Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы заключается в непонимании влияния игры на формирование самооценки у дошкольников.
Отдельные стороны развития дошкольников в игре изучены весьма поверхностно. Так, например, очевидно, что игра способствует развитию не только воображения, восприятия, памяти, речи, мышления, но и самооценки.
Самооценка – это способность понимать и оценивать себя. Самооценка может отражать как самопознание ребенком других, так и собственную поступательную деятельность, которая направлена на осмысление своих поступков и личностных качеств.
Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах И.С. Кона, Л.И. Божович, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, К. Роджерса, Э. Эрикосона, и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены Л.И. Божович, О.А. Белобрыкиной, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, В.А. Горбачевой, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, Л.И. Уманец, Е.И. Савонько, и др.
Объект исследования: самооценка дошкольников.
Предмет исследования: формирование самооценки у дошкольников под влиянием игры
Цель исследования: изучение особенностей развития самооценки дошкольника под влиянием игры.
Задачи исследования:
1. Дать понятие самооценки в психологии и педагогике.
2. Раскрыть возрастные психологические особенности самооценки у детей дошкольного возраста
3. Определить возможности игр в формировании самооценки дошкольников.
Структура курсовой: введение, две главы, заключение, список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Понятие, сущность и виды самооценки
Самооценка, по мнению многих исследователей (Р.Бернс, И.С.Кон, А.Маслоу, А.И.Липкина, и др.), существенно влияет на эффективность деятельности человека и на степень выраженности стремления к личностному росту
Самооценка – это отношение человека к самому себе, его представления о себе (убеждения, эмоции, чувства, которые направлены против самого себя и своей судьбы)[6].
Структура самооценки представлена двумя компонентами - ценностно-когнитивным и ценностно-эмоциональным. Когнитивный компонент представляет собой набор представлений о себе, которые могут быть или не быть обоснованными. Оно представлено процессами самопознания, в результате которых возникает знание о себе - образ своих качеств, внешних характеристик, умений, способностей, социальной значимости навыков, и т. д.
Составляющие показатели: способ ориентации на обоснование самооценки, мера реалистичности, разнообразие и объем самооценки суждений, форма (категоричная или проблемная) самовыражения. Эмоционально-ценностный компонент самооценки представляет собой эмоциональное отношение к данной совокупности убеждений (оценочные характеристики компонентов когнитивной самооценки и связанных с ними переживаний), в том числе сила и интенсивность зависят от важности оцениваемого содержания для личности. Первая отражает знания, которые человек имеет о себе, вторая - его отношение к себе.
В процессе самооценки эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни один из них не может быть представлен в чистом виде. Знание о себе человек приобретает в социальных контактах, а они неизбежно наполняются эмоциями, сила и интенсивность которых зависят от важности оцениваемого содержания для личности. Качественное своеобразие познавательного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них [8].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978– 127с.
3. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
5. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
6. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 149 с.
7. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
8. Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – № 2. – С. 4-9.
9. Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118.
10. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.