Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе отмечается стремительный рост девиантного поведения среди учащихся. На сегодняшний день данная проблема перестала носить исключительно психолого-педагогический характер, перейдя в разряд общественно значимой проблемы в рамках современного государства.
Поэтому актуальность данного исследования вызвана необходимостью анализа отклоняющегося поведения учащихся, поскольку сейчас данной проблема начинает приобретать угрожающие черты и массовый характер проявления девиаций, что в свою очередь ведет к увеличению противоправных деяний и совершению действий асоциального характера, а также проявлению детской жестокости и агрессии в отношении других членов социума.
В данном исследовании огромное внимание необходимо уделить роли семьи и семейного воспитания в заложении фундаментальных основ поведенческой направленности, а также нравственным нормам и правилам, навыкам совместной деятельности детей, которые оказывают непосредственное влияние на формирование идеалов и планов в детском возрасте.
В частности, руководствуясь конкретными пунктами статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. 28.03.2017) становиться ясным реальная правовая ответственность, которая ложиться на плечи родителей. Так, в статье 63 пункте 1 говориться о том, что родители, наделенные соответствующим правом, обязаны заниматься воспитанием и развитием своего ребенка, поскольку несут прямую ответственность за него. Так же в их обязанности входит забота о здоровье ребенка, осуществление духовного, умственного, нравственного и физического его развития. На основании другого пункта 2 статьи 63 родители несут прямую обязанность в получении ребенком основного общего образования, а также в создании необходимых условий для того, чтобы он также смог получить среднее (полное) общее образование. Родители, учитывая мнение ребенка, наделены правом, самостоятельно выбирать учебное заведение и форму обучения ребенка, которую они посчитают нужным [1].
На сегодняшний день активное проявление девиантного поведения детей связывают с ростом общего числа неблагополучных семей, а значит, принижает значение и влияния родительского воспитания и контроля в отношении своих детей. Именно поэтому, в таких семьях, неблагополучные отношение, основанные на унижении чести и достоинства, насилии, жестоком обращении и принуждение к совершению правонарушений несовершеннолетними детьми воспринимаются ими как должное, как норма реальной действительности. В том числе и по этой причине каждый год констатируют, что около 25 000 школьников испытывают на себе преступные посягательства. Кроме того, практически 2 000 детских смертей заканчиваются суицидом, так как они не смогли выдержать муки и жестокое обращение со стороны своих близких, около 50 000 детей ежегодно убегают из своих семей, а около 6 000 – из детских домов и интернатов. И, наконец, около 25 000 детей принимают смерть от рук близких. Ужасающая статистика заставляет всерьез задуматься о том, что данная проблема, которая затронута в данном исследовании, очень даже актуальна и требует и требует быстрых решений и эффективных действий.
На сегодняшний день ни семья, ни образовательно-воспитательные организации не могут в полной мере обеспечить необходимый уровень положительного развития в воспитании детей. Во многом это связано с отсутствием эффективного сотрудничества между семьей и образовательными учреждениями, отсутствие тесного взаимодействия между ними, что также способствует развитию отклоняющегося поведения среди детей. Хотя современные государственные стандарты нового поколения огромное значение придают повышению уровня взаимодействия между ними. Ведь это поможет добиться серьезных успехов в повышении качественного уровня образования и разрешить насущные детские психологические и педагогические проблемы.
Если обратить свое внимание на освещение данной проблемы в научном сообществе, то необходимо отметить исследователей, которые занимались изучение данного вопроса. Так, в частности, Б. З. Вульфов, В. Г. Бочаров, В. И. Загвязинский, Б. Н. Алмазов, Н. А. Закатов. А. В. Мудрик и др. занимались изучением различных аспектов профилактических мероприятий отклоняющегося поведения учащихся. Также такие выдающиеся исследователи как И. В. Дубровина, С. А. Беличева, А. Е. Личко, Д. И. Фельдштейн и др., рассматривали определенные стороны данной проблемы.
Актуальность данной проблемы, а также её недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы курсовой работы.
Объектом исследования является девиантное поведение подростков.
Предметом исследования выступает предотвращение развития девиантного поведения детей.
Цель исследования заключается в выявлении и изучении специфических особенностей отклоняющегося поведения детей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятию «девиантное поведение» в психологии;
2.Проаналзировать причины и особенности проявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть профилактику, формы и методы отклоняющегося поведения.
4.Исследовать характерные черты девиантного поведения подростков;
5. Определить, цели и задачи по взаимодействию между школой и семье, которые помогут в профилактике отклоняющегося поведения детей.
Гипотеза исследования основана на предположении, что девиантное поведение подростков будет зависеть от социального влияния и от ситуативной предрасположенности к агрессивному и к самоповреждающему поведению.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключения и список использованной литературы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие отклоняющегося поведения в психологии
Девиантное поведение выступает одной из ключевых проблем современности. Несмотря на то, что прошло достаточно много времени со времени существования человечества, отклоняющееся поведение присутствует в социуме до сих пор и, наверное, будет существовать всегда, несмотря на то, что обществом и государством принимаются попытки искоренить данный тип человеческого поведения.
Под человеком - девиантом принимают индивида, который не может, по тем или иным причинам, осуществлять свою жизнедеятельность в соответствии с действующими в социуме правовыми и моральными нормами.
Несмотря на то обстоятельство, что проблемой отклоняющегося поведения занимались и в предшествующие эпохи, наибольшее внимание к ней отмечается в настоящее время. На данный момент существует не одно определение, девиантного или отклоняющегося поведения, но всех их объединяет близкий смысл и содержание. Так, в частности, синонимами к термину «девиантное поведение» выступают: асоциальное, делинквентное или антисоциальное поведение. Многогранность в отношении данного понятия, связана с тем, что изучением обозначенной выше проблемой занимаются разные исследователи из различных областей науки, и поэтому каждый из них воспринимает по-своему термин «девиантное поведение». Если взять психологию то здесь отклоняющееся поведение рассматривается как совокупность поступков, которые ведут к нарушению психологических, социальных, моральных норм, действующих правил и существующих принципов в человеческом обществе. Такое поведение является одним из источников причинения вреда (физического, психологического, морального, социального).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бородина, Н. Б. Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт / Н. Б. Бородина, И. А. Мушкина, О. П. Садилова // Социальная педагогика. – 2014. – № 6. – С. 121- 128.
2. Воробьева, К. А. О новых проявлениях девиантного поведения подростков в информационном пространстве / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. – 2018. – № 8. – С. 41-47.
3. Годовникова, Л. В. Индивидуально-психологические особенности трудных подростков / Л. В. Годовникова // Социальная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 27-31.
4. 3мановская, Е.В. Девиантология - Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр Академия, 2016. – 208 с.
5. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – 286 с.
6. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. - Минск: Беларусь, 2018. – 204 с.
7. Майсак, Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением [Текст]: монография / Н. В. Майсак. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет, 2009. – 167 с.
8. Мирошниченко, М. В. Методы исследования образа мира девиантных подростков / М. В. Мирошниченко // Психология обучения. – 2012. – № 9. – С. 43-54.
9. Нелидов, А. Л. Система профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе / А. Л. Нелидов, Т. Т. Щелина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. – № 1. – С. 39-64.
10. «Психодиагностика девиантного поведения среди несовершеннолетних». Сборник методических материалов. /Сост. Т.А. Мещенина - Нижневартовск, МАУ «Центр развития образования и молодежной политики Нижневартовского района», 2020. – 71 с.
11. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.