проанализируем причины, по которым этот метод не был признан отечественными экспертами. Похоже, что это теоретический вопрос, который не был полностью исследован, что привело к тому, что существует смутное понимание природы проекта. Нет никаких оснований для типа и организации рабочих форм: «Если идея навязана сверху, то она не будет считаться необходимым, разумным и важным образованием». Кроме того, к наиболее важной причине можно отнести недооценку, а зачастую и полное отрицание руководящей роли учителей и школы в целом. Можно также сказать, что необходимость получения учащимися систематических знаний отрицается, заменяясь набором разрозненной информации из разных отраслей знаний.
Таким образом, характерной чертой развития национальной проектной методологии является то, что она все больше интересуется проблемой использования проектных методов, особенно в обучении иностранным языкам, поскольку это позволяет органично интегрировать знания учеников из разных областей при решении задач, позволяя применять полученные знания на практике генерировать новые идеи [3, с. 44-67].
Проектный метод основан на идеях, составляющих суть понятия «проект», и его прагматическая направленность заключается в результатах, которые могут быть получены при решении крупной практической или теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, понять или применить на реальной практике.
Для достижения результата необходимо: научить детей самостоятельно мыслить; дать знания в различных областях, задействованных в реализации проекта; прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вариантов принятия решений; работать последовательно и помогать друг другу.
С введением Федеральных национальных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательных учреждениях больше внимания стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий, то есть использованию различных интерактивных технологий, одной из которых является метод проектов. Результатом профессионального развития является формирование следующих ключевых компетенций:
1. Социальная компетентность - способность брать на себя ответственность, терпимость и социальную мобильность;
2. Коммуникативные навыки - понимание образования и техники письменного общения на разных языках, включая общение через Интернет;
3. Социальные и информационные способности -знание информационных технологий, критическое отношение к полученной информации;
4. Когнитивные способности - способность готовиться к постоянному совершенствованию образования, потребность осознавать и реализовывать личностный потенциал, способность самостоятельно приобретать новые знания и навыки, а также способность к саморазвитию;
5. Профессиональные способности - готовиться к самостоятельным профессиональным действиям и оценивать результаты своей работы.
Ключевые компетенции - это межкультурные и межведомственные знания, навыки и умения, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Ключевые способности определяют универсальность, социальную и профессиональную мобильность индивида, позволяя ему успешно адаптироваться к социальной и профессиональной среде [10, с. 23-64].
Перед учителем встает трудная задача выбора вопросов для проекта. Эти вопросы могут быть только из окружающей действительности и из жизни. С точки зрения работы учащегося, проект - это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или в одиночку, и в полной мере использовать свои возможности; это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу и публично продемонстрировать достигнутые результаты.
С точки зрения учителя, проект - это дидактический инструмент, который позволяет обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности, находить решение проблемы путем решения проблемы при рассмотрении проблемы в определенной ситуации.
Актуальность проектных методов сейчас в основном обусловлена необходимостью для студентов понимать смысл и назначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, а также думать о способах их реализации.
В настоящее время проектный метод все чаще рассматривается как система обучения, и учащиеся приобретают знания и навыки в процессе планирования и реализации постепенно все более сложных проектов. Вовлечение учащихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать и формировать самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности [2, с. 32-41].
В процессе внедрения проектной методики учащиеся приобретают большой опыт совместной деятельности со своими сверстниками и взрослыми. В проектной деятельности учащегося приобретение знаний, навыков и умений происходит на каждом этапе проектной работы. Кроме того, основная цель образовательной деятельности предстает перед учащимися в косвенной форме.
Поэтому процесс приобретения знаний осуществляется без давления сверху и приобретает личностный смысл. Кроме того, проектная деятельность носит междисциплинарный характер. Это позволяет использовать знания в различных комбинациях, стирая границы между дисциплинами и приближая применение знаний к реальным жизненным ситуациям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т. Е., Стручков, К. Н. Функционирование эвенкийского литературного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - №7-2(49). - С. 20-23.
2. Ассоциативный словарь эвенкийского языка. Электронный ресурс: http://www.adictsakha.nsu.ru/dict
3. Варламова, Г. И. Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре / Г. И. Варламова. - Новосибирск: Наука, 2021. - Т. 1. - 185 с.
4. Василевич, Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.) / Г. М. Васильевич. - Л.: Наука, 2020. - 304 с.
5. Диканский, Н. С. Образование для коенных народов Сибири: социокультурная роль Новосибирского государственного университета / Н. С. Диканский, Ю. В. Попков. - Новосибирск: Нонпарель, 2020. - 360 с.
6. Захарова, Н. Е. Этноязыковая идентичность населения полилингвокультурного социума (на примере Анабарского района Якутии) // Социальные процессы Современной России. - 2020. - C. 151-155.
7. Захарова, Н. Е. Особенности языкового сознания носителя языка в условиях многоязычия (на материале эвенкийского, якутского и русского языков) / Н.Е. Захарова. - Кемерово, 2018. - 261 с.
8. Марфусалова, В. П. Нормативно-правовое обеспечение этнокультурного образования в современной системе образования // Педагогика Севера: партнерство во имя ребенка: материалы Всероссийской конференции. - 2020. - С. 83 - 85.
9. Марфусалова, В. П. Об инновационном образовательном процессе в школе малочисленных народов Севера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 11. - С. 42-45.
10. Марфусалова, В. П. Эвенкийский язык: учебное пособие / В. П. Марфусалова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - 132 с.
11. Марфусалова, В. П., Сакердонова, А. С. Значение институтов образования в сохранении и развитии языков и культуры коренных народов Арктики // Вестник Северо-восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2021. - № 1 (05). - С. 38-43.
12. Мечковская, Н. Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев / Н. Б. Мечковская. - 2-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2020. -207 с.
13. Набок, И. Л. К вопросу о разработке методики анализа состояния и развития языков народов России // Реальность этноса. Роль образования, культуры и литературы в формировании российской гражданской идентичности: сб. статей по материалам XV11 Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 341344.
14. Просвещение на Крайнем Севере: Сб. в помощь учителям шк. народностей К. Севера, №24 / А. Л. Бугаева, А. А. Кудря. – СПб.: Просвещение, 2021. - 222 с.
15. Серебренников, Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б. А. Серебренников. - М. : Наука, 1988. - 242 с
16. Слепцов, П. А. Русские лексические заимствования в якутском языке / П. А. Слепцов. - М. : Наука, 2020. - 256 с.
17. Тихонова, А. Ю. История культуры региона как фактологическая основа создания учебно-методического комплекса для образовательных учреждений // Мир образования - образование. - 2021. - №1 (53). - С. 60-65.
18. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 N 53-ФЗ (последняя редакция).
19. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 N 74-ФЗ (последняя редакция).
20. Филиппова, В. В. Анабарский регион Якутии в XX - в начале XXI вв.: особенности этнокультурного ландшафта // Научный диалог. - 2020. - №11. - С.495-508.