Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение в школе является одним из ответственных периодов в жизни младших школьников, так как образовательный процесс требует мобилизации физических и интеллектуальных сил, соблюдения требований учителя, выполнения учебных заданий. Обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, с учителем. Школа ставит перед младшими школьниками целый ряд обязанностей, что приводит к увеличению нагрузки и появлению различных трудностей, которые обучающиеся не всегда в состоянии преодолеть самостоятельно.
Различные факторы школьного обучения, которые приводят к проблемам в обучении, социализации, способствуют развитию дезадаптации. По различным данным, школьная дезадаптация наблюдается у 15-40% обучающихся начальной школы [14]. Дезадаптация младших школьников проявляется в трудностях выстраивания межличностных отношений с учителем и сверстниками, в снижении успеваемости, в формировании заниженной самооценки, развитии школьной тревожности. Это оказывает в целом неблагоприятное влияние на формирование личности младшего школьника.
В связи с этим возникает необходимость предупреждения школьной дезадаптации, создании условий для благоприятного развития личности. Это является одной из важнейших задач педагогов школы, что отражается в психолого-педагогических исследованиях по данной проблеме (Л.С. Выготский, Г.Ф. Кумарина, Ф.Р. Мавлеткулова, Т.Д. Молодцова, Р.В. Овчарова, Л.Д. Столяренко и др.).
Анализ современного состояния процесса школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста обнаруживает противоречие между потребностью педагогических работников в проведении работы по профилактике школьной дезадаптации обучающихся и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе.
Проблема исследования заключается в необходимости раннего выявления и предупреждения школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста.
Актуальность данной проблемы и практическая значимость определили тему исследования «Профилактика школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка программы профилактики школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – профилактика школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс профилактики школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если реализуется программа, включающая мероприятия с обучающимися по предупреждению проблем в адаптации.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «школьная дезадаптация» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть содержание профилактики школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить уровень школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу по профилактике школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– теоретические (анализ и обобщение литературы);
– эмпирические (констатирующий эксперимент, тестирование);
– методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ «Могойтуйская СОШ № 3».
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении понятия школьной дезадаптации, обоснования деятельности по профилактике школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы профилактики школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста, которая может быть использована педагогами начальных классов.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
Для рассмотрения проблемы школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста необходимо изучить сущность понятия «адаптация».
В научной литературе термин адаптация рассматривается как приспособление. Первоначально адаптация использовалась в работах физиологов (Ч. Дарвин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и другие). Одним из первых в научный оборот понятие «адаптация» ввел Г. Ауберт. В своих работах под адаптацией он понимал изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей. В дальнейшем термин «адаптация» стал использоваться в биологии как приспособление организма к изменяющимся условиям среды обитания.
Адаптация в философии раскрывается как особая форма активности и реакции системы на внешнее воздействие. Адаптация стала рассматриваться не только с точки зрения биологии, но и социологии, то есть адаптацией является приспособление не только к биологическим факторам, но и к социальным факторам. При адаптации личности происходит приспособление к внешним условиям социальной среды. Такой точки зрения придерживались философы А.Ф. Лосев, Б.Ф. Лосев и другие.
В психологии и педагогике адаптация рассматривается как процесс взаимодействия личности с окружающей средой с целью реализации актуальных потребностей. В.Г. Казанская отмечает, что адаптация – это динамический, непрерывный процесс установления соответствия между уровнем актуальных потребностей личности и уровнем их удовлетворения. Благодаря адаптации происходит развитие личности [7].
Адаптация как приспособление личности также рассматривается как активное принятие ценностей, норм, правил поведения, принятых в определенной группе или обществе в целом. Приспособление означает «согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением, при этом происходит согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды» [16].
Существуют различные виды адаптации – биологическая и социальная. Также выделяется такой вид адаптации, как школьная адаптация, которая характеризует процесс приспособления обучающихся к школьному обучению. Школьная адаптация – это процесс взаимодействия ребенка и школы, в результате которого происходит установление оптимального соответствия форм, методов и технологий образовательного процесса потребностям, интересам и способностям школьников. В результате такого взаимодействия происходит формирование у обучающихся способности реагировать на внешние условия и приспосабливаться к ним [19].
По мнению Г.Ф. Кумариной, под школьной адаптацией следует понимать частный случай социально-педагогической адаптации, при которой происходит приспособление психики обучающегося к новым педагогическим условиям обучения. Успешность школьной адаптации рассматривается как критерий психического и социального здоровья обучающегося. Это отражается на поведении школьников, их успеваемости, благополучии эмоциональной сферы [11].
Р.В. Овчарова раскрывает школьную адаптацию как процесс активизации различных сфер личности ребенка – коммуникативной, мотивационной, эмоциональной. На всех уровнях психики происходят изменения, которые характеризуют возможности ребенка реагировать на изменения внешней социальной среды и внутриличностные изменения. Совокупность внешних и внутренних изменений структуре личности и в поведении школьника определяет успешность адаптации и приспособления к условиям обучения [27].
Школьная адаптация – это двусторонний процесс, в котором участвуют не только дети, но и школа в лице учителей, родителей. Изменения происходят не только в личности обучающихся, они вызывают ответные реакции со стороны педагогов, родителей, которые прикладывают определенные усилий, если процесс школьной адаптации нарушается и возникают различные проблемы. На это указывают такие исследователи, как А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, И.А. Фурманов.
Под влиянием различных факторов процесс школьной адаптации может быть нарушен, что приводит к школьной дезадаптации. По данным различных авторов, школьная дезадаптация отмечается у 10-12% школьников (Е.В. Шилова), у 35-45% обучающихся (Г.Ф. Кумарина). Это определяет необходимость изучения сущности понятия «школьная дезадаптация», а также выявления факторов, которые приводят к школьной дезадаптации обучающихся [11].
Школьная дезадаптация – это процесс нарушения приспособления обучающихся к процессу обучения в школе. Ф.Р. Мавлеткулова отмечает, что дезадаптация младших школьников вызывается рядом факторов – внешних и внутренних [14].
Среди внешних факторов наиболее часто к школьной дезадаптации следует выделить следующие:
1. Требования школьной программы и оценка школьных успехов.
2. Специфика взаимоотношения с учителями.
3. Особенности статусного положения ученика в школьном коллективе.
4. Изменение образа жизни в связи с посещением школы.
Первый фактор – это требования школьной программы и оценка школьных успехов обучающихся. Процесс обучения предполагает освоение образовательной программы, достижения целевых ориентиров, образовательных результатов, которые определены стандартом. При этом данные стандарты ориентированы на среднего ученика и не всегда учитывают индивидуальные особенности младших школьников – их способности, возможности, тип темперамента и другие. Повышенные требования и большой объем учебного материала в ряде случаев приводит к школьным затруднениям, стрессу, что в свою очередь способствует дезадаптации младших школьников. Также негативным фактором, который приводит к школьной дезадаптации младших школьников, является боязнь получить плохую оценку, боязнь наказания со стороны родителей, осуждения со стороны учителя и сверстников. Это является также значимым фактором для младших школьников, которые очень чувствительны к оценкам взрослых и одноклассников [19].
Следующий фактор, который приводит к школьной дезадаптации, заключается в трудностях выстраивания отношений младших школьников с учителем. Младшие школьники воспринимают педагога как авторитета, особенно это характерно для детей первого-второго класса. Оценка педагога, его высказывания являются важными для младших школьников, и если отношения с учителем выстраиваются неблагоприятно, то это находит отражение в адаптации обучающихся и нарушении приспособления к школе и школьному обучению. В связи с этим важную роль играет характер межличностных отношений учителя и младших школьников [23].
На процесс школьной дезадаптации значительное влияние также оказывает общение со сверстниками, особенности статусного положения младшего школьника в классе. Сверстники в младшем школьном возрасте являются важными партнерами по общению, их мнение и оценки выступают как значимые для обучающихся. Школьный класс выполняет социализирующие функции, благодаря чему младшие школьники усваивают различные нормы и правила поведения в коллективе, осваивают социальные роли. Неблагоприятное положение в школьном коллективе негативно отражается на процессе социализации и адаптации младших школьников, что приводит к различным трудностям и, в конечном итоге, к дезадаптации. В связи с этим необходимо проводить мероприятия по сплочению класса, формированию у младших школьников коммуникативных умений и навыков, способствующих общению и взаимодействию обучающихся. Это оказывает благоприятное влияние на становление личности младшего школьника [5].
Изменение образа жизни в связи с посещением школы – это также фактор, который влияет на процесс школьной адаптации обучающихся начальных классов. Дети, попадая в школу, изменяют привычный уклад жизни, осваивают новые социальные роли, учатся соблюдать новые правила и требования. Не всегда младшие школьники успешно проходят процесс адаптации, что отражается на их социальном и психическом здоровье и благополучии. Особенно это актуально для первоклассников, которые с трудом приспосабливаются к новым условиям обучения [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных подростков и ее причины. – Ульяновск, 2010.
2. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 240с.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 440 с.
5. Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов. - М., 2001. - 373 с.
6. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М.: Социальной здоровье России, 1992. - 204с.
7. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Питер, 2011.
8. Карандашев В.Н., Крылова Т.А., Лисянская А.С. Курс комплексного развития младших школьников. Программа, занятия, дидактические материалы. - Волгоград: Учитель, 2011. – 303 с.
9. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми «группы риска»: Методическое пособие. - СПб, 2006.
10. Круглова Н.Ф., Панов В.И. Психодиагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. – М.: Изд-во МПСИ, 2004.
11. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. - 2002. - № 1. - С. 111.
12. Легенчук Д.В. Правовые основы социальной работы. – Курган, 2008. – 158 с.
13. Легенчук Д.В. Правовые основы социально-педагогической деятельности. – М., 2014. – 246 с.
14. Мавлеткулова, Ф.Р. Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов: диссертация. – Уфа, 2002. – 235 c.
15. Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007.
16. Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10. - С.62.
17. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: Диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
18. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профлакика. – СПб.: Речь, 2007.
19. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудно. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2005. - 256 с.
20. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - Ростов-на-Дону: РАО. Южное отделение. Изд-во РГПУ, 1997, - 295 с.
21. Монина Г.Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Речь, 2002.
22. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 365 с.
23. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-200 с.
24. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.
25. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. - М., Педагогика, 1985, -155 с.
26. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1995. - 368 с.
27. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 318 с.
28. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2001. - 480 с.
29. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. - М.: Просвещение, 1990. - 105 с.
30. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 160 с.
31. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе / авт-сост. Афанасьева Н.В., Крылова Т.А., Загоскина Т.В. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008.
32. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. - 2003. - № 18.
33. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- Т.1. - А-М.-608 с.
34. Савина Н.П. Организационно-педагогические условия адаптации детей «группы риска» в общеобразовательном учреждении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Новосибирск, 2000.
35. Склярова Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности // Образование. – 2004. - №11. – С.30-36.
36. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. – СПб: Каро, 2001.
37. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А.Галагузовой. - М.: Владос, 2000. - 416 с.
38. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 319 с.
39. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. – М.: Сфера, 2005.